Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 05 декабря, Сб

Махачкала

Weather Icon

Обновление – требование времени

A- A+

(Продолжение. Начало в №№ 387, 388-389)

Существенное место в дискуссиях заняли проблемы формирования гражданского общества. Один из участников дискуссии проф. Ю.Н.Сагидов отметил, что модернизация российского общества тесно связана с формированием гражданского общества и дальнейшей демократизацией политической системы. Одним из признаков протекания процесса формирования гражданского общества является нарастание контроля общества над властью.
 
В условиях политической модернизации развитие, а главное — активное действие гражданского общества должно оказаться востребованным как обществом, так и государством. Одними из основных структур гражданского общества, его базисом на современном этапе являются общественные, неправительственные, некоммерческие организации (далее – НКО), поскольку они представляют собой самоорганизованные сообщества, объединяющие граждан на основе общих интересов, позиций, целей, подчеркнула докт. соц.н. И.А. Халий.  Именно они  оказались способными осуществлять устойчивую деятельность на всем протяжении российского реформирования, преобразовывать выраженные интересы различных слоев и групп в политические требования и представлять их на политической арене. НКО, во-первых, обязательно стремятся к позитивному взаимодействию с различными социальными субъектами, включая и сферу управления, а во-вторых, стараются опираться на объективные данные. Роль структур гражданского общества в процессе российской модернизации может (а по сути — должна!) быть весьма масштабной.
 
С целым рядом практических рекомендаций выступил проф. М.Я. Яхьяев. В интересах дальнейшей демократизации политической системы следует качественно повысить ответственность политиков перед гражданами и для этого ввести норму обязательной, регулярной прямой отчетности выборных народных представителей перед избирателями с правом избирателей отстранить своего представителя от выборной должности в любое время решением большинства избирателей. Кроме того, существенно повысили бы демократизм политической системы такие нормы, как ликвидация всяких неоправданных привилегий чиновников и приравнивание их зарплаты к средней зарплате квалифицированного специалиста. Демократизации эффективно может послужить и такая мера, как полная гласность и публичность деятельности органов власти. Современные информационные технологии позволяют организовать тотальный контроль народа или избирателей за своими представителями в форме прямых и полных, без изъятий и подтасовок телетрансляций заседаний органов исполнительной и законодательной власти, также в форме обязательной публикации в Интернете ежедневных или еженедельных отчетов депутатов и чиновников всех уровней о своей деятельности и принятых решениях, также путем обязательной публикации в Интернете всех решений законодательной и исполнительной власти. 
 
Проф. М.Я. Яхьяев также отметил, что развитие современных информационных технологий создает возможности перехода от представительной демократии к прямому народовластию. Формой этого прямого народовластия могло бы стать телевизионное голосование или СМС-голосование, технология которого отработана современными СМИ, но сегодня она, во-первых, применяется для выявления общественного мнения по пустяковым и второстепенным вопросам, во-вторых, не столько для выявления общественного мнения, сколько для манипулирования общественным мнением, в-третьих, выявленное общественное мнение не имеет законодательной силы. Однако создать независимую службу прямого всероссийского голосования по законопроектам и проблемам текущей политики технически вполне возможно. И тогда роль народных представителей изменится, а законодательные решения будет принимать действительно сам народ. 
 
***
Существенное место в докладах и выступлениях заняли проблемы модернизационных перспектив северокавказского региона и Дагестана. Курс на модернизацию страны следует строить с учетом региональной специфики модернизационных процессов, влияния на них уникальных историко-культурных, этноконфессиональных особенностей различных регионов страны. Следует решительно преодолеть попытки установления в тех или иных регионах локальных авторитарных режимов, усиления отдельных клановых и этнических структур, могущих разрушить коренные основы интеграции населения страны (член-корр. РАН М.К. Горшков, проф. О.М.Гусейнов).
 
