Р. Абдулатипов: Главный закон развития культуры – это закон преемственности
Во вторник, 16 апреля, в Турции начал свою работу VII Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: евразийские традиции межкультурных коммуникаций и современность», научным руководителем которого является доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, временно исполняющий обязанности Президента РД Рамазан Абдулатипов.
Как сообщает пресс-служба Президента и Правительства РД, стоит отметить, что это один из наиболее амбициозных, не имеющий аналогов международный проект по налаживанию и развитию культурного сотрудничества различных стран СНГ, Западной Европы и Азиатского региона.
Основная цель симпозиума заключается во всестороннем научном осмыслении процессов подготовки нового поколения культурной элиты к деятельности в новом пространстве межкультурных коммуникаций глобализирующегося мира, ярким примером которых являются евразийские традиции межкультурных коммуникаций, способствующие взаимообогащению культур, развитию продуктивного взаимодействия между странами и народами, преодолению этнокультурных конфликтов.
В рамках симпозиума представители вузов культуры и искусств более чем из 15 стран мира подпишут основополагающий документ о сохранении и развитии культурного пространства, о нормах и принципах культурного сотрудничества в новом глобализированном мире.
Выступая на торжественном открытии симпозиума, глава Дагестана Р. Абдулатипов подчеркнул, что самое главное в развитии культуры – это преемственность:
«Дорогие друзья, сегодня прозвучало очень много хороших выступлений руководителей вузов. Особенно меня восхитил ректор учебного заведения, которое нас сегодня принимает. Я бы хотел показать такое же знание турецкой культуры и искусства, но, надо признать, мы с ней знакомы в меньшей степени. Наверное, нам надо быть еще более образованными для того, чтобы познать культуру и традиции других народов, их выдающихся деятелей.
Настоящий симпозиум дает нам возможность для взаимопознания. Но, к сожалению, культура сегодня становится в меньшей степени составной частью общества и политики.
Главный закон развития культуры – это закон преемственности. Культура будет жить, если мы сумеем передавать ее от одного поколения другому. В этом зале собрались люди, которые занимаются именно этим, подготовкой кадров для сферы культуры и искусств. Это огромная работа. Московский государственный университет культуры и искусства за 80 лет своего развития подготовил более 80 тысяч выпускников данной сферы. Я часто бываю в разных странах и прихожу к выводу, что все заняты подготовкой кадров для сферы искусств. Но очень мало тех, кто занимается подготовкой кадров для сферы культуры. Понятие «культура» немного отличается от понятия «искусство». Искусство – это часть культуры. Культура же – это образ жизни, ее уклад, это социальный опыт организации жизни людей, передача этого опыта от одного поколения другому, то есть — огромная работа для всего государства. Таким огромным опытом обладают и Турция, и Россия.
Мне представляется, что мы недостаточно заняты организацией социокультурной жизни людей, сообществ. Работая с недавнего времени руководителем республики, я обнаружил, что многие проблемы ее развития связаны не с тем, что экономика слаба или мы отстаем технологически, а потому что мы отказались от социокультурных форм организации жизни своего сообщества. Случилось так, что после распада Советского Союза подрастающее поколение людей, которым сейчас за 20, оказалось не научено общаться в современном, самобытном мире. Отсюда противоречия в общении, в том числе когда это касается людей разных национальностей.
Когда дагестанцы выезжают в центральные районы России, они, будучи людьми не приобщенными к культуре, сталкиваются на месте с такими же. И если два невежества соприкасаются друг с другом, то это обязательно приводит к конфликту, к войне.
У нас есть целый ряд проектов будущего. Но ни в одном я не нашел таких слов, как «культура», «образование». Выходит, мы проектируем будущее без культуры и образования. В уставе ООН сказано, что культура и образование должны служить формированию человеческого достоинства. Значит, мы не формируем людей с достоинством. Это касается и собственного культурного суверенитета и вообще жизни в современном мире.
Мы говорили, что самая главная проблема современного мира – это борьба между культурой и невежеством. Когда массовая, коммерческая, информационная культура, культура без смысла, без ценностных ориентаций и установок насаждается повсеместно. Сегодня мир все в меньшей и меньшей степени становится одухотворенным культурой тех великих людей, о которых мы все знаем.
В наши дни мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек, получивший высшее образование, ни разу не был в театре или на концерте классической музыки. Такое было невозможно представить в годы моей учебы в школе. Мои учителя были людьми одухотворенными, они говорили о Пушкине, Рахманинове, Есенине. И мне казалось, что эти люди пришли нести нам свет.
В нашей современной жизни не хватает одухотворенности. Культурная политика – это прежде всего политика по обустройству народа на основе традиций, ценностей, уклада жизни, выработанных обществом исторически. В этом плане опыт России и Турции достаточно схож, потому что османская и российская империи были сообществом народов и культур. Внутри империй были развиты культурные связи, иначе они не могли бы функционировать. Опыт Турции и России мы называем евразийским. Этот опыт нам поможет развиваться и в современных условиях, тем более, что Россия и Турция – близкие соседи. Только у надежных партнеров расширяются возможности взаимосвязей и сотрудничества. Евразийские культурно-цивилизационные ценности могут стать определяющими в становлении дальнейших отношений между Турцией и Россией, особенно на новом историческом этапе.
Много сподвижников в русской философии и литературе, которые работали на евразийские идеи. Константин Николаевич Леонтьев в 19 веке говорил о стратегии культурно-цивилизационного сотрудничества России и Турции. В тот период Леонтьев называет мусульманские регионы России драгоценными окраинами со своей самобытностью. Исламский мир был для него частью российской идентичности. Потом Трубецкой, Савицкий, Гумилев говорили об общности судеб славянских и тюркских народов внутри нашей страны. Этот многообразный опыт России и Турции позволяет формировать «поясок» евразийской дружбы, сотрудничества. Турция и Россия являются главными странами в евразийском пространстве. Мне представляется, что возможности для нашего сотрудничества в этом плане огромны, тем более мусульманские регионы, которые находятся в составе России, очень близки к евразийской культуре и традициям. После кавказской войны в Турцию попали многие дагестанцы. Среди выходцев из Дагестана, проживающих в Турции, много ученых, государственных деятелей, поэтов, которых мы фактически не знаем. Вчера впервые состоялась встреча руководителя Республики Дагестан с дагестанской диаспорой в Турции. Это говорит о нашем отношении к ним. Нужно держать с ними связь, так как это родные для нас люди, потенциал нашего сотрудничества. На сегодняшний день достигнута договоренность о создании дагестанского культурного центра в Стамбуле. Мы будем работать при поддержке Министерства иностранных дел России», — сообщил врио Президента РД и предложил провести следующий симпозиум в Дагестане.
На мероприятии также выступили руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Константин Косачёв, ректор Университета изящных искусств им. Мимара Синана Ялчин Караягыз, председатель Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Станислав Говорухин и другие.
Затем были зачитаны правительственные телеграммы, поступившие в адрес организаторов мероприятия.
Далее работа симпозиума продолжилась в секционных заседаниях.
Отметим, что в течение нескольких дней в Стамбуле будут обсуждаться вопросы сохранения целостности национальных пространств и культур и противодействия этнокультурной разобщенности, проблемы репрезентации и идентификации материального и нематериального культурного наследия народов, современное состояние межкультурных коммуникаций и стратегические направления их развития, проблемы педагогики культуры, проблемы разработки эффективных стратегий сохранения национальных культурных и образовательных традиций в едином мировом пространстве и поиск стимулов для взаимодействия.