Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:00 | 23 октября, Пт

Махачкала

Weather Icon

Пять берегов Каспия

A- A+

Главной международной новостью последних дней является подписание в казахстанском Актау президентами России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении Конвенции о правовом статусе Каспия. Она закрепляет исключительную ответственность прикаспийских государств за судьбу моря, устанавливает правила его коллективного использования.

Непростая работа шла практически 22 года. Президент России Владимир Путин назвал это событие историческим, эпохальным. Это не преувеличение. Самое важное, по его словам, то, что данная Конвенция запрещает присутствие на Каспии нерегиональных государств. С аналогичными заявлениями выступили президенты Ирана Х. Роухани и Казахстана Н. Назарбаев, что легло в основу главного документа Каспийского саммита. Это значит, что судьба мирового Хартленда (срединная земля, по Х. Маккиндеру, который вывел теорию: «Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом, кто контролирует Хартленд, тот командует мировым островом, имея в виду Евразию и Африку, кто контролирует мировой остров, тот командует миром») будет в руках лидеров прикаспийских государств с ведущей позицией России.

Провести ту самую заветную «золо­тую» линию по Каспийскому морю без ущерба себе страны прикаспийского региона пытались четырежды, и только пятая попытка стала плодотворной. Вопрос правового статуса Каспия встал после распада Советского Союза, ведь появились Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, и море нужно было разграничивать уже между пятью странами. Специальная рабочая группа заседала 52 раза. В итоге найдено решение, которое отражает баланс интересов всех сторон. В многолетней истории определения статуса Каспия можно поставить точку. Теперь остаются второстепенные вопросы, но не менее важные. Такой как, например, создание межгосударственной организации экономического сотрудничества на Каспии.

Прошедший пятый Каспийский саммит завершился благоприятно для Дагестана. Главным и важным для нас стало то, что Президент России перед мировым сообществом подтвердил ранее принятое им решение о передислокации из Астрахани Каспийской военно-морской флотилии в город Каспийск. Это нам принесет огромные дивиденды.

Пропуская положительные моменты военной составляющей, давайте рассмотрим, что Республике Дагестан (стало быть, и России) дает активизация российского Центра в регионе.

Первое. В республике будет новый порт, который запланировано построить до 2025 года в г. Каспийске, способный принимать большегрузные суда с полезной нагрузкой до 25 тысяч тонн. Между Европой и Азией появится мощнейший транспортный хаб на пути прохождения одной из ветвей Великого шелкового пути – МТК «Север-Юг». Это вписывается в стратегию развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, принятую Правительством Российской Федерации.

Будут модернизированы морские коммуникации с необходимой для полноценного развития портов и товарооборота сопутствующей железнодорожной и автомобильной инфраструктурой. От перебазирования выиграют как горожане Каспийска, так и население республики в целом. Активизируется работа, направленная на создание жилищного фонда, военного госпиталя и иных объектов. Более чем на 20 процентов увеличится обеспеченность города инфраструктурой за счет строительства новых школ, детских садов, медицинских учреждений и торговых центров, необходимых для размещения экипажей кораблей, обеспечения жизнедеятельности сотрудников и боевой готовности Каспийской флотилии. Кроме того, будет создано до трех тысяч дополнительных рабочих мест.

Второе. Корабли Каспийской флотилии будут нуждаться в ремонте и сервисном обслуживании, к чему привлекут различные судоремонтные предприятия, а от них в бюджет поступят налоги и другие отчисления. Глава Дагестана Владимир Васильев уже заявил о планах создания судоремонтной базы в Дагестане. А это дополнительные тысячи рабочих мест.

Третье. В Дагестане в скором времени появится филиал Петербургского нахимовского военно-морского училища. Это предложение было внесено В. Васильевым на встрече с Президентом России Владимиром Путиным. Глава государства это поддержал. Оно станет элитным учебным заведением в Дагестане, курсантами станут лучшие из лучших.

Четвертое. Начнется полноценный запуск международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Порт Махачкала на сегодня – самый лучший российский порт, пригодный для работы в коридоре.

МТК «Север-Юг» приведет к активизации морской, транспортной и железнодорожной инфраструктур, сделав их более дешевыми, удобными и привлекательными для бизнесменов. Здесь мы видим неразрывную связь дагестанских портов с работой международных транспортных и железнодорожных путей. А необходимость предоставления сервисных услуг в пространстве прохождения пассажиро– и товаропотока приведет к качественному решению проблемы безработицы благодаря появлению дополнительных рабочих мест.

Пятое. В республику вернутся представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, инженеры, врачи, педагоги, социальные работники. То есть тот костяк высококлассных специалистов, который составлял гордость военно-промышленного комплекса Советского периода в Дагестане. Это приведет к возвращению в республику русскоязычного населения как одного из главных факторов укрепления российской государственности на Кавказе.

В этом же контексте складывается решение Министерства экономики и Министерства транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность о включении проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Краснодар – Махачкала, которая свяжет все субъекты Северного Кавказа, в программу стратегии пространственного развития до 2025 года. В случае если проект ВСМ будет одобрен, расстояние около 700 км можно будет преодолеть за 3,5 часа. Данный проект будет включен в магистральный план развития и модернизации транспортной инфраструктуры на 2019-2024 годы, который в конце августа будет направлен на рассмотрение в Правительство. Функционирование ВСМ Краснодар – Махачкала послужит укреплению дружбы между людьми и связей с субъектами кавказского региона, поможет социально-экономическому развитию региона и окажется важным сегментом в сфере развития туризма в республике.

Для реализации подобных созидательных глобальных проектов нужны эффективные кадры. На это и ориентировано сегодня решение Владимира Васильева о создании полноценного кадрового резерва, где будут определены лучшие из лучших. Это положит конец практиковавшейся десятилетиями кланово-клиентельской системе подбора кадров на должности чиновников в республике. О чем мы писали и говорили неоднократно. Наступило время тех, кто в школах и высших учебных заведениях учился хорошо и грыз гранит науки.

В завершение хочется выделить первые слова, сказанные Владимиром Васильевым: «Я пришел не один, со мной в Дагестан пришла Россия». И это сулит нам огромные возможности!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

  • А где же еще отдыхать? 

    Специалисты Управления Роспотребнадзора по РД провели санитарно-гигие­ническое обследование зон...

    89

    9:17  27.06.19

  • Экология

    Многострадальный Каспий 

    Да уж, натерпелся Каспий за свой многомиллионный век! Возьмем хотя бы названия. Одни называли море...

    47

    9:27  25.07.18

  • Экология

    Пруд солнца 

    Еще Гомер упоминал о далеком восточном бассейне, из-за которого поднимается дневное светило. Великий слепой...

    44

    9:22  25.05.18

  • Экология

    Вечный ветер 

    Н.В. Гоголь в «Записках сумасшедшего» пишет странное: «Люди воображают, будто человеческий мозг находится в...

    72

    9:20  25.05.18

  • Экология

    Биоресурсы Каспия: кто сильнее? 

    У же более 20 лет «Дагестанская правда» публикует материалы, посвященные загрязнению Каспийского моря. Глас...

    65

    10:21  04.10.17

  • Экология

    Сахара… на берегу Каспия 

    Пустыня никому не нужна. Разве что ученым-климатологам для изучения зоологического и ботанического...

    30

    10:58  19.09.17

Статьи из рубрики «Политика»