13:34 | 11 декабря, Пн

Махачкала

11.12.2017
1EUR69.6434Руб0.0000
1USD59.2811Руб0.0000

Светское и религиозное в современном обществе: конфронтация или консенсус?

A- A+

В одну из злободневных проблем нашей повседневности превратилась проблема сосуществования носителей различных мировоззренческих убеждений, ценностей, ориентаций. О конфликте светского и религиозного не говорит разве что ленивый. Даже будущий Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заявлял: «Основной конфликт российской современности – это конфликт светского и религиозного». Как результат подобных безответственных деклараций светское и религиозное предстали в массовом, преимущественно религиозном сознании как несовместимые противоположности.

Еще недавно, в советский период нашей истории, верующие люди воспринимались не только на уровне официальной идеологии, но и в массовом сознании как воплощение невежества и мракобесия. К 90-м годам прошлого столетия в связи с крахом марксистского атеизма и реальным утверждением свободы совести и вероисповедания маятник массовой психологии резко качнулся в другую крайность. И вот уже все социологические исследования последних десятилетий демонстрируют всплеск религиозности в российском обществе. Более того, неверующий человек предстает в религиозном сознании бездушной тварью, его отождествляют с «крупным рогатым скотом», подвергают осмеянию и остракизму. О людях, осмеливающихся называть себя атеистами, говорят как о «последних из могикан», которых пора заносить в «красную книгу».

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, зададимся вопросами: действительно ли светское и религиозное являются мировоззренческими антагонистами, находящимися в состоянии перманентной конфронтации, или между ними все же возможен диалог и консенсус? Может ли религиозное быть позитивной альтернативой светского? Возможны ли отношения толерантного сосуществования этих мировоззренческих оппонентов и т.д. и т.п.?

Начнем с того, что религия как таковая не отрицает права человека на иноверие и безверие, не стремится повсеместно искоренить их, равно как и далеко не все нерелигиозные учения предполагают борьбу с религией «до победного конца». Последовательное неприятие мировоззренческого оппонента скорее характерно для воинствующего атеизма, и потому среди религиозных форм сознания аналогом ему выступает клерикализм, стремящийся исключить свободу личности в духовной сфере. Иначе говоря, атеизм находится в смысловой оппозиции не к религии, а к клерикализму, а религия в свою очередь оппонирует не атеизму, а нерелигиозным формам мировоззрения.

Религия как духовная традиция крайне важна для любого человека, а не только для человека верующего. Личность, которая стремится культурно и цивилизационно идентифицировать себя, не может этого сделать, отрывая себя от корней своей этноконфессиональной культуры. Но для свободной личности, мыслящей не в парадигме религиозной веры, религиозная традиция «священна» не потому, что основана на «высшем» авторитете, а по той простой причине, что она была верой многих поколений его предшественников, строивших свою жизнь согласно требованиям веры. Потому-то в наше время очевидно стремление многих маловеров или даже вовсе неверующих людей приобщиться к своей национальной духовной, преимущественно конфессиональной традиции, хотя бы на уровне наиболее значимых религиозных ценностей и ритуалов. Они освящают бракосочетание религиозными церемониями, проводят мавлиды, крестят своих детей, отпевают покойников и т.д.

Подобная «религиозность» объясняется тем, что религия во всех ее формах и проявлениях – это величайшее явление в истории человечества. Она сопровождала человека на всех этапах его существования, начиная с тех пор, когда он мыслил себя в неразрывной связи с природой, и до настоящего времени. Именно религиозными учениями обобщены мудрость и жизненный опыт людей по проблемам нравственности, и на этой основе сформулированы главные постулаты морали. По своей глубинной сути все религии возникли и остаются прежде всего «моральными социальными движениями».

Сама по себе религиозность – это фундаментальное свойство человеческой личности, которое существенным образом влияет и во многом определяет все стороны ее жизнедеятельности. Она предстает как изначальное качество человеческой души. Это некий духовный центр, влияющий на развитие и направление других онтологических способностей человека: ум, волю, чувства. Религиозность в той или иной степени выраженности присутствует в каждом человеке. Ее нельзя истребить или уничтожить. Она продолжает свое бытие подчас в самых невероятных формах, выявляя непреодолимую человеческую потребность – верить.

Под термином «религиозное» понимается и воздействие религии на сознание и поведение как отдельных личностей, так и определенных социальных групп. Содержательно религиозность может быть понята как определенное состояние отдельных людей и человеческих общностей различного масштаба, отличительной чертой которых является вера в Бога (и сверхъестественное) и поклонение ему, их приверженность к религии и принятие ее вероучения и предписаний.

(Окончание следует)

Статьи из рубрики «Политика»