Реформа ЖКХ: почему она буксует?
В последние годы мы то и дело говорим о реформах. И всякий раз особо подчеркиваем, что в конечном итоге все они направлены на организацию более четкой и стройной системы, эффективности управления, повышения благосостояния и улучшения качества жизни людей. Особенно много разговоров в дагестанском обществе о ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Многие это связывают с изменением самой структуры организации работы отрасли, переходом на рыночные, коммерческие рельсы развития, оказанием качественных услуг населению, повышением эффективности управления. Вопрос, которым все мы задаемся: а в чем собственно заключается реформа в этой жизненно важной отрасли?
РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ КАК НЕЭФФЕКТИВНАЯ…
Несмотря на проделанную работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, как отмечают специалисты, в целом в республике перелома добиться не удалось. 43 процента предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Дагестана и сегодня являются убыточными.
В отдельных муниципальных образованиях, участвующих в программах по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, количество организаций коммунального комплекса с коммерческой составляющей не доведено до 80% от общего количества.
Работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Председатель Правительственной комиссии Дагестана — заместитель Председателя Правительства РД Ризван Газимагомедов считает недостаточной и неэффективной. По утверждению руководителей Министерства строительства и ЖКХ Дагестана, глубокого реформирования в сфере ЖКХ за последние годы не произошло. В целом система жилищно-коммунального комплекса остается неэффективной: сформировать реальной рыночной среды в сфере управления жильем и объектами коммунальной и инфраструктуры не удалось.
Анализ положения дел свидетельствует о том, что износ инженерного оборудования и сетей остается высоким и составляет 75-77 процентов. Крайне неэффективно работают органы самоуправления в отрасли реформирования ЖКХ. В этой отрасли функционируют 135 муниципальных унитарных предприятий (71%), непривликательных для инвесторов и не несущих достаточной финансовой ответственности за качество предоставляемых услуг. В созданных акционерных обществах не реализовываются принципы государственно-частного партнерства, акции предприятия не выставляются на реализацию. В результате предприятия не получают дополнительных доходов для модернизации основных фондов.
Факт остается фактом. На сегодня подавляющее большинство жильцов высотных многоквартирных домов крайне недовольно состоянием жилого фонда, обслуживанием и эксплуатацией домов, подъездов, внутридомовых сетей управляющими компаниями, ЖКХ и другими структурами, которые конкретно должны отвечать за состояние жилого фонда, лифтового хозяйства, внутриквартальных территорий.
Реформа ЖКХ предполагала уйти от бюрократической государственной системы к более мобильной, действенной, демократичной. Такими структурами должны были стать управляющие компании и товарищества собственников жилья. Вроде все очень современно и самое главное — в интересах жильцов.
ПРОШЛИ ГОДЫ…
Практика показала, что те же ЖЭУ, домоуправления и другие службы и подразделения ЖКХ умудрились под своим началом создать десятки под разного рода названиями. Практика последних лет свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев коммерческие структуры создавали те же работники жилищно-коммунального хозяйства под вымышленными, подставными фамилиями. Собрания жильцов по созданию ТСЖ проводились формально, без участия самих жильцов. И самое печальное – все эти псевдопротоколы, договоры, аферы имеют довольно обширную географию. Именно это и раздражает, нервирует наших сограждан. Они требуют обязать управляющие компании ежеквартально публиковать сметы доходов и расходов по содержанию жилья.
Публиковать отчеты в газетах и вывешивать на стендах в домах. Иначе жильцы все время чувствуют себя обманутыми. И это действительно так. С жильцов под любым предлогом вымогают деньги. А на что они тратятся – никто не знает. Не знает потому, что нет эффективного контроля, нет прозрачности и нет желания соблюдать законы. И самое главное – есть уверенность совершить хищение, присвоить денежные средства, завысить объем выполненных работ, держать мертвые души – и уйти от наказания. И это им очень часто удается.
ЧТО ВЫЯВИЛИ ПРОВЕРКИ?
Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой, выявила, что в Дагестане не соблюдается закон при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, были случаи установления незаконных и экономически необоснованных тарифов. В отчете прокуратуры сказано, что управляющие компании часто завышают даже установленные тарифы. Также выявлены факты нецелевого использования средств, собранных с граждан управляющими организациями.
Также закон часто не соблюдается при создании товариществ собственников жилья. Наиболее частые нарушения – фальсификация подписей собственников квартир и непроведение общих собраний жильцов.
В отношении нарушителей возбуждены уголовные дела. Вот вам конкретные примеры, факты, которые свидетельствуют о серьезных нарушениях, злоупотреблениях, безнаказанности в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Я знал, что в ЖКХ всегда были недостатки, упущения в работе. Но не предполагал, что приписки, хищения носят такой массовый и масштабный характер.
Как отмечают независимые эксперты, жилищно-коммунальная система хозяйства – одна из самых коррумпированных отраслей экономики и обслуживания населения. Под видом демократических реформ в этой отрасли отдельные аферисты сумели сделать ЖКХ прибыльной коммерческой сферой. И при этом в первую очередь страдают те, кто аккуратно вносит плату за оказанные и неоказанные услуги. Это сегодня знают все, но почему-то до последнего времени действенных мер никто не принимал.
А вот совсем недавно тревожной ситуацией в жилищно-коммунальной сфере наконец конкретно заинтересовались и стали предметно заниматься ею на высшем политическом уровне страны. Так, руководитель Контрольного управления Президента РФ предоставил главе государства специальный доклад о критическом положении дел в ЖКХ, о крайне неудовлетворительной оценке потребителей.
По итогам всестороннего обсуждения руководители страны пришли к неутешительным выводам – имеют место массовые финансовые махинации и необоснованные завышения тарифов.
Так, во многих регионах отдельные предприятия и организации, вместо того чтобы направить средства на содержание и развитие инженерных коммуникаций, направляют их в сомнительные коммерческие фирмы с тем, чтобы извлекать нетрудовые доходы. Причем поражают размеры хищений. По самым скромным данным, только в одном округе сумма хищения составляет более 25 миллиардов рублей. Вот и получается, что представители жилищно-коммунальной сферы на первое место поставили не оказание качественных услуг населению, а извлечение доходов любой ценой.
Как показали многочисленные проверки, специалисты и руководители ЖКХ, как правило, завышают оценки износа инженерных сетей, что в конечном итоге влияет на размеры инвестиций в отрасль и засчитывается в тариф.
Учитывая такую ситуацию в отрасли, в самое ближайшее время начнутся тотальные проверки всех организаций и подразделений жилищно-коммунальной сферы с участием Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, МВД и Росфинмониторинга. Проверка продолжится до 1 декабря этого года, с ее итогами ежемесячно будет знакомиться сам Президент Российской Федерации.
Все эти факты наводят на очень серьезные размышления. Все мы задаемся одним и тем же вопросом: почему такое стало возможным? Почему многие реформы у нас буксуют?
На мой взгляд, многие беды в стране происходят именно от того, что мы так до конца и не определились, какое государство строим, поэтому и живем одновременно и в рыночных условиях, и в советском плановом хозяйстве.