«Матлас» — не просто курорт
Под руководством Председателя Правительства РД Абдусамада Гамидова 20 июля кабинет министров обсудил создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Хунзахского, Карабудахкентского, Каякентского и Дербентского районов.
Выступая с докладом по этому вопросу, министр по туризму и народным художественным промыслам Магомед Исаев отметил, что в адрес Минэкономразвития России были направлены материалы по земельным участкам общей площадью 2308 га для определения границ особой экономической зоны в Хунзахском районе и подписания дополнительного соглашения о передаче в управление и распоряжение Минэкономразвития России земельных участков и других объектов недвижимого имущества, расположенных на территории особой экономической зоны.
«Хочу отметить, — сказал докладчик, — что в Правительстве РФ под руководством заместителя Председателя Правительства Александра Хлопонина, с участием министра РФ по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и председателя совета директоров Группы «Сумма» состоялось совещание по вопросу финансирования внутренней и горнолыжной инфраструктуры проекта «Матлас». По его результатам было дано поручение рассмотреть возможность включения проекта в Стратегию развития ОАО «Курорты Северного Кавказа» на период 2016-2019 гг. в составе туристического кластера в СКФО». Для реализации проекта инвестором планируется направить порядка 20 млрд рублей, в настоящее время ведутся инженерно-геодезические работы стоимостью 150 млн рублей.
В части создания Каспийского прибрежного кластера оказалось не все так хорошо.
«Начальные работы по развитию Каспийского прибрежного кластера шли более быстрыми темпами, чем по «Матласу». Совместно с главами муниципальных образований и ОАО «Курорты Северного Кавказа» были определены земельные участки, площадь которых составила более 4500 га, но в связи с экономическими трудностями сроки работ по этому проекту планируется перенести», — подчеркнул Магомед Исаев.
Комментируя выступление, Абдусамад Гамидов отметил, что Каспийский прибрежный кластер более простой в реализации проект, чем «Матлас», но последний развивается благодаря инвестору.
«Надо активно искать инвестора на различных специальных форумах и площадках, для чего необходима качественная презентация. Если проект, какой бы хороший он ни был, пылится на полке, инвестор сам его найти не сможет. В районе реализации кластера есть вся необходимая инфраструктура и коммуникации для начальных работ», — напомнил он.
Первый заместитель Председателя Правительства РД Анатолий Карибов согласился, что развивать Каспийский прибрежный кластер экономически не менее выгодно, чем «Матлас». «Недавно мы проанализировали загруженность прибрежных санаториев, баз отдыха, отелей, и оказалось, что подавляющее большинство из них работают с максимальной нагрузкой. Считаю необходимым создать структуру или рабочую группу из представителей министерств, ведомств и Правительства РД для продвижения этого проекта», — сказал он.
Далее слово предоставили руководителю Агентства по дорожному хозяйству РД Загиду Хучбарову.
«Все, что связано с проектированием, ремонтом и строительством дорог по курортному комплексу «Матлас», идет в рамках программы, утвержденной парламентом Дагестана. В следующем году предполагается ремонт туннеля и селепропускного сооружения за туннелем, который «РусГидро» передал на баланс управления автомобильных дорог. В целом все вопросы, касающиеся Дагавтодора, мы выполняем», — заявил З. Хучбаров.
Заместитель министра транспорта, энергетики и связи РД Муртузали Гитинасулов сообщил о предполагаемой работе в части электрообеспечения проекта.
«Специалисты МРСК Северного Кавказа с выездом на место сделали обследование, по результатам которого было заявлено о необходимости строительства линии электропередачи протяженностью 67 км от подстанции Ирганай, а также усилении подстанции Тлох. Также требуются два трансформатора по 6 мегаватт. Общая сумма проекта составляет примерно 1 млрд 100 тысяч рублей. Начало строительства предполагается в 2017 году».
Подводя итоги совещания, Абдусамад Гамидов напомнил о важности подобных проектов: «Матлас» – не просто курорт, а еще и развитие горных территорий. Хорошая дорога, наличие бесперебойного электричества, газа – факторы, которые могут остановить отток населения с гор на равнину. Если коммунальные услуги при малейших негативных погодных условиях перестают поставляться, кто захочет в XXI веке жить в таких условиях? Подобные проекты оказывают положительное влияние на социальную сферу горных районов в целом».