Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 20 сентября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Отталкиваясь от стереотипов

A- A+

Грядущие выборы различных уровней обещают быть жаркими. И политическая жизнь не просто бурлит, она выходит из берегов, демонстрируя активность потенциальных ставленников, тех, кто заявляет о себе как о новой силе, способной изменить политический вектор, создавая предпосылки для модернизации местной власти, от которой отдача, как оказалось, не столь велика.

Да, перетягивание каната пришлось не на пользу местной власти, которая, казалось бы, обретя поначалу свободу от центральной власти, имела возможность создать «государство в государстве». Но, повязанная по рукам и ногам прежними стереотипами, при которых региональное финансирование обеспечивало относительную стабильность, она так и не сумела стать самостоятельной силой, зашиваясь во внутренних проблемах.

Но не стоит убаюкивать себя, ожидая, что муниципальные выборы на территории республики пройдут гладко, без трений, хотя бы потому, что в единый день голосования в республике пройдет 615 избирательных кампаний различного уровня. Муниципальная власть должна понять, что новый политический формат требует иных подходов, законодательных инициатив, поиска решений, способствующих обновлению партийной работы, всего того, что позволяет рассуждать о депутатской эффективности, способности брать на себя обязательства и выполнять их, откликаясь на народный посыл, ощущая обратную связь, что и есть главное в ее деятельности.

На востребованную временем тему мы беседуем с экспертом, председателем горсобрания Махачкалы, профессором ДГУ Абулмуслимом Муртазалиевым.

– Абулмуслим Магомедович, как, с вашей точки зрения, проходит подготовка к избирательной кампании? Речь идет как о районных, так и выборах в городские собрания, в частности, в столице. Вот уже сейчас звучат критические замечания по праймеризам.

– Признаться честно, мы сейчас не столько к выборам готовимся, сколько подытоживаем результаты депутатства за пять лет. Я думаю, это правильно, поскольку смысл предстоящих выборов необходимо усматривать прежде всего через призму того, что сделано нынешними депутатами: что надо продолжить, от чего стоит отказаться. Выборы ради выборов, полагаю, ничего не стоят, если не прицеливаться к конечным результатам. В этой связи хочу отметить, что хотя прошедшие пять лет для депутатов различных уровней были непростыми и в той же столице сопровождались частыми сменами глав, состава администрации, тем не менее хочу подчеркнуть, что нынешнему составу депутатов вместе с республиканскими структурами власти удалось главное – обеспечить в спокойной, стабильной обстановке решение вопросов развития городского округа, особенно в части реализации нацпроектов.

Через призму этих задач надо прогнозировать структурную вертикаль, дабы определиться с оптимальным выбором предстоящего состава депутатов, способных своей компетенцией и деятельностью решать поставленные задачи. В целом же теоретически задача ясна – в депутаты должны идти те, кто печётся не о личной карьере и собственности, а те, кто способен и готов решать задачи развития муниципалитета. В этом, на мой взгляд, и заключается главная выборная трансформация. Что же касается разнообразия партий, то я бы придерживался принципа представительства депутатов от крупных политических партий, во всяком случае от представленных в Народном Собрании, и исключил бы участие мелких, представляющих скорее интересы каких- либо семей, кланов и не более.

– Как вы считаете, резонно ли муниципалитеты, отдаленные в свое время от центральной власти, возвращать вновь под ее «юрисдикцию»? И чем было обосновано это решение?

– Думаю, что внесенные в Конституцию РФ поправки о формировании единой системы публичной власти – требование времени. В идеале муниципалитеты должны были бы в части решения вопросов местного значения быть самостоятельны и автономны, если есть для этого соответствующие предпосылки, в первую очередь экономические, финансовые. По существующей же схеме налогообложения, например, Махачкала обеспечивает себя менее чем на треть/четверть расходов, и подобная картина почти по всей России. Возможна ли иная модель налогообложения при нынешней, да и сложившейся в последние десятилетия политической ситуации и власти в стране – это вопрос.

Так что вопрос о формировании единой вертикали публичной власти, ответственной за состояние дел на местах, – это данность, с которой не поспоришь. Но следует учесть и другое: публичная власть имеет не только государственную и муниципальную ветви, но и общественную. Вот над развитием этого компонента публичной власти с помощью институтов гражданского общества и механизмов их взаимодействия внутри публичной власти надо бы подумать всерьез, и не только теоретическими категориями, но и руководствуясь потребностями практики. Так что и экономически, и политически мы ещё в стадии формирования западной модели местного самоуправления. Как, впрочем, и гражданского общества в целом, поскольку это его институт.

– Сумеют ли депутаты различных уровней власти нового созыва стать действительно народными избранниками, ведь слишком много расхождений между декларативностью и реальным положением вещей?

– Понимание задач, которые придется решать, – первый шаг к тому, чтобы депутаты на деле оказались действительно народными избранниками. Но как уже отмечалось, нередки карьеристские и экономические интересы и мотивы для выдвижения в депутаты. Думаю, что это результат состояния законности, поскольку в ряде случаев для защиты тех же обоснованных экономических и иных интересов, особенно предпринимателей, или даже решения обычных жизненных вопросов, то бишь устройства ребенка в садик, в школу и так далее, статус простого гражданина порою оказывается незащищенным. А отдельные депутаты склонны рассматривать свой статус под углом некой гарантированности решения своих конституционных прав и свобод и представительства в публичной среде. Это общее замечание, к сожалению, продиктованное жизнью. Но даже с учетом этого я склонен верить тем, кто успешно проявил себя на депутатском поприще, чем те, кто руководствуется ничем не подкрепленными обещаниями.

– Какие механизмы должны быть задействованы для того, чтобы рядовой человек ощущал, что депутат – не абстрактная фигура, а реальный человек, обладающий правами защищать избирателя законным способом? Как в этом случае работает выборная пропорциональная система?

– Как известно, выборы проводятся по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Она рассчитана на развитую политическую систему, а нашему электорату, пребывающему уже более 30 лет в переходном состоянии, в условиях неразвитой политической структуры, считаю, необходимы дополнительные меры, чтобы люди знали в лицо своего избранника, в том числе и в муниципальной власти. В качестве примера хотел бы сослаться на практический опыт с учетом срока депутатства, когда за каждым депутатом были закреплены соответствующие (по избирательным участкам) территории городского округа и размещена информация на сайтах. Кто из депутатов в какой степени в рамках указанных участков был связан с населением и был ли вообще активен – это второй вопрос, с учетом которого партии и должны выдвигать своих кандидатов, но механизм был создан, и мы его использовали, в частности, при реализации нацпроектов по благоустройству, ремонту дорог, проведении благотворительных мероприятий, рассмотрении обращений.

Думаю, что при существующей выборной системе этот механизм необходимо ещё более закрепить и активнее использовать на практике для связи муниципальных депутатов с населением. Из уже существующей практики отмечу, что слабым звеном остается контроль за реализацией принятых решений. И это должно стать предметным разговором о совершенствовании депутатской деятельности.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»