Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 26 января, Вт

Махачкала

Weather Icon

Правовые аспекты проекта Стратегии-2020

A- A+

Вчера в Доме Правительства состоялся круглый стол, посвященный теме правового обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. В его работе приняли участие начальник правового управления при Президенте РД М.Генжеханов, председатель ОП РД А.Муртазалиев, разработчики проекта, депутаты НС РД, представители судебной власти, руководители заинтересованных министерств и ведомств, научная общественность республики. Вела заседание Первый зам. Председателя Правительства РД У.Омарова.

Без долгих предисловий, четко и конструктивно она сразу предложила присутствующим рассмотреть и определить с точки зрения правового аспекта уязвимые места проекта Стратегии и постараться создать условия для обеспечения правового исполнения стратегических направлений проекта, подчеркнув, что без правовой основы никакие экономические решения невозможны. А затем она предоставила слово министру юстиции РД А.Рагимову.

— Стратегия социально-экономического развития РД, равно как и Стратегия социально-экономического развития РФ, невозможна без определения стратегических целей и задач государственно-правового развития РФ и ее субъектов, без учета сложной системы государственно-правовых отношений, сложившихся в России, — сказал он.

— И потому разработчикам Стратегии социально-экономического развития РД следует принять к сведению ряд факторов государственно-правового порядка. Так, в частности, нельзя не учитывать, что значительное количество вопросов, затрагивающих основные направления развития экономики и социальной сферы, находятся в ведении Федерального центра (ст.71 Конституции РФ). И какие бы приоритеты мы ни определяли, они повиснут в воздухе, пока Российской Федерацией не будут приняты соответствующие законные механизмы. И в проекте Стратегии предусматриваются ряд важных инициатив, требующих в первую очередь именно решения федерального центра.

Аналогичная ситуация складывается, по мнению докладчика, и по вопросам, находящимся в совместном ведении РФ и ее субъектов. И здесь могут возникнуть проблемы  В этом случае, если мы говорим о механизме контроля и ответственности, если учесть, что свою деятельность осуществляют более 30 контрольных органов только федерального уровня, то каким образом субъект РД может прогнозировать эффективность их деятельности. Разработчикам Стратегии Республики Дагестан, — подчеркнул докладчик, — необходимо четко определить ее место в системе российского и республиканского законодательств. Необходимо разобраться и со статусом этого документа. Он должен быть увязан с положением конституций РФ и РД, других федеральных и республиканских законов. Это очень серьезный вопрос — соотношение и взаимоувязка Стратегии и схемы территориального планирования РД, — сообщил присутствующим А.Рагимов. Он предложил совместно с разработчиками проработать схему: внести в Стратегию самостоятельный раздел; разработать стратегию развития законодательства РД; включить по каждому приоритету позицию по совершенствованию действующего законодательства. Это целый комплекс вопросов, учитывающих принципиально важные моменты Стратегии, подчеркнул А.Рагимов. В своем выступлении он коснулся и сферы влияния рекреационных земель, отгонного животноводства. Это 1 млн.600 га. И мы не имеем права использовать их не по назначению. И таких вопросов множество.

— Прежде всего, нами движет желание не просто прописать каждый блок проекта, но и проанализировать ситуацию, и поэтому при разработке Стратегии нужно дать объективную правовую оценку для принятия необходимых законов, вызванных жизнью, подчеркнула У.Омарова.

Руководитель группы разработчиков проекта Стратегии А.Ахмедуев говорил о важности проведения круглого стола. — Мы встречались с самой разной аудиторией. Выслушали очень много предложений и пожеланий. А проведение сегодняшнего круглого стола — это еще один, весьма важный для нас аспект для рассмотрения Стратегии под новым углом зрения. Он подчеркнул, что подобные обсуждения Стратегии на региональном уровне проходят повсеместно во всех российских регионах. Таким образом определяется стержневое направление экономической деятельности регионов, что должно вылиться со временем в единую систему экономической Стратегии России. Проект Стратегии — это не программа. Она должна быть в последующем развернута в программу долговременных ориентиров для органов власти для дальнейшего определения результатов и анализа ситуации. Что касается правового обеспечения, то оно должно быть в центре внимания разработчиков Стратегии. Пока такого раздела там нет. И этот круглый стол положит начало работы в этом направлении. План первоочередных мероприятий правового, организационного обеспечения Стратегии, по его мнению, должен состоять из трех блоков. Это, прежде всего, развитие и совершенствование экономических отношений. Должен быть также создан рынок товаров и услуг, рабочей силы, жилья, информационный и инновационный. Второе. Система органов власти должна быть подчинена законам Стратегии. Административная реформа должна быть завершена. Отрегулированы взаимоотношения муниципалитетов и органов государственной власти. Третий блок. Должна эффективно работать система регионального планирования и принят закон для функционирования региональной плановой системы. Инвентаризация законов предполагает обеспечение успешной реализации Стратегии, реструктуризацию органов госвласти, развитие рыночной конкуренции, поддержку территориально-производственных комплексов-кластеров.

Председатель ОП РД А.Муртазалиев в своем выступлении отметил, что впервые на круглом столе коснулись не только экономических, но и правовых аспектов Стратегии. И это отрадно, ибо экономический блок без общественной, правовой оценки не имеет решающего значения. Нам требуется более детально, по блокам и направлениям, выработать платформу для дальнейшей разработки Стратегии с привлечением юристов, социологов, создав тем самым серьезную правовую основу для принятия республиканского закона, отметил он.

Выступавшие на круглом столе отмечали многоаспектность проекта Стратегии, говорили о ее проблемах и о прямой зависимости Стратегии РД от Стратегии РФ, которая пока не разработана, и тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться разработчикам Стратегии в процессе работы. Усугубляет ситуацию дотационность региона, инфляционные процессы, не за горами и вступление России в ВТО, которая будет диктовать свои условия, не учитывая при этом возможностей нашего региона. В этой связи нужно определить главные приоритеты дагестанской экономики и делать ставку на их реализацию. Было высказано немало предложений и замечаний, что свидетельствовало об искреннем интересе ученых, правоведов к Стратегии, которая должна определить пути вывода республики из дотационного в преуспевающие, со своим новым экономическим курсом.

Подводя итоги, У.Омарова с удовлетворением отметила, что круглый стол состоялся. Это был живой обмен мнениями и обобщающими результатами. Она предложила создать рабочую группу с участием Министерства юстиции РД для инициирования законов в республиканском парламенте. — Системный подход в правовом русле на основе Стратегии позволит более эффективно решать задачи, стоящие перед республикой. На это нас нацеливает и Президент РД М.Алиев. И наша с вами задача — создать для этого все условия.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»