Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 22 января, Пт

Махачкала

Weather Icon

Стратегия есть. Что дальше?..

A- A+

Принятая «Стратегия-2020» – это, действительно, взгляд в будущее. Представлена она с необоснованно большой долей оптимизма и как политическая декларация для неинформированного обывателя. Наверное, эта фраза вызовет протест у чиновников и заказчиков разработки Стратегии. Давайте проанализируем Стратегию, реалии сегодняшнего дня и результаты управления со стороны властных структур РД (Президент, Правительство и Народное Собрание).

Что касается Стратегии – всё сделано правильно: обоснованы ее необходимость, основные цели, факторы, определяющие достижение этих целей, приоритеты развития экономики, названы сценарии и этапы развития, индикаторы развития республики в 2020 году, пути их достижения и т.д. Все представленное не вызывает сомнения, с точки зрения науки всё правильно, а вот реальное состояние дел, в частности в промышленности, вызывает тревогу, тем более что опережающее развитие промышленности определено как ключевая задача «Стратегии-2020» РД.

Опыт развития промышленности в Дагестане за последнее десятилетие не вызывает оптимизма, в наиболее благоприятный период 2000-2005 гг. доля промышленного производства в валовом региональном продукте снизилась с 18,5% до 11,5%. Чем объяснить этот факт и как достичь указанных целей? Предвижу возражения: в стратегии не рассматриваются механизмы и ресурсы достижения цели стратегического развития, эти вопросы должны быть представлены в программах социально-экономического развития РД. А назовите республиканские программы, которые решали бы социально-экономические проблемы РД? Социальные вопросы населения решаются на федеральном уровне.

А что у нас делается в научно-технической сфере, в области инновационной деятельности? Приняты законы в этих направлениях экономической деятельности. Ну и что, каковы результаты? Достичь индикативных показателей социально-экономического развития РД скачком, «по щучьему велению» не удастся, и это только для достижения среднего федерального уровня, прогнозируемого РФ на 2020 год?! А ведь предложений в этом направлении было много, о них писала пресса, научные издания, а кроме того, есть позитивный опыт социально-экономического развития других субъектов, опыт государственного регулирования (управления) и проявления политической воли (Татарстан, Башкортостан и т.д.).

А что делается у нас в РД? Республика Дагестан, как и вся страна, переживает исторический период формирования новой рыночной экономики, основанной не на продаже природных ресурсов (нефть, газ и т.д.), а на производстве нового продукта, удовлетворяющего внутренний спрос и конкурентоспособного на внешнем рынке. Об этом свидетельствует представленная на всенародное обсуждение Стратегия социально-экономического развития РД до 2020 года, главной целью которой является достижение достойного уровня и качества жизни населения республики на основе устойчивого развития и социальной направленности экономики.

Достижение этой цели определяется множеством факторов, начиная от анализа социально-экономического состояния РД и кончая учетом общемировых тенденций развития экономики и формирования гражданского общества.

Однако ключевым моментом, определяющим достижение стратегических целей, является формирование инновационной экономики, основанной на «экономике знаний».

Обосновать данный тезис несложно, но приведем две аксиомы, уже подтвержденные практикой, принятые в мире и понятные по содержанию. Первая аксиома: эффективная инновационная экономика – это союз «науки, бизнеса и государства». А вторая аксиома указывает на финансовый механизм формирования этой инновационной экономики: «Наука – это то, что из денег делает знания, а инновация – то, что из знаний делает деньги».

Суть практической реализации этих аксиом состоит в том, что необходимо объединить науку, инновационную деятельность и производство.

Понимание этого подхода в республике есть, разработана Стратегия до 2020 г., на ее основе можно и нужно проводить республиканскую научно-техническую и промышленную политику, в которой будет обозначено ресурсное и финансовое обеспечение, определены приоритеты (приоритетные кластеры), разработаны программы и инновационные проекты, бизнес-планы, направленные на получение конкретных результатов. Но одного понимания недостаточно, нет соответствующих действий и продуманной политики.

