Купить PDF-версию
15:23 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Россия с тобой, Грузия, не горюй!

Правда ведь, каждый раз, когда смотришь потрясающий по силе чувств фильм Г. Данелии «Не горюй», тебя охватывает невыразимое ощущение другого времени, в котором мы когда-то жили, получая наслаждение от кинематографических шедевров с потрясающей игрой актеров, и не было дела до того, грузин или какой-либо другой национальности актер. Главное – донести до зрителя высокую тональность человеческих чувств, близких и понятных, трогающих сердце душевностью, благородством, силой переживаний, тонким юмором, позволяющим посмеяться над собой, посмотреть на себя со стороны, чтобы убедиться в том, что жизнь прекрасна, несмотря ни на что.

Страна древнейшей культуры, Грузия, чья древнейшая история на протяжении веков выливалась в софокловский по силе страстей и драматизму театр, прекрасное многоголосие, поэтическое звучание величественной грузинской цивилизации, достоинство народа, во все времена вызывала особый пиетет. Мы искренне восхищались грузинской интеллигенцией, да и обычными радушными людьми, встречавшими гостей как родных, накрывавшими невероятно обильные, экзотичные столы. Но с тех пор немало воды утекло. И сегодня в этой стране Россию называют агрессором, а из стен грузинского парламента изгоняют председательствующего на Межпарламентской ассамблее православия депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова, разыгрывая очередной политический скандал.

К чему это я? Иначе как словесным испражнением не назовешь вопиющий демарш журналиста телеканала «Рустави-2» Георгия Габунии, позволившего в нецензурной форме обратиться в адрес Президента России В. Путина, оскорбив его отца и мать, цинично, жестоко, страшно.

Начнем с того, что трудно назвать журналистом человека, для которого не существует рамок нормативной лексики, скорее, это околожурналист, решивший прославиться за счет собственной, как он считает, исключительности. Но я не знаю случая, чтобы журналист даже самого низкопробного желтого издания мог позволить себе так высказаться в адрес не только своего, но и любой другой страны президента. И дело тут не столько во внутренней культуре, хотя речь идет и об этом, а в пресловутой поведенческой норме, характеризующей тот или иной канал, степень его профессионализма, объективности, аналитики. Если, конечно, речь идет о большой журналистике, а не о местечковой, ограниченной рамками самого издания, вызвавшей шок не только у россиян, но и у жителей Грузии недопустимой бранью, святотатством, когда были оскорблены давно умершие люди, пережившие блокаду, вынесшие на своих плечах тяжелейшую войну двадцатого столетия. А к памяти умерших, родителей в той же Грузии особое отношение, это тема болезненная, острая.

И очень страшно, когда такие журналисты, как Габуния, уподобляются бездушным трансформерам, теряя человеческий облик, вызывая чувство физической брезгливости. Да есть ли у него мать, отец?- задаюсь вопросом. Не думаю, что они одобрили выходку своего сына. Жизнь его вряд ли теперь можно будет назвать безоблачной, и прежде всего потому, что осудил его собственный народ, презирающий, возмущенный, потребовавший извиниться перед страной, благодаря которой сегодня экономика Грузии процветает, а туризм – одна из самых прибыльных отраслей страны.

Российские эксперты не сомневаются, что провокация на грузинском телеканале не более чем внутригрузинский конфликт, борьба за власть, жестокая, непримиримая. И Саакашвили, для которого сегодня достижение цели любыми средствами – наиболее приемлемая форма противостояния, пытается ослабить нынешнюю власть. В очередной раз раскалывая грузинское общество, он сводит счеты с олигархом Иванишвили, усадившим на трон нынешнего президента Грузии Саломе Зурабишвили, ведет закулисную войну, ломая планы клановых политиков, воюющих за сферы влияния в Грузии, за вожделенный бюджет. Мишико старается любой ценой самым циничным способом дестабилизировать обстановку в Грузии, чтобы вновь прийти к власти.

В это же самое время грузинские политики, следуя психологическому портрету стран третьего мира, высказывают одно за другим заявления о том, что страна должна вступить в НАТО и ЕС и это единственный путь демократической Грузии и другого быть не может.

Не может, так не может. Но и терпеть унизительные выпады в адрес России, за счет которой кормится Грузия, оскорбительно. Достаточно напомнить, что более десяти процентов ВВП этой страны приходится на Россию. И на этом фоне выходка Габунии стала последней каплей, переполнившей чашу терпения нашей страны. Нет, Россия по-прежнему старается выдерживать оскорбительные выпады, не срываясь на аналогичную тональность, хотя все же пришлось временно приостановить воздушное сообщение с Грузией. Но связано это прежде всего с антироссийскими настроениями, с прямым призывом убираться из Грузии «русским оккупантам», ставшими прямой угрозой для российских туристов. Нет, позвольте уточнить, не туристов, а оккупантов. Но как разделить туристов и оккупантов, похоже, в самой Грузии никто не знает. Пока там переполох, а туристический, гостиничный бизнес терпит огромные убытки.

После безобразного инцидента депутаты Госдумы предложили Правительству России рассмотреть возможность применить к Грузии закон 2006 года о специальных экономических мерах, в частности, позволяющих перекрыть или ограничить финансовые операции, запретить внешнеэкономические операции, установить ограничения на поездки туристов и ужесточить ввозные и вывозные пошлины. В самом деле, не проживем мы, что ли, без грузинского вина, минеральной воды и мандаринов? Согласитесь, Россия даже в самые худшие времена традиционно поддерживала грузинскую экономику, стараясь помочь обнищавшему местному населению, бывшим согражданам, что привело к развитию туризма опять-таки за счет России.

