Купить PDF-версию
14:51 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Противостояние: новые центры силы

В попытке разобраться в том, что происходит в мире и насколько взаимоувязаны порой полярные точки зрения, осознаешь, что мир сужается до узко территориального пространства, на котором сходятся интересы крупнейших государств мира, руками которых развязываются войны - информационные, локальные, позиционные.

Вот и «незалежная», на протяжении десятилетий раздираемая на части США, пытающимися разыграть российскую карту, чтобы, ударив побольнее, разрушить привычный мир, рассорить навсегда не просто два народа, но и, полоснув по живому, напомнить русскоязычному юго-востоку, кто в доме хозяин.

Длительная борьба переросла в столь тяжелую осадную войну, что ни одна из сторон не в состоянии простить друг другу многочисленные человеческие потери. И, несмотря на радикальную смену «пажеского караула», украинская армия все еще продолжает утюжить артиллерийскими ударами мирный Донбасс, его жилые кварталы, школы, детсады. А ведь, кажется, прошли выборы, и Украина вместе с новым президентом начинает жить по демократическим лекалам Зеленского. От него ведь зависит, какой быть Украине — разрозненной, воюющей с собственным народом или мощной, централизованной, самодостаточной страной, сумевшей преодолеть страшный порог, за которым абсолютная зависимость и участь государства даже не третьего мира, управляемого извне, а жалкого, стоящего на коленях, выпрашивающего крохи с барского стола.

В российских СМИ идет бурное обсуждение среди экспертов, политологов, по-разному оценивающих нового президента, его роль в предстоящих судьбоносных экономических, политических трансформациях Украины. И даже после более чем убедительной победы шоумена не утихают дискуссии о феномене Зеленского, волею судьбы оказавшегося в фокусе безграничного народного доверия. Каждого на измученной бесконечными политическими сотрясениями, экономическими дефолтами Украине мучает вопрос: «потянет» ли парень из КВНа копившийся десятилетиями неподъемный груз, что тяготит, не дает уверенности в стабильности, той убежденности в крепости и силе страны, в которой не будет места нищете и страху за свое будущее и будущее своих детей. Так ожидаемы ли результаты выборов? И как намерен руководить страной вовсе не политик, не чиновник, мало-мальски разбирающийся в непростом украинском хозяйстве?

Опыта у Зеленского, может, действительно никакого, но многое в его жизни предугадано политтехнологами и как будто спроецировано из КВНовского прошлого, знаменитых президентских шоу, высмеивая в которых власть, он вмиг стал знаменит, и не только у себя на родине, но и в ненавистной порошенковскому режиму России, заставив хохотать над остроумными сюжетами о проворовавшейся компании рософобов, на смену которым он пришел. Осознавал ли он до конца, в каком состоянии принимает уставшую, поникшую, измученную страну? Ведь решать вопросы единой страны в раздробленной на части Украине вот так, единым жестом невозможно, как невозможно силовым путем объединить «незалежную», не одно десятилетие пребывающую в экономическом, политическом коллапсе.

Зеленский не может не вызывать симпатию, он из той среды украинской интеллигенции, что множество лет пыталась донести до власти свое отношение к распаду страны

Да и в кажущейся выборной демократии на самом деле все происходило жестко. И роли были распределены заранее, как, впрочем, ожидаемы оказались и убийственные для Порошенко рейтинги. Каждый участник политического сговора был уверен, что на смену одному марионеточному режиму должен прийти такой же, управляемый жесткой рукой Запада, за которым в очередной раз потянется оболваненный народ. Это был удачный ход. Ведь, если честно признаться, Зеленский не может не вызывать симпатию, он из той среды украинской интеллигенции, что множество лет пыталась донести до власти свое отношение к распаду страны, невиданному казнокрадству, фашизации нескольких поколений, разрушающих изнутри человеческую природу, выталкивая наружу низменное, поражающее невиданной жестокостью, звериной злобой.