По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий РФ, за год рост инновационного сектора в России составил около 38%. По Дагестану таких данных нет, во всяком случае мне они неизвестны, но полагаю, что этот показатель далеко не достиг общероссийского уровня. А причины в том, что средства, выделенные государством на инновационные проекты, реально до проектов не доходят. На Западе эта ситуация называется проблемой «последней мили». Частный инвестор не будет вкладывать деньги в проекты с непредсказуемыми результатами. Это ситуация, когда частные средства приходят в инновационный сектор только после того, как он начинает нормально работать за счет государственных средств. Так было во всех странах — от США до Южной Кореи, которые задают тон на мировом рынке высоких технологий. Необходима нормально работающая отраслевая инфраструктура, а эту проблему может решить только государство.

Исследования и разработки, выполняемые в академических институтах, являются основой «экономики знаний». Установлено, что инвестиции в «экономику знаний» являются наиболее эффективными и перспективными.

Функционирование «экономики знаний» осуществляется путем широкого использования инноваций в сфере производства, в сфере новых технологий, в сфере маркетинга и т.д.
 Инновационная деятельность в РД расширяется и увеличивает темпы, но масштабы недостаточны для создания конкурентоспособной экономики.

Базой создания такой экономики для РД, как показывает история развития РД, является промышленность, в первую очередь машиностроительная отрасль. Инновационное развитие промышленного производства во многом определяется инвестициями, привлекаемыми для развития инфраструктуры и обновления основных фондов, а в эти сферы частные инвестиции не идут. Необходимы четкая промышленная и научно-техническая политика и государственные инвестиции, направленные на совершенствование структуры промышленного производства в целях увеличения числа предприятий и учреждений, занятых исследованиями и разработками.

В 2005 году из 58 промышленных предприятий РД 12 были отнесены к инновационно-активным организациям, из них только 2 учреждения проводят исследования и разработки, а остальные инновационные организации приобретают основные фонды (машины, оборудование, установки и т.д.), связанные с внедрением инноваций, некоторые из этого числа – программные средства и выполняют производственные проектно-конструкторские работы.

В притоке инвестиций и в дальнейшем экономическом развитии республики существенную роль играет производственная инфраструктура.

Отсутствие развитой и современной инфраструктуры и рост населения республики только за последние 16 лет на 47,5% привели к тому, что инвестиций в экономику (основные фонды) республики в расчете на душу населения производилось в 2-3, а в отдельные годы в 5-5,5 раза меньше, чем в среднем по России. С этим связано то, что в РД в расчете на душу населения, по сравнению с РФ, производится в 3,3 раза меньше ВРП, в 15,2 раза меньше продукции промышленности, в 1,1 раза меньше продукции сельского хозяйства.
В РД в 3,2 раза выше уровень безработицы, чем в РФ, в 1,6 раза меньше среднедушевые денежные доходы населения, в 2,2 раза ниже заработная плата наемных работников.

Все эти показатели являются отражением низкого уровня жизни граждан, бедности и большой безработицы, обусловленных резким отставанием темпов роста инвестиций и наращивания экономического потенциала республики от роста численности ее населения.

Сложившаяся ситуация привела к неравномерности социально-экономического развития не только субъектов РФ, но и административно-территориальных образований внутри субъектов (регионов).

Если деформация экономики внутри субъектов может быть устранена региональным руководством (региональным управлением), то устранение деформации экономики между регионами может быть достигнуто корректировкой государственной региональной политики не только с использованием рыночных механизмов, но и в результате проявления политической воли для достижения начальных условий (экономических показателей) до уровня, обеспечивающего эффективную работу рыночных механизмов.

Под политической волей при этом понимается комплекс мероприятий, включающих разработку и принятие на федеральном уровне научно-технической, инновационной промышленной политики, нормативно-правовых актов, бюджетных механизмов и других специфических для каждого типа субъектов выравнивающих инструментов и управлений.

