Купить PDF-версию
02:00 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

Россия – Украина:

Российско-украинские отношения то в фокусе внимания мирового сообщества, то создается ощущение, что о них забыли, как об изрядно надоевшей игрушке. С ней недосуг больше играть ни в какие политические забавы, слишком опостылела она, Украина. А новый президент, как выяснилось, и вовсе мало чем отличается от своего предшественника, риторика – слово в слово.

Вот и западные партнеры уже позевывают от его речей. Неужто украинский народ ошибся в своем лидере, на которого сделал ставку, ведь в карманах жителей обнищавшей страны осталась лишь разменная гривна, от которой не разбогатеешь, пересчитывая от зарплаты до зарплаты более чем скромные доходы.

Как же складываются российско-украинские отношения? В чем плюсы и минусы? Вроде и пригляделись друг к другу, не питая иллюзий в отношении внутренней и внешней политики незалежной. Но, признаться, трудно избавляться от стереотипов, да еще рассчитывать так сразу на разумный компромисс. Возможен ли он?

Если честно, многим поначалу импонировал образ мальчишки, решившего изменить мир, честного, справедливого, непримиримого к олигархам, подчистую вывернувших карманы народа. Так верилось в то, что он-то уж точно сумеет изменить прежнюю Украину, заставить олигархическую верхушку жить по-иному. Да вот пока не выходит, наверное, еще и потому, что впередсмотрящий Коломойский правит украинским балом. А над ним царит другой могущественный западный партнер, крепко держащий уздцы и время от времени придерживающий непокорного жеребца.

Грустная картина вырисовывается, прежде всего для самого Зеленского, от которого Украина ждет решительных шагов в отношении Порошенко и его команды, мало того что проворовавшейся, так еще претендующей на место в Верховной Раде.

Сможет ли Зеленский, казалось, убедительно справившийся с негодниками-казнокрадами в авторском сериале «Слуга народа», свернуть им шею в действительности? Скорее всего, нет. Он даже мать Олеся Бузины, погибшего от рук неонацистов, не принял. Не смог или струсил? Вопрос на засыпку. В то же время он по-прежнему печется о благе народа, страстно призывая Россию соблюдать Минские соглашения с участием посредников. Да зачем они нам, резонно вопрошает российская сторона, лишь бы решился вопрос реализации этих самых соглашений. А то вот украинская армия по-прежнему безжалостно бомбит мирные кварталы юго-востока.

Да, Путин выдержал паузу. Но в интервью итальянскому изданию отметил, что конструктивный диалог с Киевом возможен, если Зеленский начнет выполнять свои предвыборные обещания, включая установление прямых контактов с собственными соотечественниками в Донбассе. Прибавил, что украинские власти должны уважать Минские соглашения, а не игнорировать их. Что непонятного? И кто бы спорил с Зеленским, утверждающим перед выборами в Раду, что сумеет мирным путем решить проблему с Донбассом, правда, выступая против придания Донбассу особого статуса, несмотря на то, что это предусмотрено международными соглашениями.

А если учесть мнение самого Донбасса, явно не желающего возвращаться под украинскую юрисдикцию, то и вовсе вопрос этот отпадает. Правильнее было бы реинтегрировать Донбасс в состав Украины на условиях автономии. Но, похоже, Зеленский об этом и слышать не хочет. Или делает вид, что не слышит. Или лукавит? Переговоры-то с самопровозглашенными республиками все же идут, поскольку речь идет о международном формате. И хочешь не хочешь, а общаться приходится. Но во всем этом главное, чтобы прекратился наконец огонь, отведено вооружение.

Москва же вполне резонно полагает, что вместо того, чтобы побудить Киев к реализации Минских соглашений, Запад подталкивает Украину к прежней провальной политике Порошенко. А как же диалог с Москвой? Он все же состоялся. В ходе двадцатиминутной беседы главы государств успели обсудить вопрос освобождения задержанных в обеих странах лиц и урегулирования ситуации в Донбассе. Более того, состоялась встреча «нормандской четверки», на которой обсуждалась возможность проведения встречи лидеров России, Украины, Германии, Франции. Подобное оживление политических переговоров может и настраивает на благостный лад, но если учитывать противовес националистов, политической элиты, выступающих против налаживания отношений с Москвой, то становится очевидной зависимость нового президента от множества факторов, казавшихся ему поначалу легкопреодолимыми.

Да, Зеленский – политик молодой, ему многое предстоит усвоить, чтобы вести по-настоящему дипломатические переговоры. Но что бы там ни говорили, он все же демонстрирует стремление к диалогу с Москвой. Шаги эти, может, и смущают Москву, которой хотелось бы более решительных действий, твердой позиции по многим вопросам. Но ведь Зеленский – пока заложник прежней Украины, от которой он старается постепенно абстрагироваться.

По мнению экспертов, Зеленский – наиболее приемлемая фигура как для Украины, так и для официальной Москвы, несмотря на политические коллизии, оброненные неловкие фразы лидера незалежной, и кажущуюся антироссийскую риторику. Украинский лидер прекрасно понимает, что Россия – это не просто соседнее государство, это родина украинцев, его и его родителей, проживших основную часть жизни в ней.

Пока же он вынужден тестировать мнение общественности, избирателей: как они относятся к его деятельности? А российские эксперты уверены, что после парламентских выборов, победы его партии он сумеет натянуть вожжи. И призвать того же Порошенко к ответственности, спросить с него за невиданное казнокрадство, обнищание основной части населения, войну против Донбасса, массовую гибель мирного населения, за майдан, расстрел одесского дома профсоюзов. Да много еще за что.

Правда, украинские эксперты утверждают, что Зеленский затеял опасную игру, выходя на прямой диалог с Путиным, в то время как ему советовали вести переговоры исключительно при посредничестве Макрона или Меркель. Он уже ослушался «большого брата», а тот зорким оком следит за тем, как развиваются события на Украине, и готов корректировать курс несговорчивого президента. Боже, как это знакомо… И если заклятые друзья подсуетятся, то и в Раду могут прийти националисты, которые всячески будут стараться блокировать Минские соглашения.

Так что все упирается в предстоящие выборы, которые либо станут новой точкой отсчета в российско-украинских отношениях, либо националисты одержат верх и вновь начнут командовать незалежной. Или, может быть, не стоит делать скоропалительных выводов, политика – это ведь игра не только на своем, но и на чужом поле. И вполне возможно, что Россия даст возможность украинской власти решиться на то, чтобы полностью изменить привычный формат постоянных пикирований и выпадов в адрес России.

Так кто же должен восстанавливать российско-украинские отношения, кто первым протянет руку и поможет, наконец, добиться мира на Украине, заставить поверить людей власти, к которой накопилось столько обид, что, кажется, прощения нет и быть не может? Вопрос остается открытым.

Статьи из «Власть и общество»