Улыбчивый паренек с острым язычком оказался заветным талисманом, благодаря которому Украина воспылала надеждой вернуть своей родине угасающую на глазах жизнь, заставив поверить в то, что, да, он один сможет добиться перемен, на которые рассчитывает каждый украинец. И не столь важно, чтобы Зеленский разбирался в экономических расчетах, для этого найдутся опытные консультанты для нового кабмина. Главное, чтобы он, как кубинский лидер Фидель Кастро, держа в тонусе народ, упивающийся его публичными сентенциями, был готов на любые лишения во имя своего героя. Путь, может быть, не новый, но какой действенный! Зеленский понимает и другое, что декларативные призывы требуют конкретных результатов. Пока у него мистическим образом всё совпадает с его главным сериалом жизни «Слуги народа», прямо-таки напророченным актеру, продюсеру Зеленскому. И новому госуправленцу практически ничего не требуется менять в своей президентской риторике. Все уже сказано.

Помнится, многое из того, что шло в дело в его сценарных текстах, касалось и российско-украинских отношений. Но здесь несколько иная коллизия. И ухудшающиеся отношения из-за потерь рынков сбыта, сворачивания сотрудничества по ряду стратегических отраслей более чем серьезный аргумент в будущих росийско-украинских экономических, политических контактах. Изрядно подпорченные взаимными претензиями отношения не так легко будет вернуть в правовое русло. «Партия войны» Порошенко так постаралась, что можно говорить о вырванном из исторического контекста тяжелом противостоянии с собственным народом, уж слишком много крови пролито, столько, что накопилось в душах русскоязычных украинцев, что невозможно загладить и простить. Да, Зеленский попытается уравновесить два мира внутри Украины. Но соразмеряет ли он свои силы, поставив почти невыполнимую задачу – стать центром новой силы, способной на реальные перемены?

Новый президент уже предложил подать в отставку украинскому правительству, освободить места для «будущих поколений», уволить главу СБУ, минобороны, генпрокурора, лишить депутатской неприкосновенности членов Рады, установить уголовное наказание за назаконное обогащение, призвал чиновников не вешать его портреты в служебных кабинетах. Более того, он пообещал изменить ситуацию в Донбассе, напомнив, что, согласно соцопросам, сорок процентов украинцев выступают за прямые переговоры с ДНР, ЛНР. А пятьдесят процентов выступают за диалог с юго-востоком. Так, что — мир?! Господи, хоть бы свершилось! Эксперты же уверены в том, что многое, если не всё, зависит от уровня отношений Москвы и Вашингтона.

Так как же две державы собираются строить свои отношения? Уступая США экономически, Россия по-прежнему превосходит ее в создании гиперзвука, выпуске крылатых ракет, а еще оружия, которое, как в сказке, безгранично по своим возможностям, аналогов которому нет в мире. В ответ глава военного комитета Североатлантического альянса Стюарт Пич заявил, что НАТО все еще не признает российскую принадлежность Крыма и призывает Россию покинуть полустров. Пич также добавил, чтобы российские власти прекратили оказывать поддержку боевикам, так в альянсе принято называть ополченцев самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Ну и последнее. НАТО потребовал от России освободить украинских моряков, задержанных в Азовском море. И это после того, как министр иностранных дел РФ С. Лавров предложил Украине обмен «всех на всех».

Да, сегодня Зеленский находится в трудном положении. И пока он раздает обещания каждой из сторон, настаивающих на новом курсе обновленной Украины. Он так и не смог договориться с Радой, не захотевшей рассмотреть на внеочередном заседании предложенный им законопроект о выборах народных депутатов, предлагающий переход на пропорциональную систему, снижение проходного барьера. И, судя по всему, противостояние будет только усиливаться, а выборы могут приобрести затяжной характер.

Складывается впечатление, констатируют эксперты, что Зеленский все-таки увяз в уже сформированной существующей политической системе. Он растерялся, он балансирует, он теряет ощущение реальности. Но прогнозы — дело неблагодарное. Зеленский не так прост, как кажется непосвященному. Это энергетический сгусток, крепкий орешек, который не так просто расколоть. Феномен ? Может быть. Но пока путеводитель Зеленского не дает возможности однозначно оценивать его как политического менеджера. Время покажет… Только бы он выдержал невероятное давление, не сломался бы, ведь за ним страна, и её судьба в его руках.

Статьи из «Власть и общество»