14:00 | 14 ноября, Ср

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Ключевой вопрос – открытость данных об имуществе

Правительство
A- A+

Под руководством Председателя Правительства Дагестана Артёма Здунова 15 марта прошло внеплановое заседание кабинета министров. Обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в сфере управления государственным имуществом республики.

Артём Здунов, в частности, сообщил, что по поручению врио Главы РД Владимира Васильева предстоит утвердить «дорожную карту» по повышению качества управления госимуществом. При этом положение дел в указанной области было названо критическим и требующим незамедлительного реагирования, в том числе со стороны прокуратуры, налоговых служб, УФСБ по РД.

По оценке премьер-министра, в ряду основных проблем – устаревшая нормативная база, отсутствие автоматизированного учета имущества, незавершенные мероприятия по регистрации права собственности республики на имущество, разграничению прав на землю, кадастрированию границ муниципальных образований.

«Всё это вызывает сложности, противоречия, фактически не дает работать ни одному из министерств. Ключевой смежной проблемой является незавершенность работ по градостроительному планированию и территориальному зонированию. Есть множество злоупотреблений в вопросах землепользования», – заявил Артём Здунов.

В этой связи он отметил, что представленная Министерством земельных и имущественных отношений РД «дорожная карта», рассчитанная на период до мая текущего года, – лишь первый этап в наведении порядка в проблемной сфере.

«Ориентировочно в конце мая нам надо будет рассмотреть «дорожную карту» второго этапа – более содержательную уже по реализации полномочий по управлению государственным имуществом, в том числе по конкретной работе с муниципальными образованиями, по повышению эффективности использования имеющегося имущества, и не только государственного, но и муниципального. Нужно будет провести анализ эффективности управления имуществом, в том числе поступления неналоговых доходов. Однако перейти к этой работе нельзя без той подготовки, которая предусмотрена на первом этапе», – пояснил руководитель кабинета министров.

В своем выступлении заместитель Председателя Правительства РД – министр по земельным и имущественным отношениям РД Екатерина Толстикова раскрыла основные пункты «дорожной карты». Было отмечено, что она направлена всем заинтересованным органам власти и согласована с ними.

«Первый этап нашей работы – это регламентация всех процессов, которые связаны с управлением государственным имуществом. К сожалению, сейчас регламентация находится на уровне начала 2000-х годов. Федеральное законодательство движется вперед, и нам нужно привести в соответствие с ним все свои нормы», – констатировала вице-премьер.

По ее словам, первый пункт «дорожной карты» – упорядочение функций органов власти по управлению государственным имуществом. Второе направление работы – формирование реестра государственного имущества. «В настоящее время он ведется по документам 90-х годов, нет пообъектного учета имущества, используется устаревшая программа. Достоверность данных и их защита никаким образом не обеспечены», – сказала Екатерина Толстикова, добавив при этом, что подготовлено постановление Правительства РД, аналогичное федеральному документу, что позволит изменить ситуацию.

Также была указана важность перехода к автоматизации вопросов управления госимуществом. В этой связи будет начата разработка государственной информационной системы управления госимуществом РД. Также будет проведена работа по инвентаризации государственного имущества, в том числе планируется принять меры для повышения качества управления унитарными предприятиями.

На заседании говорилось и о необходимости принятия нормативных актов в части приватизации, о налаживании взаимодействия между Минимуществом, Росимуществом и Росреестром в целях предупреждения возможных нарушений имущественных интересов РД.

В ходе доклада было озвучено, что следует завершить работу по нескольким важным направлениям: по внесению в реестр недвижимости сведений о границах республики и границах муниципальных образований, по разграничению права собственности на землю.

«Ключевой вопрос, который мы ранее определили, – это открытость данных о государственном имуществе Дагестана. Совместно с Мин­экономразвития и МФЦ планируем реализацию проекта «Недвижимость для бизнеса», который будет предусматривать в каждом многофункциональном центре новый ряд услуг. Можно будет увидеть реестр государственного имущества и подать необходимые документы для его использования, в первую очередь это относится к земельным участкам», – разъяснила Екатерина Толстикова.

«Также у нас нет регламента по судебной защите имущественных интересов Республики Дагестан, это одна из базовых государственных функций министерства, поэтому планируем утвердить регламент. В рамках «дорожной карты» в апреле планируем инвентаризацию всех договоров, у нас 1600 договоров на землю, около 300 договоров на имущество казны. Кроме того, проведем анализ работы по залоговому фонду и упорядочению реализации министерством государственных функций госуслуг. Что касается стратегического планирования, уже сейчас видно, что государственная программа по управлению госимуществом республики несколько отстает от аналогичной федеральной программы по цели, постановке задач. Поэтому предлагаем ее доработать», – расставила приоритеты Екатерина Толстикова.

