Творим историю современности
Путешествуя в прошлое, мы убеждаемся, что всегда была группа государств, республик, которые находились перед болезненным и ответственным этапом изменения самих основ своей жизни. Уже само осознание необходимости перемен, постановка такой проблемы имели глобальные последствия не только для них самих, но и для всего человечества. В XX веке эта проблема вставала перед миром неоднократно.
Наступивший XXI век — это век модернизации. Сегодня судьба модернизации на всем постсоветском пространстве, и в Дагестане в том числе, определяется не столько политической волей и экономическими решениями, сколько возможностями социальной адаптации к ней каждого из нас.
А мы знаем, что глобальные преобразования, связанные фактически со сменой общественно-экономической формации государства, всегда сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей. Нам всем пришлось преодолевать довольно значительные трудности переходного периода.
За двадцать лет перестройки мы убедились в том, что проблема у нас не только в социальной цене реформ, мы серьезно обожглись при попытке реализовать чистую политическую модернизацию. Основную причину этого я вижу в недобросовестном отношении к своему делу многих политиков и руководителей, в их пустых призывах, противоречащих действительности.
Как ни обидно это осознавать, многие чиновники забывают, что сказано в Конституции России: «Никакие интересы власти и чиновника какого бы то ни было ранга не могут быть поставлены превыше интересов народа».
Мы не должны забывать историю Дагестана, богатую этапными событиями и свершениями прошлых лет, наполняющими сердца законной гордостью за наш народ и его дела, за тех, кто своим героизмом поднимал авторитет горного края, да и всей России.
И сегодня, когда вокруг нас царят жестокость, насилие, коррупция, многие дагестанцы вспоминают тех, кто дарил в прошлом нам всем щедрость души, доброту, которые не позволяют умолкнуть в нас голосу человечности.
Печально и стыдно признаться в том, что сегодня многие из нас стали стремиться получить от всего себе выгоду. Такие никак не могут остановиться и противостоять соблазнам денег. Особенно те, у кого их много. Кто-то из великих сказал: «Лучше меньше иметь, чем больше хотеть». Такие никак не хотят понять то, что счастье человек достигает не удовольствиями и не богатством, а верностью своему делу. Нельзя жить только ради себя. Тысячи нитей соединяют нас с другими людьми, и через эти нити наши действия, поступки становятся причинами и возвращаются к нам как следствие.
В эти годы слишком много было разрушено в умах и сердцах людей. Слишком много произошло такого, к чему мы не были готовы. Многие стали жертвами времени. Страшно вспомнить, сколько мужественных и смелых ребят погибло за эти перестроечные годы, сколько их пропало без вести. Сколько искалеченных судеб, несыгранных свадеб, нерожденных детей. И все это на совести тех изворотливых политиков и руководителей, благополучие которых зависит от отсутствия мира и спокойствия.
Когда завершились военные действия в соседней Чечне и начала стабилизироваться обстановка в Дагестане, вдруг в наших лесах появляются ваххабиты. Откуда они взялись и против кого они воюют? Вот какой вопрос стоит перед нами сегодня.
Но кто такие ваххабиты?
Это приверженцы религиозного течения в исламе, проповедующие простоту нравов. Это официальная религия в Саудовской Аравии.
Как видите, никакого отношения к ваххабизму наши лесные ребята не имеют, они убивают своих земляков-братьев, милиционеров, гражданских лиц.
Поэтому я со всей ответственностью говорю, что в Дагестане нет никакого ваххабизма, а есть братоубийственная война.
Почему это происходит? Ни для кого не секрет – в Дагестане много бюрократов, взяточников, коррупционеров.
Вместо того чтобы бороться цивилизованно против этого негатива, некоторые дагестанцы предпочитали идти в лес и убивать не только рискуя своей жизнью, но жизнью близких и дорогих им людей.
В недавно изданной своей книге я, как-то не подумав, назвала лесных ребят патриотами. Я сегодня полностью отвергаю эту точку зрения, поскольку патриотам никогда не может быть безразлична судьба своего народа и республики. Меня очень возмутил последний случай в Махачкале, когда средь белого дня так называемые ваххабиты убили семерых ни в чем не повинных милиционеров. Если бандиты откуда-то получают немалые деньги, то милиционеры служат за копейки ради того, чтобы прокормить свою семью. Они чьи-то сыновья, братья, отцы. В чем они виноваты? Ни о чём не подумав, таким образом сами дагестанцы выращивают в Дагестане зло, убивая друг друга. Милиционеры мстят за убитого своего друга или родственника и наоборот. Если так будет продолжаться, дагестанцы могут потерять все мужское население. В Великой Отечественной войне, находясь в лесах, партизаны воевали против фашистов и героически погибали, защищая свою Родину и честь. А сегодняшние «лесные» что и кого защищают и против кого воюют?
Да, у нас есть несправедливость, беззаконие. Но эту проблему надо решать мирным путем, в переговорах, цивилизованно, а не терроризируя собственный народ и позоря свою республику.
Меня удручает и равнодушие большинства интеллигенции Дагестана ко всему, что происходит вокруг нас. Мы привыкли жить в ожидании светлого будущего, все еще ждем у моря погоды. Наше безразличие и молчание губит не только нас самих, но и будущее наших детей и внуков. Кто в этом виноват? Сам дагестанский народ. Очевидно, счастливый и сытый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные и бедные несут бремя молча.
Дагестанцы должны понять, как бы богато они ни жили и что бы они в наследство своим детям ни оставили, все равно им не будет уютно, поскольку никто не может стать отдельным островком благосостояния в обществе, где бесчинствуют несправедливость, коррупция и экстремизм.
Я где-то прочла: «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь за нее».
Я думаю, если каждый из нас будет хранить свою независимость и в то же время осознавать свои обязанности перед республикой и работать по совести, честно, мы можем исправить положение в Дагестане. Этими же словами я обращаюсь и к коррумпированным чиновникам, думающим, что они будут жить вечно и их дети останутся обеспеченными людьми. Так думать равносильно тому, чтобы строить на берегу океана песочные дворцы, которым достаточна одна волна, чтобы смыть их бесследно.
Сегодня каждый должен думать о будущем своих детей и внуков и о том, что после себя оставит на этой земле.
Только так мы сможем построить справедливое, безопасное общество для грядущего поколения. Мы только тогда сможем продвинуться вперед, когда поймем, что духовный рост, добро и взаимопонимание между людьми гораздо выше материальных благ.
Мы — современные люди. Творить историю современности не может никто, кроме нас самих. История повторяется, но это всего лишь дурные привычки. И никакая привычка, даже самая глубокая, не может подменить собой свободу выбора и возможность выбрать такую историю, в которой поступки людей будут определяться сознательностью, честностью и добротой.
И в заключение хотелось бы сказать, обращаясь к дагестанскому народу: в жизни всегда бывают боль и страдание, но если вы обратите на них внимание, то поймете, что первая и главная ошибка заключена в вас самих.