Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 29 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

«Новая школа»: на новом этапе развития

A- A+

На современном этапе развития системы образования дополнительное обучение является важной составной частью концепции «Новая школа».

На учреждения дополнительного образования ложится ответственность не только по профессиональной ориентации и развитию учащихся по интересам, но и по воспитанию, духовно-нравственному совершенствованию. Принципиально важным аспектом новой образовательной инициативы в системе дополнительного образования является формирование у учащихся ценностных ориентиров, осознание своего места и роли в жизни общества. Для организации этой работы на системном уровне объединяются усилия как образовательных учреждений, так и всех институтов общества, что должно способствовать воспитанию новой личности, ее адаптации к преобразованиям, происходящим в социуме. Что же сегодня происходит в работе учреждений дополнительного образования, какие вопросы выходят на передний план, об этом мы беседуем с министром образования и науки РД Магомедфазилом Азизовым.

— Магомедфазил Загидинович, как сегодня учреждения дополнительного образования республики осуществляют свою деятельность, какие направления в работе являются главными?  

— Дополнительное образование в республике осуществляется сегодня в 268 учреждениях с охватом 177011 детей, т.е. 44 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ. Аналогичные среднестатистические показатели и по Российской Федерации, где в системе дополнительного образования заняты 8275,4 тысячи обучающихся, что составляет 56 % и на 12 % выше, чем по республике. Кроме того, дополнительное образование в республике реализуется во всех типах и видах образовательных учреждений по 5 основным направлениям: спортивное в детско-юношеских спортивных школах; художественное в школах искусств и музыкальных школах; техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое на станциях и в центрах юных натуралистов.

В сельской местности расположены 169 УДО с охватом 101625 учащихся. А всего на базе общеобразовательных школ республики открыто более пяти тысяч творческих объединений, обеспечивая таким образом дополнительными образовательными услугами учащихся, проживающих на периферии и в городах. Из общего числа учреждений — шесть государственных, две детско-юношеские спортивные школы №2 и «Олимп» находятся в г. Каспийске; четыре центра: эколого-биологический, детско-юношеского туризма и краеведения, научно-технического творчества и фольклорно-хореографический центр «Ватан» в Махачкале. Стабильно функционирует наработанная в дополнительном образовании система предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.). Несмотря на финансовые трудности, выполняется календарь массовых мероприятий, проводятся системообразующие мероприятия по всем направлениям деятельности.

Для апробации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования открыта экспериментальная площадка в г. Махачкале на базе Центра дополнительного образования по внедрению новых механизмов взаимодействия основного и дополнительного образования в организацию пред- и профильного обучения. Проделана определенная работа по обеспечению качества образовательной деятельности, повышению престижа педагогов дополнительного образования. В целом перед системой дополнительного образования поставлены конкретные задачи: создать условия, способствующие самореализации и социализации личности, оказанию помощи и поддержки одаренным и талантливым детям, воспитанию духовно-нравственной личности, на решение которых и направлены усилия педагогов.

— Насколько хорошо сегодня укомплектованы учреждения дополнительного образования оборудованием, необходимым инвентарем, и предусмотрены ли дополнительные средства для их поддержки и развития?

— Все шесть государственных учреждений дополнительного образования детей находятся в г. Махачкале. Материально-техническое состояние этих учреждений можно охарактеризовать как удовлетворительное. Они располагают оборудованием, необходимым для ведения образовательного процесса и учебно-опытной работы. Безусловно, хотелось бы, чтобы больше выделялось земельных участков под опытные хозяйства, автотранспорта для перевозки детей, производственных нужд, хорошо бы больше иметь мастерских, тракторов, компьютеров, новых книг в библиотечном фонде. Сложнее обстоят дела с муниципальными УДО.

Перевод финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования на местный бюджет и его дефицит повлекли большие трудности в формировании материально-технической базы. В ряде муниципальных учреждений эта проблема частично решается: в городах Буйнакске, Дербенте, Махачкале, Каспийске, Хасавюрте, в Гунибском и Каякентском районах. Однако в большинстве муниципальных образований материально-техническая база учреждений требует значительного пополнения и модернизации.