Устранение деформации экономики между регионами может быть достигнуто также путем грамотной реструктуризации предприятий производственной сферы, развития малого инновационного предпринимательства и повышения эффективности управления.

Исследование динамики экономических показателей разных стран и регионов показывает, что декларируемая ими инновационная экономика имеет разное конструктивное содержание, определяемое национальными особенностями социально-экономического развития страны или региона. Поэтому понимание и значение инновационной экономики определяются национальной, региональной, природно-климатической и ресурсной особенностями каждого субъекта.

Анализ экономических показателей развития предприятий и сложившаяся ситуация с экономикой РД в целом показывает, что до перехода на рыночные отношения научно-технический, технологический и инженерно-конструкторский потенциал был сконцентрирован на оборонных предприятиях машиностроительного комплекса, который сейчас используется недостаточно.

Следовательно, есть резерв огромного потенциала машиностроительной отрасли, который необходимо использовать для повышения доли наукоемкой продукции для создания системы поддержки и реализации инновационных проектов. Реализация этого потенциала позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, но не всегда достаточно для формирования устойчивых конкурентных преимуществ в экономике. При этом большое значение имеют факторы географической и пространственной концентрации в рамках взаимосвязанных бизнес-структур. Учет и использование всех названных выше факторов осуществляется в экономических кластерах, которые могут включать в себя государственные научные и образовательные учреждения, научные центры, структуры по подготовке и переподготовке кадров и т.д., а также все структуры, обеспечивающие информационную, исследовательскую и техническую поддержку.

В настоящее время в РД наиболее мощно представлены предприятия машиностроения с определенным опытом производства продукции судостроения. К ним в первую очередь относятся известные предприятия «Дагдизель», завод им. М. Гаджиева, старейший судоремонтный завод и относительно молодое предприятие НПО «Сапфир», которое специализируется на производстве навигационной аппаратуры. Всего в области судостроения уже сейчас могли бы работать более 15 предприятий, имеющих соответствующий опыт.

Объем выпускаемой этими предприятиями продукции составляет около 15-20 % от общего объема промышленной продукции РД. Эти и другие предприятия могли бы образовать один из промышленных кластеров и выпускать законченную товарную продукцию (морские суда, «пленники» Каспия», а также лодки, скутера, катера, яхты, самоходные баржи, тримараны и т.д.). Эти суда могут быть экономического и оборонного назначения.

Предварительный анализ экономического состояния РД показывает, что малотоннажное судостроение является предпочтительным направлением инновационного развития промышленного производства и стратегической основой развития экономики РД. Республика располагает достаточным научно-техническим, энергетическим и кадровым потенциалом, однако собственных финансовых средств и материальных ресурсов недостаточно.

Инновационное развитие экономики могло бы начаться с малого предпринимательства в научно-технической сфере, с производства одного изделия, где используются новейшие научно-технические достижения. Здесь могли быть и частные инвестиции, но решающее значение имело бы управление (государственное регулирование) этим вопросом со стороны республиканского органа (холдинга, министерства). Для решения проблем, связанных с внешними инвестициями, целесообразно привлечь Министерство инвестиций РД и Торгово-промышленную палату РД. Кроме того, необходимо привлечь к этой работе Министерство промышленности, транспорта и связи РД, Лицензионную палату, органы стандартизации, метрологии, Фонд имущества РД для организации правового обеспечения.

Инновационное развитие сферы промышленного производства предполагает наличие современного и перспективного производственного оборудования (станки, роботы-манипуляторы, автоматика и т.д.), а также инструментальной и контрольно-измерительной базы, т.е. необходимо обновление основных фондов промышленного производства. Осуществить это обновление без государственных инвестиций практически невозможно, поскольку частный капитал неохотно идет на такие инвестиции.

Именно на этой основе могла бы строиться государственная политика регулирования, реализация которой была бы возможна при политической воле руководства республики и формировании конструктивного механизма управления процессом реализации этой политики.

