Обновление – требование времени
(Продолжение, начало в №№ 387, 388-389, 390-391, 392)
Участники конференции были едины в том, что главной проблемой республики сегодня является проблема обуздания религиозно-политического экстремизма и терроризма и недопущения каких-либо эксцессов на этнической почве под влиянием политического ислама.
Национальная идентичность граждан нашей страны оказалась сегодня в глубоко расколотом состоянии. Этот раскол существует сегодня, во-первых, по линии религиозной — светская идентичность граждан; во-вторых, — по линии конфессиональных особенностей населения разных регионов; в-третьих, — по линии этнических особенностей разных народов; в-четвертых, — по линии социально-классового расслоения российского общества. И все эти линии раскола приобрели достаточно глубокий характер.
Духовная, политическая и материальная культура большинства населения России во многом деградировала и приобрела архаичные черты. В духовно-нравственной сфере это выразилось в усилении влияния религии (в том числе и самых архаичных ее — языческих — пластов); а также в снижении авторитета науки и просвещенческой идеологии вообще. В политической сфере это выразилось в резком падении культуры, дисциплины и морали господствующей политической элиты России, а также в возврате населения многих регионов России к догосударственным, традиционным нормам и обычаям регулирования общественной жизни.
В материальной сфере это выразилось в деструктивной структурной перестройке российской экономики, получившей резкий крен в сторону добывающей промышленности и торговли, и в резком снижении в ней доли высокотехнологических и наукоемких отраслей. Соответственно резко упала и профессиональная культура российского населения. Российская элита должна продемонстрировать своему населению реальные достижения во всех сферах ее компетенции, чтобы вернуть себе его уважение и доверие. Идя от поражения к поражению, такого уважения не приобретешь. Победами в одних только избирательных кампаниях реального авторитета не завоюешь, а только озлобишь своих противников и подтолкнешь их к нелегитимным, экстремистским формам борьбы.
Основные причины нынешнего усиления влияния среди части исламского населения России экстремистской идеологии можно свести к двум группам факторов — внутренней и внешней. К причинам внешнего характера относится прежде всего историческое поражение самой исламской цивилизации, проигравшей на данном этапе историческое соревнование с цивилизацией западной, основанной на других социальных и духовных принципах и идеалах. Ответом на это историческое поражение и стали интенсивные духовные искания исламской элиты и выдвижение многочисленных реформаторских доктрин — от модернистских до ретроградных. Современный «ваххабизм», проникший извне также и в Россию, как раз и является одной из таких доктрин.
К внутренним причинам усиления интереса части российского населения к исламским реформаторским религиозно-политическим течениям необходимо отнести прежде всего ослабление их духовных оппонентов в самой России. Деморализация российской политической и культурной элиты, ее духовная капитуляция перед своим вчерашним идеологическим противником, сопровождаемые падением нравов и морали в ее среде, расцветом коррупции и т.д., – все это вызывает гнев и презрение у наиболее стойких приверженцев исламской веры и нежелание подчиняться такой элите.
Чтобы противодействовать этому экстремистскому направлению умов, необходимо прежде всего противопоставить ему столь же убедительное и доступное для широких масс идеологическое обоснование верности избранного Россией пути развития страны. Но для этого необходимо выработать саму новую идеологию России, отвечающую ее интересам и традициям, а не заимствуемую слепо у западных народов.
Российскому правительству целесообразно разработать специальную программу социально-психологической реабилитации исторического сознания репрессированных народов, рассчитанную на длительный срок. Народы (этносы) так же, как и люди, имеют чувство собственного достоинства, национальную гордость и самоуважение, необходимые им для нормального существования и развития так же, как и отдельным людям. Они хотят гордиться своими предками, своими национальными героями и выдающимися людьми, своим вкладом в общую историю Российского государства и т.д. И если государство Российское хочет иметь преданных и ревностных защитников своих интересов, иметь патриотически, а не враждебно настроенных граждан, оно должно воздавать должное любым проявлениям такого настроя среди своих граждан и народов и не унижать их достоинства. Но именно этот принцип был грубо нарушен в истории с депортацией некоторых северокавказских народов в 1940-х годах.
(Окончание следует).