Российский чертополох
Весеннюю прополку 2022 года Генпрокуратура РФ начала со старых сорняков. Из информационного пространства России выкорчевали условно-аналитический, формально-исследовательский британский Королевский институт международных отношений (он же Chatham House). Скоро он пополнит минюстовский список из полсотни редких видов паразитарных НКО, пустивших корни в российскую землю. Событие, прямо скажем, рядовое, ибо блюстителям закона периодически приходится выдёргивать подобные мухоморы, коих немало развелось во влажном климате западных либерально-демократических свобод в постсоветской России.
С момента своего создания в 1920 году эта аффилированная с британской разведкой структура по всему миру планомерно разрушала созданные сложными усилиями островки политической стабильности. Отдельный вектор Россия. Непонятная Западу, непредсказуемая и неуправляемая в отличие от остальных. Богатая на территорию и ресурсы, с ценнейшим человеческим потенциалом, да еще и с демократическими устремлениями.
Здесь Chatham House неустанно трудился над формированием образа страшно неадекватной России: одна рука её душит человеческие свободы, вторая нависла в сантиметре от красной кнопки, ну, а третья (чудовище всё-таки) попросту ворует у планеты ее несметные углеводородные богатства. А споры внутри этой псевдонаучной секты преимущественно разворачивались вокруг одного неурегулированного вопроса: кто опаснее – российский народ или ее президент?
И хотя требование Генпрокуратуры РФ пришлось так некстати в разгар дружной деятельности коллектива агентов британской разведки под названием Chatham House, руководитель ее программы по России и Евразии Джеймс Никси держится молодцом. И даже комментирует событие в духе «а мы этого ждали и надеялись».
Но, провожая Chatham House в их последний путь из России, хочу по традиции сказать о них только доброе и хорошее. Хочу, но не могу. Не могу найти в их деятельности ничего, за что народ России и мира должен сказать «спасибо». Чего стоит такой шедевр антироссийского манифеста, как «Мифы и заблуждения насчет России. Как они влияют на западную политику и что можно сделать?».
В материале развенчиваются 16 мифов о доброй, талантливой и невраждебной России (спойлер – злой, бездарной и опасной Рашке). Авторы – бывшие агенты британской разведки, среди которых затесались и два российских гражданина: это гражданин Николай Петров и гражданочка Екатерина Шульман. За очень неплохую оплату они оба пишут сценарии того, как быстрее сгубить Россию, а в перерывах преподают в одном из ведущих вузов России – Высшей школе экономики.
На совести этих двух «патриотов» пятнадцатый и шестнадцатый мифы опуса, суть которых можно свести к общему смыслу: Путин – это зло, но и после его ухода ничего не изменится, потому что это не Путин один такой, это вся Россия такая – «страдающая от постимперского синдрома, характеризующегося состоянием глубокой неприязни к Западу».
Следовательно, договариваться с Россией бессмысленно, необходимо искать иные способы приручения и подавления.
В мифе № 16 автор Петров сильно расстраивается, что российский народ не ненавидит Советский Союз, хотя после распада Советского Союза выросло почти два поколения россиян, они сделали это в основном при Путине и склонны быть скорее просоветскими, чем антисоветскими в своем мировоззрении.
Второй персонаж политической богемы – Екатерина Шульман. О ее удивительно стремительной карьере, начавшейся сразу по приезде из Канады (о периоде пребывания в которой она крепко молчит), уже всё сказано.
И то, что без высшего образования (она получила его только в 27 лет) на госслужбе работала, и без журналистского – в журналистике, и без совести – в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека входила, позволяя себе подобные фразы: «Но если по какой-то причине вы по-прежнему предпочитаете русский язык, то специально для таких читателей inopressa.ru сделала краткий пересказ моего интервью Süddeutsche Zeitung».
Говорит она быстро, пишет много, выступает часто. Тема ее интереса – та же Россия. Именно интереса, профессионального и высокооплачиваемого. Ходят слухи, что и гражданство иностранное у нее есть, а с Россией у нее это просто так, ради денег.