Из-за дефицита необходимого оборудования и материалов муниципальные учреждения дополнительного образования преимущественно в городах не выдерживают конкурентной борьбы с негосударственными и иными образовательными структурами, предлагающими платные дополнительные образовательные услуги, в том числе наиболее привлекательные образовательные программы по иностранным языкам, раннему эстетическому развитию детей, танцам, отдельным видам спорта и другим, которые реализуются вне системы дополнительного образования, что ограничивает доступ к ним детей из малообеспеченных семей. Эта проблема планово решается Министерством образования и науки РД. Разрабатывается республиканская целевая программа развития системы дополнительного образования детей Республики Дагестан на 2012-2015 годы. Программа направлена на совершенствование нормативно-правовой базы дополнительного образования республики, обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, в том числе и на межведомственной основе, повышение социального статуса педагогов и их профессионального мастерства.

— Как формируется преподавательская база для учреждений дополнительного образования детей, ведь это должны быть люди увлеченные, обладающие организационным талантом педагога-воспитателя?

— Педагоги дополнительного образования действительно очень увлеченные люди, которым, несмотря на трудности, удается раскрывать в своих воспитанниках талант и дарования, добиваться высоких результатов. Сегодня в УДО трудится свыше 4697 педагогов, в том числе 2013 педагогов с высшим, 1374 — со средним и 166 — с начальным профессиональным образованием. Если брать последние достижения, то, например, финал VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования, прошедший в г.Санкт-Петербурге, принес победу – 1-е место и высшую награду Хрустальный ключик – Минаят Насруллаевой – педагогу дополнительного образования Центра эстетического воспитания «Радуга» г. Махачкалы. Немало и других убедительных побед в престижных республиканских, всероссийских конкурсах.
Должен с сожалением констатировать, что сегодня республиканские учреждения среднего и высшего профессионального образования не готовят специалистов для системы дополнительного образования.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты преимущественно из области хореографии, вокала, изобразительной деятельности, краеведения, спорта. Среди них известные артисты, художники, спортсмены, дизайнеры. Обучение же основам педагогики, психологии и методики преподавания осуществляется Дагестанским институтом повышения квалификации педагогических кадров МОН РД. Обучающие семинары для педагогов с использованием своей материально-технической базы и кадрового состава проводят также республиканские профильные центры дополнительного образования. А в начале учебного года педагоги имеют возможность на ежегодных традиционных семинарах ознакомиться с передовым опытом работы ведущих учреждений и своих известных коллег.

Благодаря профессионализму педагогов значительных успехов достигают их воспитанники в научно-исследовательской деятельности. За последние годы четверо воспитанников системы дополнительного образования республики заняли два вторых и два третьих места на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению, 1-е место на Всероссийском конкурсе юных фотолюбителей «Юность России за мир и взаимопонимание-2009». Воспитанники ДЮСШ под руководством талантливых тренеров-преподавателей добиваются на соревнованиях различных уровней высоких результатов. 358 спортсменов — учащихся школ республики стали чемпионами и призерами первенств России, 30 спортсменов — победителями и призерами на первенствах Европы и мира. Норматив мастера спорта России выполнили 29 юных спортсменов, кандидатами в мастера спорта стали 148 учащихся, один воспитанник выполнил норматив мастера спорта международного класса.  

— Какая работа, наряду со школой, ведется в учреждениях дополнительного образования по воспитанию духовности, нравственности, гражданственности у подрастающего поколения?

— Организация досуга и социально значимой деятельности детей и подростков входит в число основных задач учреждений дополнительного образования. Оно во многом компенсирует основное образование, предоставляя школьнику не только возможность выбора занятий по интересам и делая его досуг содержательным, но и помогая ему в социальном и профессиональном самоопределении, готовит его к взрослой жизни в обществе. Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд таких важных социальных проблем, как обеспечение занятости детей, формирование здорового образа жизни, профилактика беспризорности, безнадзорности, правонарушений и др. Гибкость системы дополнительного образования детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, способствует поддержке и развитию одаренных детей.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»