Нет, мы никогда не рассчитывали на благодарность. Но делали ровно столько, сколько требовалось, чтобы установить дружеские личные, экономические отношения с приграничным государством, ведь, как известно, ближе соседа нет никого.

Более чем убедительным, мудрым стал ответ В.Путина на призыв ввести санкции. Причем, как подчеркнул российский лидер, он не считает целесообразным введение санкций — из уважения к грузинскому народу. Кремль дает понять, что Россия отделяет грузинское общество от тех, кто раздувает антироссийские настроения, кто, как подчеркнул Путин, «не знает истории и в конечном итоге наносит вред Грузии». А спикер российского парламента В. Володин напомнил грузинскому руководству, что «они должны послушать нашего президента, он сейчас еще раз дает им шанс. Потому что мы, представители народа России, им такого шанса не даем. А он им шанс дает — образумиться». Более чем исчерпывающий комментарий, не правда ли?

Все так. Но не знаю, как народ Грузии сможет смотреть в глаза россиянам после того, что произошло. И больно оттого, что рана столь глубокая, кровоточащая, и даже после того, как она затянется, шрам останется на всю жизнь. Одна минута тридцать секунд страшных циничных высказываний, а сколько непоправимых ошибок совершено. Да, заявления прозвучали от президента, премьер-министра Грузии с поддержкой российской стороны об отмене санкций, но извинений как не было, так и нет. Пока только президент Грузинской национально-культурной автономии в России Георгий Цурцумия это сделал. Грузинские политики, интеллигенция отделались молчанием. Хотя если вспомнить, что в России проживает огромное количество творческой элиты из этой страны, представителей шоу-бизнеса, то списать молчание можно только на их растерянность. Да, вот, кажется, директор «Рустави-2» Ника Гварамия, вроде даже одобривший поначалу матерный спич и отделавшийся постом типа «а чё такого», лишь оценив масштаб набирающего обороты скандала, поспешил присоединиться к части местных политиков, высказавших сожаление о случившемся.

Эксперты же убеждены в том, что случившееся – следствие конфликта в Межпарламентской ассамблее православия. А экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе вовсе не скрывает, что за недопустимым поведением журналиста стоят серьезные политические силы. «По приказу главных кукловодов, – уверены и российские политологи, – то бишь американского посольства в Грузии, предприняты меры для разжигания провокаций, связанных с Россией». «Здесь явно просматривается почерк Саакашвили, мечтающего взять реванш за позорное изгнание, – отмечает Нино Бурджанадзе, – это спланированная провокация».

Русофобские настроения не просто разжигаются, они проецируются на толпу людей, переставших верить в то, что в стране что-то можно изменить. Да, руководство Грузии осудило дикую выходку, высказался и парламент страны. Но если вспомнить, как на центральной площади Тбилиси оскорбительно звучали выпады в адрес «российского агрессора», то не очень-то верится в искренность сказанного. Скорее все это не более чем протокольная риторика. Тем более что оппозиционный канал по-прежнему работает в штатном режиме.

Так как же Грузия намерена выходить из скандального политического прокола? Она, безусловно, оглядывается на США и ждет указаний. Лишившись самостоятельности, Грузия напоминает Украину, пребывающую в таком же унизительном состоянии, испытывающую прямую зависимость от Америки. Но даже в этом случае становится как-то и вовсе неудобно, когда в ход идут не политические инструментарии, а унижающие человеческое достоинство, больно бьющие по-живому дешевые ярмарочные технологии. Хотя если вспомнить историю со Скрипалями, то там ведь все происходило на подобном примитивном уровне. Да, измельчали западные спецслужбы, измельчали.

Не знаю, найдется ли в России человек, которому по сердцу подобное гнусное по сути оскорбление не только президента огромной страны, но и могил его родителей. Одно знаю точно, что спускать в подобном случае никому нельзя. Стоит напомнить грузинскому народу, что на Кавказе осквернение памяти отца с матерью считалось кровным делом. Нет, мы не призываем к тому, чтобы пролилась кровь, но просим грузинский народ опомниться, чтобы не оказаться ввергнутым в страшную войну – идеологическую, политическую.

Многие земляки, дагестанцы не могут сдержать эмоций и говорят: нам больно потому, что Грузия не просто наш сосед, это народ, с которым нас связывала вековая дружба.

Депутат НС РД Зумруд Бучаева эмоционально отреагировала на грузинский инцидент: «Не в традиции кавказцев так вести себя, ибо на Кавказе даже злейшие враги не станут оскорблять мать своего врага. В системе мировых ценностей, религии слово «мать» — святое. Редкий негодяй, тем более в патриархальной кавказской культуре посмеет выговорить во всеуслышание оскорбление в адрес матери. Это нарушение неписаного этикета человечества. В жизни надо оставаться человеком. Я думаю, у руководства России, у моих соотечественников хватит благоразумия не поддаться на провокации, направленные на дестабилизацию отношений между нашими странами».

А вот высказывания Мадины Магомедовой, дагестанки, потрясенной поступком грузинского журналиста: «Не знаю, есть ли мать у этого человека? Наверное, есть, но мне жаль ее, она воспитала плохого сына, так и не научив его чтить память предков, своих и чужих».

Политолог, профессор ДГУ Мухтар Яхьев уверен, что подобная провокация – еще один повод, чтобы задуматься Грузии о том, где вектор ее политического развития и может ли страна претендовать на то, что ее курс направлен на стабильность и мир».

Слова эти сказаны от души, они наполнены беспокойством за наш общий кавказский дом. И значения не имеет — заграница Грузия или нет.

Статьи из «Власть и общество»