Купить PDF-версию
08:43 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:00 08.06.2017

Местное самоуправление – это власть народа

Самоуправление в России в той или иной мере существовало на всем протяжении ее истории. Но законодательная база современного института самоуправления начала действовать в нашей стране с апреля 1998 года – после ратификации Европейской хартии местного самоуправления, признающей роль местных сообществ и развития демократии. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. О специфике системы и работы органов местного самоуправления у нас в республике мы говорим с первым заместителем председателя Собрания внутригородского района «Советский район» города Махачкалы Русланом Курамагомедовым.

– В Махачкале осуществляется местное самоуправление. А какая необходимость была в делении города по районам?

– В России есть только три городских округа с внутригородским делением: Челябинск, Самара, Махачкала, и у каждого нарабатываются свой опыт, своя специфика, но основные системные положения самоуправления везде в принципе одинаковые.

Результат работы местного самоуправления в первую очередь зависит от финансирования и эффективного применения полномочий. Если говорить о целесообразности создания внутригородских районов, то здесь преследовались следующие цели. Основной причиной реформы стало решение декриминализации муниципальных элит. Сейчас об итогах говорить рано, но по факту проведенное разграничение полномочий номинально увеличило объем возможностей внутригородских районов. В части основных позитивных моментов, пожалуй, можно выделить появление дополнительного ресурса депутатских кадров, готовых использовать свои возможности для реализации местных инициатив за счет наличия существенных финансовых ресурсов.

– Какие конкретные вопросы горожане могут решить через органы местного самоуправления?

– Как правило, на местном уровне можно решать задачи, например, по благоустройству: озеленение территории, освещение улиц, установка указателей, размещение наружной рекламы, организация сбора и вывоза мусора. Или можно также организовать детскую площадку. То есть предлагается неравнодушным жильцам обратить внимание на свой дом, улицу, район. Не рассчитывать на кого-то, а проявить свою гражданскую активность хотя бы в решении небольших проблем.

– И как они могут в этом принимать участие?

– В каждом районе есть администрация, которая ежедневно открыта, кроме выходных, и туда имеет право обратиться любой гражданин по вопросам благоустройства своей улицы или двора. В администрации района действуют комиссии, решающие те или иные вопросы. Далее, каждую неделю проводится прием граждан депутатами районного Собрания. Соответствующие объявления о приеме размещены и на стендах, и на сайтах администрации. Это прямая связь населения с органами районной власти. Все вопросы, требующие дополнительного контроля по исполнению, находятся в ведении районных депутатов. Кроме этого, существуют так называемые общественные слу­шания по таким делам, как утверждение устава района, его изменение или дополнение, а также рассмотрение бюджета. На эти слушания приглашаются жильцы района, и они могут высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу. С уставом можно ознакомиться на официальном сайте администрации Махачкалы.

– Известно, что районы имеют свой местный бюджет. Как он формируется?

– Пополнить бюджет разрешено следующими способами: 20% земельного налога, 50% налога на имущество физических лиц, по 15% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и ЕНВД.

В среднем бюджет внутригородского района около 135 млн рублей, это с учетом средств, предоставленных в виде дотаций (субвенций) из общегородского фонда поддержки внутригородских районов.

– А на что расходуются средства бюджета?

– Основная их часть идет на содержание местной администрации. Например, если взять администрацию Советского района, то распределение бюджета происходит следующим образом: содержание администрации – 47 млн 895 тыс. рублей, вывоз мусора – 97 млн 155 тыс. рублей, организация массовых спортивных мероприятий, работа с молодежью, организация культуры и досуга – 1 млн руб., также выделены субвенции на исполнение переданных государственных полномочий в размере 9 млн 115 тыс. рублей.

– Какие функции выполняют в районе народные избранники? Чем конкретно депутаты могут быть полезны гражданам?

– Основная задача депутатов – контроль за исполнением функций служб местного самоуправления. Прием граждан позволяет отследить конкретные задачи и устранить недоработки коммунальных служб. Депутат может посодействовать, чтобы двор или улица были включены в план дорожных ремонтных работ. Но здесь надо учесть и финансовые возможности местного бюджета. Поэтому от депутата в первую очередь требуется контроль за деятельностью городских служб. У нас есть практика, когда депутаты занимаются благоустройством, хотя это не их обязанность, а лишь созидательная личная инициатива.

– Каковы основные задачи, стоящие сейчас перед администрациями местного самоуправления, и чего удалось достичь за время вашей работы?

– Необходимо передать полномочия внутригородским районам. Если районы приобрели самостоятельный статус, то возникающие организационные и финансовые затраты должны быть оправданы реальной передачей вопросов городского хозяйства, а не только функций по сбору информации и обеспечению деятельности городских властей.

В течение года нам удалось провести ряд мероприятий по передаче дополнительных полномочий районам, например, права на имущество района, а еще четко определить полномочия по благоустройству.

Как позитивный момент можно отметить повышение активности депутатского корпуса и включение граждан в решение вопросов местного значения в развитие системы общественных палат. Конечно, предстоит еще немало, но начало уже положено. Децентрализация и передача полномочий районам с подотчетным бюджетом – задача непростая. Ведь необходимо привести в соответствие каждый пункт документов и, самое главное, быть готовым к исполнению возложенной ответственности и добиваться конкретных результатов в работе местного самоуправления. В этом основную роль должны сыграть и сами горожане.

Практика местного самоуправления выражает, по сути, действительно демократический принцип: вопросы решаются не директивно сверху, а инициативой, исходящей снизу, от народа. Как она будет исполняться, целиком зависит от активности граждан. Спонтанные или единичные случаи гражданской активности у нас в республике за последнее время не редки, при этом хотелось бы, чтобы и система местного самоуправления была выражением такой активности и стала серьезным рычагом подлинно народной власти.

Статьи из «Политика»

Нужна сбалансированная работа

2
Не надо кошмарить бизнес, говорил Дмитрий Медведев, находясь у руля государства. В недавнем...

Семья и дети – в центре внимания

3
Глава Дагестана Сергей Меликов принял участие в...

Усилить профилактику правонарушений

5
Вчера в Махачкале прошла тридцать первая сессия...

Воссоздать свой архитектурный стиль

4
По внедрению цифровых решений в строительную отрасль...

Голосуя сердцем

5
Вряд ли кто станет отрицать, что нынешние президентские выборы в нашей стране были особенными. Народ, продемонстрировавший поразительное единство, одерживающий...

Дагестан – это Россия в миниатюре

15
Открывая очередное совещание по актуальным вопросам,...

Производная войны

8
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Дополнительный импульс

10
Как уже сообщала «Дагестанская правда», в республику с рабочим визитом прибыл министр...

Единственно верный выбор

6
Итоги прошедших выборов Президента России ни у кого не вызвали удивления, они были легко предсказуемы. Реакция на них в мире разная – лидеры дружественных нам...

Память о героях

826
Матери и вдовы ребят, погибших в зоне СВО… Каждая из них переживает боль потери по-своему....