В продолжение темы было озвучено предложение о создании Совета по вопросам повышения эффективности управления государственным муниципальным имуществом на уровне Правительства, чтобы координироваться с точки зрения лучших практик по другим регионам.

Комментируя озвученную информацию, Артём Здунов указал на необходимость проведения комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУПов: «Это один из важнейших пунктов, потому что мы говорим прежде всего­ о привлечении дополнительных доходов в бюджет. При этом, если посмотреть на неналоговые доходы, возникает вопрос: зачем нам ГУПы вообще нужны? У них есть функции, и они должны зарабатывать, выполняя определенные задачи. Нужно ставить перед ними планы и требовать их исполнение. Также надо провести аттестацию не только руководителей предприятий, но и бухгалтеров».

Кроме того, должны быть приведены в соответствие с законодательством уставы и положения по полномочиям собственников имущества – как министерств, так и подведомственных структур. Министерству экономики и территориального развития РД поручено организовать работу по линии МФЦ, то есть по предоставлению услуг по подбору объектов недвижимости, находящихся в госсобственности. Председатель Правительства Дагестана потребовал создать единую базу земельных участков для предоставления инвесторам, которые хотят работать в Дагестане.

«Услуги по передаче и продаже земельных участков нужно оказывать открыто и прозрачно», – выразил уверенность Артём Здунов.

По данному вопросу также выступил прокурор РД Денис Попов. По его словам, в условиях дотационности  бюджета республики особое значение приобретают вопросы обеспечения эффективности использования государственного имущества: «Состояние законности в сфере использования государственного имущества в республике является неудовлетворительным. Имеющаяся в правоохранительных органах информация, результаты расследования уголовных дел, надзорные проверки показывают, что распространенными являются нарушения закона при предоставлении недвижимого имущества в пользование без согласия собственника, использование имущества без заключения договоров и государственной регистрации, передача прав владения (использования) вне процедур торгов, невнесение либо занижение арендных платежей, непроведение конкурсов на право заключения договоров аренды и т.д. При этом значительное количество нарушений допускалось непосредственно должностными лицами органов управления государственным имуществом либо вследствие ненадлежащего осуществления ими своих контрольных функций».

Кроме того, прокурор республики отметил, что не в полном объеме выполнены работы по установлению границ населенных пунктов, актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, разграничению государственной собственности, имеются проблемы с принятием необходимой правовой базы.

Так, в настоящее время за Мингосимуществом РД закреплены 14 базовых функций по управлению земельными ресурсами, которые должны быть регламентированы, в том числе путем принятия коллегиальных решений, однако по настоящее время такой регламентации нет.

«Среди причин низкой эффективности использования государственного имущества следует указать допускавшиеся должностными лицами профильного министерства республики упущения и недостатки при учете и ведении реестра имущества. В результате не обеспечиваются прозрачность  и открытость в вопросах управления имуществом. Наиболее подверженными коррупционным проявлениям и злоупотреблениям остаются земельные вопросы. До сих пор не завершены работы по инвентаризации сельскохозяйственных земель, оформление права собственности на объекты недвижимости и земельные участки. Только на 30% от общего количества объектов недвижимости, закрепленных за государственными учреждениями, зарегистрировано право собственности республики», – констатировал Денис Попов.

«За последние три года Правительством республики только в собственность муниципальных образований Дербентского района без указания целей передано свыше 10 тысяч гектаров земель сельхозназначения, находившихся в республиканской собственности. В настоящее время нами проверяются обоснованность передачи и эффективность дальнейшего использования этих земель», – сообщил прокурор. В этой связи он обратился в Правительство республики с предложением внимательно проанализировать эти решения и дать оценку обоснованности их принятия.

По его словам, в настоящее время по его поручению  с привлечением городских, районных прокуроров проводится проверка законности отчуждения и передачи в аренду государственного имущества. «Имеется информация о том, что группой должностных лиц по поддельным правоустанавливающим документам зарегистрировано право собственности на более чем 1000 земельных участков, расположенных в г. Махачкале», – уточнил прокурор.

В этой связи Денис Попов отметил необходимость координации взаимодействия Минимущества РД с Управлениями ФНС и Росреестра по РД, а также обеспечения проведения правового просвещения населения.

«Ещё раз хочу отметить, что сфера использования государственного имущества и земель очень сильно криминализирована в республике, в связи с чем в этом направлении мы будем активно работать и принимать комплексные меры», – заявил прокурор республики.

Завершая обсуждение, Артём Здунов подчеркнул: «Наша задача – не только дать оценку, но и выстроить систему. Вот этим мы сейчас и занимаемся на первом этапе, а на втором – продолжим. Поэтому просьба ко всем быть соратниками в общем деле. Речь идет об инвесторах, и мы заинтересованы в том, чтобы они работали в нашем регионе в условиях прозрачной и понятной системы».

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Правительство»