Ряд участников конференции предположили, что  в настоящее время для Дагестана в практическом плане важнее всего иметь не только и не столько различные стратегии или программы экономической деятельности, сколько Стратегию изменения общественной среды в Дагестане. Дайте нормальную общественную среду, и  дагестанцы раскрепостят свою энергетику и взорвутся деловой активностью, подчеркнул  проф. Ю.Н.Сагидов.
 
От борьбы с правонарушениями должен исходить импульс придания ценностным установкам всех этносов России практической силы закона, которая направляла бы политическую и социальную модернизацию, развитие всех общественных отношений, то есть задавала бы главные ориентиры общественного развития, считает д.полит.н. А.С. Железняков. Тот факт, что Дагестан расположен на «смазанной» границе цивилизаций, на пересечении различных политических влияний и культурно-исторических традиций, предопределяет особо важную роль правового воплощения его уникального опыта в сфере выработки гуманистических ценностей. Только защищая, часто с использованием карательных мер, идеалы своих народов от преступных посягательств, закрепляя и конкретизируя попунктно эти ценности в государственном законодательстве, Дагестан сможет далее проводить другие приоритеты политики демократического государства. В этой связи участники конференции пытались по-новому осмыслить шкалу приоритетов политики, озвученных Президентом России на Ярославском форуме. Значение культурного приоритета в шкале приоритетов политики для Дагестана стоит выше, чем в схеме президента для всей России, прежде всего по той причине, что вопрос о роли различных проявлений и течений ислама в процессе демократизации общества нуждается здесь в особо скрупулезном исследовании (д.полит.н. А.С. Железняков, проф. С.И. Муртазалиев).
 
Чтобы вытащить республику из экономической трясины, руководству республики придется пойти на серьезные реформы, опираясь прежде всего на помощь Федерального центра. Высокая роль технологического приоритета политики «делегируется» в пределы общероссийского субъекта. От этого никуда не деться, и экономике Дагестана предстоит еще некоторое время оставаться дотационной. Невозможно построить процветающую экономику там, где в привычку вошло проедание и разворовывание инвестиций. Следует отметить, что технологический акцент в политике для Дагестана не менее важен, чем для всей России, но он в конкретных условиях республики уступил место тем стандартам, без следования которым нет возможности говорить о внесении в экономическую жизнь республики хоть каких-то улучшений даже с опорой на помощь центра (д.полит.н. А.С. Железняков).
 
В предыдущие годы в Дагестане фактически была упущена работа по пропаганде светских ценностей, ценностей светского государства. Особенно это заметно в молодежной среде. Хаотичность и противоречивость рыночной стихии в сочетании с массовым увлечением молодежи нетрадиционными трактовками религиозных постулатов создают массовую базу для религиозно-политического экстремизма.
 
Необходимо возродить работу с молодежью прежде всего в русле активизации пропаганды светских ценностей. Нужна также резкая активизация работы по модернизации высшего образования республики.
 
Важным резервом для стабилизации общественно-политической обстановки в Дагестане является реальная интеграция республики в единое культурное пространство России. Молодым дагестанцам должны быть интересны связи со своими сверстниками в других регионах России (в результате поездок, контактов через Интернет), и тогда они научатся лучше понимать своих соседей. (д.полит.н. А.С. Железняков).
 
Наличие сложных социально-экономических проблем, таких как бедность, безработица, высокий уровень преступности и коррупции в республике, недостаток пропаганды светских ценностей и радикализация ислама создают препятствия для модернизации политической и социальной сфер жизни в Дагестане. Вместе с тем в качестве фактора, способного послужить идее модернизации и социально-политической стабилизации республики, можно назвать отсутствие национализма и межэтническую толерантность — продукт многолетнего совместного проживания дагестанских народов. Именно дагестанская идентичность как ценностная установка может сыграть роль посредника между этнической и общероссийской гражданской идентичностью, может послужить важным ориентиром для осуществления сложной и трудоемкой проблемы вывода республики из социально-экономического кризиса и выполнить задачу ее модернизации (д.полит.н. А.С. Железняков, проф. С.И. Муртазалиев).
 
(Продолжение следует).
Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»