Проблема не в Путине и нынешней власти, утверждает она, а в слабом российском народе, который уже в принципе не исправить. При этом Шульман восхищается Израилем (ничего не поделаешь, кровь зовет) и всем западным миром. «Смотрите на Израиль, увидите, что вообще возможно сделать в принципе», – поучает она.
Тут, как говорится, поперек желания начнешь копаться в ее родословной. Родилась Екатерина (в девичестве Заславская) в семье преподавателей, которые в свою очередь тоже родились в семье преподавателей. Зато, если верить фанклубу Шульман (о боже, есть и такой!), один из ее прадедов прокурорствовал в расстрельные сталинские времена в Днепропетровске, что отразилось в заметке «История несчастной Марии Пронько», опубликованной Ильфом и Петровым.
Почему-то, слушая Шульман, вспоминаешь слова из булгаковского «Собачьего сердца»: «Вы, Шариков, чепуху говорите, и возмутительнее всего то, что говорите её безапелляционно и уверенно». А ведь Шариков был хорошим псом, но стал плохим человеком. Так и Шульман – могла варить изумительные борщи с большим смыслом, но выбрала политику.
Она отрицает, что у России может быть свой путь развития. Ее выступления не анализ событий, а коктейль из школьной программы по истории популизма 1990-х и эксцентричности в духе западных ценностей. Впрочем, как говорил профессор Преображенский из вышеупомянутого произведения, «я не охотник до бессмыслиц».
Помимо бессмысленных госпожа Шульман совершает и весьма осмысленные действия. В частности, профессионально консультирует мужа насчет относительно честных способов отъёма чужого имущества. Речь идет об элитной недвижимости в центре российской столицы. Здесь на сотнях квадратных метров расположились жилые и коммерческие (сдаваемые в аренду) помещения рантье Михаила Шульмана, супруга Екатерины Михайловны.
За недвижимость супруги Шульман держатся крепче, чем за свои политические взгляды, поэтому их noblesse oblige периодически пачкается в грязи серий громких и меркантильных скандалов.
Оказалось, что председатель ТСЖ Михаил Шульман загадочным образом овладел более 800 квадратными метрами в центре Москвы, на Рождественском бульваре. По мнению жителей дома, Шульманы просто подделывали документы. К удивлению соседей, на чердаке их дома появился незаконный хостел, а жилые помещения сдавались под офисы.
Масштабы и характер деятельности главы семейства Шульман по отъёму жилья очень напоминают Швондера из «Собачьего сердца». Та же напористость и беспринципность. В квартире умершего писателя Шергина вместо обещанного музея Шульман открывает кальянную. В Тверь выселяется сосед-алкоголик, на прощание переоформивший свою квартиру на Шульмана. А следующая история уже и вовсе не комильфо: сестра Михаила Лариса Шульман, словно Шариков из той же повести, периодически кусает соседей и даже бьет их гвоздодёром (из дошедших до правоохранительных органов случаев, минимум дважды – в 2009 и в 2014 годах).
Нет, уважаемые читатели, той самой справки у нее нет, но есть соответствующие протоколы с места происшествия и прекращённое по амнистии в 2015 году уголовное дело. А главное, за что бьет и кусает? За то, что соседи захотели в порядке легитимных, свободных, открытых, прямых, демократических выборов снять ее брата Михаила Шульмана с должности председателя ТСЖ за незаконные действия.
После таких аполитичных шагов родственницы Екатерина Шульман как минимум была обязана сменить политическую риторику относительно необходимости сменяемости власти в России. Ибо человек, не могущий применить свои теории в частном порядке и не умеющий навести порядок в своей семье, не может масштабировать свои мысли и стратегии на всю страну.
Но мы уже достаточно поговорили о российских авторах Chatham House. К сожалению, научная среда не отторгает затесавшихся политически ангажированных диверсантов. Кто-то оставляет свое научное наследие, а кто-то по примеру Петровых и Шульмановых, просто наследят в научной среде, изгадят и уйдут.