Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 30 октября, Пт

Махачкала

Weather Icon

Разработка Стратегии-2020 остается проблемой

A- A+

О необходимости разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года Президент республики Муху Алиев говорил еще в своем предыдущем Послании. «Сегодня, констатировал глава республики, - когда общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в республике заметно стабилизировалась, у нас появилась возможность строить реальные планы на более отдаленную перспективу с концентрацией усилий и ресурсов на приоритетных направлениях. В связи с этим считаю необходимым ускорить разработку Стратегии долгосрочного развития республики на период до 2020 года. К этой работе необходимо подключить общественность, ученых, представителей бизнес-сообщества, квалифицированных специалистов как из республики, так и за ее пределами».

Президент республики считает, что основной акцент в Стратегии должен быть сделан на развитие таких перспективных отраслей, как гидроэнергетика, машиностроение, промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс, добыча и переработка углеводородного сырья, туристско-рекреационный комплекс, дорожное хозяйство, связь, коммуникации.

Наряду с этим, подчеркивал Президент Дагестана, в центре внимания при разработке Стратегии должно быть развитие социальной инфраструктуры республики: строительство школ, больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, объектов водоснабжения и водоотведения, газификация населенных пунктов, то есть вопросы, от решения которых зависит полноценная жизнедеятельность населения.

В Стратегию, отмечал Президент, как составная часть должна войти и ныне реализуемая среднесрочная Программа экономического, социального развития Республики Дагестан. В прошлогоднем Послании Президента отмечалась необходимость внесения существенных поправок в эту Программу с учетом ее недостатков, а также сегодняшних реалий и требований. К сожалению, констатировал Президент, Правительство РД не смогло решить эту задачу до сих пор. Вопрос о корректировке программы нужно подготовить для рассмотрения на одной из ближайших сессий Народного Собрания РД. Особое внимание при доработке Программы следует обратить на снижение дотационности республики, расширение налоговой базы и рост собираемости налогов, на повышение уровня занятости, решение жилищных и коммунальных проблем населения.

В программе должны быть конкретизированы меры по поддержке реального сектора экономики. Мы, говорил Президент республики, должны основательно проанализировать ситуацию в обрабатывающих отраслях, особенно в машиностроении и в агропромышленном комплексе.
Президент республики вновь констатировал необходимость ускорения разработки проекта Стратегии социально-экономического развития нашего горного края. По многим показателям социально-экономического развития, отмечает глава республики, мы по-прежнему отстаем от среднего уровня как по стране, так и по ЮФО. Преодолеть это отставание, коренным образом изменить жизнь наших граждан, обеспечить повышение их благосостояния призвана Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2020 года, проект которой сейчас обсуждается и дорабатывается. Глава республики правильно говорит, что каждый дагестанец, каждая дагестанская семья должны быть заинтересованы в реализации Стратегии. Для этого они должны увидеть в ней перспективу улучшения своего благополучия, понимать смысл происходящих изменений. Только тогда они будут участвовать в ее осуществлении, только тогда она станет идеей, консолидирующей дагестанское общество во имя будущего.

Стратегия, как указывает Президент, кроме того, должна быть увязана с разрабатываемой в настоящее время Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Базируясь на общероссийских подходах, наша Стратегия должна учитывать и особенности Дагестана, в том числе этнокультурные, исходить из необходимости максимально эффективного использования наших внутренних резервов.

Учитывая важность и государственную значимость научно-экономической разработки проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года, этот вопрос отдельным пунктом обсуждался на расширенной коллегии Министерства экономики Республики Дагестан.

С докладом, посвященным разработке научно обоснованного проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года, выступил заместитель министра экономики РД Ибрагим Сунгуров.

Одним из пунктов мероприятий по реализации Послания Президента, сказал он, является доработка проекта Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2020 года. На протяжении всего хода разработки проекта Стратегии проводились неоднократные совещания, в результате которых были выявлены и рассмотрены наиболее сложные недоработки, связанные с этой проблемой. Разработанный первоначальный проект Стратегии был обсужден и на прошедшей 24-25 июня текущего года в городе Махачкале Республиканской научно-практической конференции.

Основной целью предлагаемой Стратегии ставится «достижение среднероссийского уровня и качества жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития и социальной ориентации экономики» только отчасти, или достаточно декларативно определяет образ будущего Дагестана и практически не учитывает миссию Республики Дагестан и органов государственной власти на уровне Российской Федерации. То есть формулировка миссии республики в этом направлении должна быть проработана дополнительно.

В проекте Стратегии необходимо более детально отразить проблемы социально-экономической дифференциации муниципальных образований республики и предложения по минимизации уровней развития районов и городов в свете реформы местного самоуправления.

В проекте Стратегии необходимо уточнить параметры миссии Республики Дагестан, ее роль в национальной экономике Российской Федерации. Важен и значим организационно-управленческий анализ возможностей реализации Стратегии и выработка соответствующих средств управления и механизмов реализации, позволяющих организовать стратегическую деятельность структур власти управления разного уровня в увязке с текущим функционированием.

Перечень приоритетов перегружен и включает в себя практически все секторы экономики республики. Достаточно определить несколько зон опережающего развития, а также доработать вопросы развития туристско-рекреационного комплекса, дополнить инструментарием государственного воздействия и регулирования стихийные процессы в рекреационных зонах республики.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан образован Координационный Совет по проекту Стратегии. В ближайшее время будет объявлен конкурс по его доработке.

Но кому бы ни приходилось дорабатывать разработку проекта Стратегии, главным требованием является то, что она должна быть основана на глубоком анализе имеющихся для этого результатов и возможностей в той или иной сфере дагестанского общества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 администрациям муниципальных образований и городских округов предстоит работа по подготовке докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и планируемых значениях на 3-летний период, который ежегодно до 1 мая должен представляться в высший орган государственной власти республики.

Данным Указом утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, который состоит из 30 показателей. В настоящее время прорабатывается механизм процедуры сбора и обработки информации о показателях эффективности от органов местного самоуправления.

В Послании Президента говорится и о необходимости перехода на развитие инновационной экономики. Министерством экономики РД ведется база и Реестр инновационных проектов и разработок научных учреждений и ведомств республики с подробной аннотацией проектов. В свою очередь отсутствие у предприятий практического интереса к инновационным проектам, отсутствие заинтересованности соответствующих ведомств во внедрении научных разработок в производство, а также отсутствие финансирования данных проектов приводят к нежеланию научных организаций к дальнейшему представлению информации по инновационным проектам и научным разработкам. В связи с чем необходимо сформировать банк данных инновационных разработок и разместить в Интернете и на правительственном сайте на постоянной основе.

Основная причина низкой инновационной активности научных предприятий, занимающихся исследованиями и разработками, сказал И.Сунгуров, — это их сложное финансовое положение. Считаем, сказал заместитель министра, необходимо возобновить бюджетное финансирование расходов, связанных с фундаментальными исследованиями. Внесение финансовых средств в уставный капитал созданного Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Дагестан ориентировано на решение указанных вопросов. Создание единого механизма управления инновационными и инвестиционными функциями является эффективным механизмом реализации инновационных проектов и создания инновационной инфраструктуры в регионе.

Далее докладчик и выступавшие говорили, что в республике имеются большие возможности для снижения дотационности. С этой целью Минэкономики вместе с другими министерствами через призму требований, вытекающих из Послания, разрабатываются планы мероприятий, направленных на расширение налоговой базы, увеличение собираемости налогов, максимальное использование налогового потенциала с тем, чтобы в обозримом будущем вывести Дагестан из зоны высокой дотационности.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»