Успешной реализации предлагаемой Стратегии будет содействовать геополитическое и географическое положение Дагестана, который имеет самую большую протяженность морского берега Каспия в РФ (более 500 км), наличие незамерзающего морского порта и т.д.

Таким образом, в области промышленного производства одним из направлений, где имеются предпосылки формирования и развития инновационной экономики, является судостроительный кластер. Для обеспечения конкурентоспособности и экономической устойчивости этого кластера промышленного производства необходимо совершенствование структуры машиностроительной отрасли и приведения его в соответствие со стратегическими задачами развития морского и речного судостроения в республике и в стране.

Важнейшим звеном совершенствования структуры является обновление основных фондов путем приобретения, выполнения собственных исследований и разработок производственного оборудования (станков, установок, контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры и т.д.), а также определение оптимального соотношения типа оборудования внутри кластера.

Основная цель функционирования кластера – обеспечение выпуска законченной товарной продукции, например, различные типы малотоннажных судов. Строительство и выпуск таких судов связаны с необходимостью производить или приобретать различные комплектующие изделия (двигатели, связь, навигация, жизнеобеспечение и т.д.), а объемы этих комплектующих изделий будут определять соотношение типов оборудования (металлообработка, электроника, деревообработка, производство пластмассовых изделий) и структуру промышленного производства.

Для достижения поставленных целей можно создать производственный кластер судостроения, в состав которого могли бы входить множество малых и средних наукоемких предприятий для изготовления комплектующих изделий, а также обеспечивающие фирмы и компании (финансово-кредитные, консалтинговые, страховые, рекламные, научно-исследовательские, маркетинговые и т.д.).

Производственных кластеров может быть много и разного назначения (например, производство инновационной сельскохозяйственной техники для горных территорий), но судостроительный кластер предпочтительнее, так как предприятия, входящие в него, имеют опыт выпуска различных компонентов и узлов судостроительной техники. Кроме того, развитие судостроения позволит поставить и решить ряд других проблем, в том числе задачи обеспечения агропромышленного комплекса.

Перспективность и эффективность функционирования судостроительного кластера не вызывает сомнения, что определяется следующими факторами:

1. Наличие основы нормативно-правовой базы в сфере инновационного развития экономики республики: действуют законы РД «О науке и научно-технической деятельности в РД» и «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в РД».

2. Наличие концепций развития научно-технической и инновационной деятельности в РД.

3. Возможность обновления производственно-технической и технологической базы в связи с развитием науки и техники.

4. Сохранился значительный производственный потенциал крупных и средних машиностроительных предприятий, который загружен только частично.

5. Наличие развитой сети высших и средних, специально-технических учебных заведений, создающих высокий научно-технический и трудовой потенциал в сфере обеспечения развития современного судостроения.

6. Наличие незамерзающего побережья для свободного выхода в море.

7. Возможность кооперации и освоения производства морских и речных судов, яхт, катеров и лодок.

Широкое использование и исследование этих факторов связаны с необходимостью государственного регулирования (управления), привлечения государственных инвестиций для создания производственной инфраструктуры, а для этого крайне необходима политическая воля всех ветвей власти РД и общественная поддержка гражданского общества, всех партий, объединений и различных общественно-политических структур.

Все изложенные выше предложения и ряд других (например, венчурный фонд) уже неоднократно высказывались устно и представлялись письменно, но «воз и ныне там». А ответы на поставленные вопросы принципиально важны для РД, для её будущего. Мы ответственны перед будущими поколениями дагестанцев, всех россиян. Считаю, что для создания нравственного климата, социального комфорта, а в конечном итоге для того, чтобы уничтожить один из фундаментов, на котором процветают международный терроризм, политический и религиозный экстремизм, необходимо занять трудом все трудоспособное население республики. Если это не так, то каков выход из сложившейся ситуации в сфере производства? Хотелось бы получить ответы от всех ветвей власти Дагестана, общественных организаций, гражданских обществ, от «горячих» и «холодных» линий. Давайте формировать конструктивный оптимизм и позитивный имидж Республики Дагестан!

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»