Совершенствование политической системы
В последнее время многие политологи и эксперты заявляют о необходимости обновления и совершенствования политической системы в стране. Высказываются самые разные мнения о том, как устроить власть, как проводить честные и объективные выборы, создать четкую и эффективную систему кадровой политики на всех уровнях.
По утверждению ряда ученых, социально-экономические и политические отношения, реализованные за последние 20 лет, сформировали существенные дисбалансы в обществе. Так, жизнь дагестанского общества характеризуется социальным расслоением общества, которое является одним из катализаторов протестной активности.
Как отмечают эксперты, на данном этапе развития общества правящему режиму все труднее обеспечивать социальное равенство и справедливость. Противоречия в обществе связаны в какой-то степени и с кризисом доверия основной массы населения к власти, которые считают, что институты власти недостаточно эффективны в удовлетворении их социальных ожиданий. Вот почему нужен диалог о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, развитии и перспективах.
Отражает ли демократия интересы большинства?
По словам дагестанского философа М.Яхьяева, ключевой остается проблема дальнейшей демократизации политического процесса и избирательной системы с тем, чтобы народ, рядовой избиратель получил реальные возможности влиять на политику правительства. Очень важной является также сокращение привилегий чиновников разного уровня и злоупотреблений властью. Еще одно направление политической модернизации — развитие гласности и прозрачности деятельности власти для рядовых граждан.
Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократизации, федерализации имеют особую специфику. По утверждению профессора Абдуллы Магомедова, демократизация и реформирование общества преподнесли нам целый спектр непредвиденных новаций, ситуаций, факторов: в обществе начал преобладать частный интерес. Наступило время не только приватизации собственности, но и приватизации власти. Не только отдельные люди, но и государственные структуры, политика уходят в частную жизнь. Руководитель акционерного завода, глава администрации города или района, министр, депутат, чиновник – все самоотделяются от общества, не стесняются использовать социальное положение в личных целях.
Утрачены духовные ценности, продолжает снижаться уровень образования, загрязняется окружающая среда, меняется мораль. Наиболее образованные и, следовательно, влиятельные в духовном отношении группы населения оказываются позади в гонке приобретательства.
Местное самоуправление – важнейший элемент демократического государства
Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Группа экспертов-политологов предлагает сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы, на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.
По словам Рамазана Абдулатипова, в республике десятилетиями хозяйничали одни и те же люди, которые накопили столько денег, что могут купить все не только здесь, но и за пределами республики. А чтобы построить новый Дагестан, нужны критически мыслящие кадры, думающие не о своей выгоде, а о дагестанских народах и престиже республики. Известно, что от умных, безупречно честных руководителей зависит, какой будет наша республика, страна для подрастающих поколений. В высоких кабинетах и креслах должны сидеть не махровые взяточники, бюрократы и не бандиты, а в первую очередь эффективные менеджеры и современные управленцы, умелые руководители, знающие, в каком направлении развивать экономику района или города. Разве мало таких молодых, но уже опытных и успешных бизнесменов в нашей республике? Их немало. И не только в Дагестане, но и за его пределами.
Эффективная кадровая политика – залог успеха
В мировой практике имеются давно отработанные правила, по которым люди отбираются на руководящую работу. При этом учитываются физические и умственные способности, потенциал человека, знание предмета, которым предстоит руководить, культурный кругозор, чувство социальной справедливости. А в наших дагестанских условиях следует добавить и такую черту характера, как интернационализм.
В условиях нашей республики многонациональный ее состав диктует целесообразность введения принципа назначения министров, руководителей республиканских министерств, ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок 4-5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.
Без такого порядка назначения кадров нам трудно избавиться от подозрений в клановости, коррупции, привилегиях и т.п. Кроме того, при таком подходе через каждый срок будет происходить ротация министров и смена национальностей. Такой порядок обеспечит прежде всего постоянный приток энергичных кадров разных национальностей, которых заранее нужно готовить к определенной должности. Да и специалисты-психологи считают это целесообразным. Тем более что мировая практика показывает: при фактическом отсутствии политико-экономического плюрализма и системы правовых сдержек любая доминирующая в обществе сила независимо от исповедуемой ею идеологии стремится ограничить возможности оппозиции и увековечить свою власть.
При этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководителям органов местного самоуправления. Так, по инициативе главы Дагестана Рамазана Абдулатипова введены новые критерии оценки руководителей сел, районов и городов. Ежегодно главы администраций в присутствии Президента или Председателя Правительства перед активом района будут отчитываться о проделанной работе. Если не будет четких результатов по основным показателям работы, руководитель освобождается от работы.
Человек – главное действующее лицо
На пути развития Дагестана на данном этапе на первое место, по мнению экспертов, вышли гражданское достоинство и справедливость. Именно человек должен стать главным действующим лицом политической составляющей республики. Дагестанцы многие годы терпеливо ждут дальнейшего улучшения качества жизни. И в этом плане представителям органов власти, институтам гражданского общества, всем нашим соотечественникам предстоит напряженная работа во имя дальнейшего развития Дагестана.
По мнению ученых, эффективность власти повышается в том случае, если деятельность людей, наделенных властью, имеет в своей основе конструктивную, научно обоснованную программу управления общественными процессами и соответствующие ей методы. Вместо эффективного управления процессом реформ, учета их социальных последствий властные структуры нередко внедряют в массовое сознание пропагандистские лозунги и мифы. По существу речь идет о примитивной манипуляции массовым сознанием, осуществляемой посредством подконтрольных властям СМИ.
Это понимают руководители нашей страны. Так, Президент РФ Владимир Путин в одном из своих выступлений особо подчеркнул: «Люди должны почувствовать позитивные изменения, и в первую очередь через расширение своих собственных возможностей. Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения. Так что рост России в предстоящем десятилетии — это расширение пространства свободы для каждого из нас. Благополучие из рук кого-то, благополучие без ответственности за свои решения в XXI-м веке просто невозможно».
Власть должна наконец осознать, что права человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.