Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 27 ноября, Пт

Махачкала

Weather Icon

Новшества в избирательном законодательстве

A- A+

Проблема формирования легитимного парламента всегда была актуальна для Дагестана. Есть сложившаяся традиция обеспечения паритетного представительства в парламенте республики коренных народов пропорционально их удельному весу в структуре населения республики, а также всех территорий на уровне районов и городов Республики Дагестан.

Такое представительство обеспечивалось исторически в разные периоды через разные механизмы.

Каждое административно-территориальное образование на уровне района и города имеет свои особенности — экономические, географические, этнические и другие, и требует законодательных гарантий соблюдения сложившихся традиций обеспечения территориального и национального представительства в парламенте.

Именно сочетание учета этнических и географических особенностей Дагестана при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Дагестан является главным залогом эффективной и согласованной работы парламента и основой стабильности в республике.

Как известно, в октябре 2006 г. в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят Закон РД «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан», согласно которому Народное Собрание республики, состоящее из 72 депутатов, формировалось полностью по пропорциональной системе с разбивкой списков кандидатов на 53 региональные группы, соответствующие муниципальным районам и городским округам.

Однако в ходе практической реализации названного Закона, в соответствии с которым был сформирован ныне действующий республиканский парламент, возникали определенные сложности и проблемы, связанные с решением отмеченных выше задач.

В этой связи в преддверии новых выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан пятого созыва вновь возник вопрос о поиске оптимального для нашей республики механизма формирования парламента, способного гарантированно обеспечить в нем представительство как территорий, так и народов Дагестана.

Принципиальным моментом закона является увеличение количества депутатов Народного Собрания республики с 72 до 90 и, соответственно, региональных групп кандидатов с 53 до 62

В этих целях распоряжением Президента Республики Дагестан была образована рабочая группа, перед которой поставлена задача подготовить предложения по внесению изменений в Закон РД «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан». 

На основе результатов проведенного анализа законодательства и судебной практики, изучения предложений, высказанных депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, и поступивших от представителей политических партий и муниципальных образований республики, рабочей группой были выработаны основные подходы к нормативному регулированию вопросов назначения, подготовки и проведения выборов депутатов Народного Собрания РД.

Эти подходы, одобренные Президентом Республики Дагестан, были положены в концептуальную основу Закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан», принятого Народным Собранием РД на октябрьской сессии.

Принципиальным моментом Закона является увеличение количества депутатов Народного Собрания республики с 72 до 90 и, соответственно, региональных групп кандидатов с 53 до 62.

Как показала практика, при существовавшем ранее количестве депутатских мандатов и региональных групп списков кандидатов возникали сложности, связанные с обеспечением территориального и национального представительства в парламенте Республики Дагестан. Более того, интересы жителей крупных городов и районов республики оказались несколько ущемленными.

Принятые новшества увеличивают возможности для решения этих вопросов.

Максимально возможное число кандидатов в общереспубликанской части списка кандидатов увеличено с трех до десяти, что с нашей точки зрения вполне оправданно, так как позволит повысить узнаваемость политической партии, поскольку в общереспубликанскую часть списка, как правило, будут включены лидеры этих партий и авторитетные личности.

Важное новшество введено новым законом и в отношении распределения депутатских мандатов. Избирательному объединению, который получит более 5, но не менее 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании и не допущенным к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат.

Согласно старой редакции Закона РД «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» одним из оснований для отказа в регистрации списка кандидатов являлось выбытие кандидатов, в результате чего в списке кандидатов число региональных групп кандидатов оказалось хотя бы на одну меньше установленного данным Законом республики.

Аналогичное положение Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 2008 г. № 4-П было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. В этой связи пересмотрено соответствующее положение названного Закона республики, установив, что основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выбытие, в результате чего число региональных групп кандидатов останется менее 32, то есть уменьшится более чем на половину.

В законе также предусматриваются положения, направленные на совершенствование правового регулирования отношений, касающихся предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, изменений, касающихся освобождения от сбора подписей избирателей политической партии, список которой допущен к распределению депутатских мандатов или которой передан депутатский мандат, порядка замещения вакантного депутатского мандата, методики распределения депутатских мандатов и др.

Кроме того, в закон внесены и другие изменения дополняющего, уточняющего и юридико-технического характера, направленные на совершенствование данного Закона Республики Дагестан.

В целом принятие указанных поправок к Закону РД «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» позволит нам провести в марте 2011 года выборы депутатов Народного Собрания республики в соответствии с требованиями федерального законодательства, при этом учесть и особенности нашей республики, связанные с необходимостью обеспечения представительства всех территорий и народов Дагестана в нашем парламенте.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»