Вертикаль власти дойдет до муниципалитетов
Несколько лет назад автор этих строк стал свидетелем диалога двух чиновников. Один из них поинтересовался у второго, не поехал ли глава района в Махачкалу на совещание. Второй ответил, что руководитель района иногда игнорирует такие мероприятия. На вопрос, а разве так можно, тот утвердительно кивнул головой и пояснил, что ему за это даже руководитель республики ничего не сможет сделать. «Не он его назначал, и не ему снимать», – заявил он.
Действительно, интересная складывалась ситуация. В стране вроде бы установилась вертикаль власти, но она заканчивалась на уровне муниципалитета. Руководители городов и районов практически не входили в структуру государственной власти, назывались возглавляемые ими органы (да и по сей день называются) органами местного самоуправления. Руководители региональных властей не могли давать муниципальным начальникам прямые указания или распоряжения, только рекомендации. А те могли к ним и не прислушиваться. Главы городов и районов практически не несли никакой ответственности ни перед своими избирателями (если выборы были прямые), ни перед местными (карманными) депутатами, если глава избирался районным или городским Собранием. Получалось не местное самоуправление, а самоуправство.
В последние годы ни один из руководителей муниципалитетов не рискует игнорировать республиканскую повестку. Но тем не менее законодательная основа для такого игнорирования сохраняется. По ныне действующему закону высшее должностное лицо региональной власти может только опосредованно влиять на назначение того или иного человека руководителем муниципалитета. Он может назначать половину состава конкурсной комиссии, которая должна отобрать кандидатов на должность руководителя муниципалитета. И не всегда этим назначенцам без проблем удавалось пролоббировать кандидатуру человека, которого высшее должностное лицо региона хотело бы видеть на посту руководителя МО.
Одноуровневая система местного самоуправления делает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую. Жители населённых пунктов будут чётко знать, с кого что спрашивать. Больше не будет дублирования функций, больше не будет «ничьих» дорог или территорий
Несогласованность действий региональных и муниципальных чиновников часто приводит к перекладыванию ими ответственности друг на друга. Вот какой пример приводит общественный деятель Абсалитдин Мурзаев (на снимке). В Карабудахкентском районе депутаты районного Собрания совместно с членами ОНФ проверяли состояние некоторых социальных объектов в сёлах района. Некоторые школы и ФАПы находились в плачевном состоянии. Стали разбираться, почему такая неприглядная картина. Чиновники муниципалитета утверждали, что республиканские Минобразования или Минздрав не выделяют средства на ремонт помещений и оснащение их современным оборудованием. Когда обратились с этим вопросом в республиканские органы власти, то там сказали, что эти проблемы нужно решать на уровне муниципалитета. То же самое с земельными вопросами – людям трудно разобраться, какая земля чья, особенно много путаницы с землями отгонного животноводства. Мы же знаем, как некоторые чиновники погорели (и даже лишились свободы) из-за того, что не смогли разобраться с земельными вопросами и вольно или невольно стали нарушителями действующего закона.
Такая ситуация по всей стране. Вот почему нужно было менять систему работы публичной власти. В Государственную Думу 16 декабря 2021 года внесён проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который разработан в развитие положений обновлённой Конституции Российской Федерации. Иначе говоря, вертикаль власти решили довести до муниципального уровня. Это означает, что с принятием этого закона высшее должностное лицо региона получает право предлагать не менее двух кандидатов на должность главы муниципалитета, из которых представительный орган (районное или городское Собрание) и избирает руководителя (тут в скобках следует пояснить, что в некоторых субъектах, согласно их уставу, сохраняются и прямые выборы главы муниципалитета). В проекте закона предусмотрено право высшего должностного лица субъекта РФ вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования или главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей. Мало того, высшее должностное лицо субъекта РФ получает право отрешать их от должности по утрате доверия.
В законопроекте речь не идёт об ущемлении прав муниципалитетов, о лишении их каких-то полномочий. Наоборот, за городскими и муниципальными округами закрепляется одинаковый объём неотъемлемых полномочий, которые направлены на непосредственное решение местных задач. Вместе с тем субъект Российской Федерации может принять решение о перераспределении некоторых полномочий (кроме неотъемлемых) в конкретном муниципалитете и реализации их на региональном уровне.
Особо подчёркивается, что единственным способом формирования представительного органа муниципального образования остаются муниципальные выборы. Устанавливается единый срок полномочий (пять лет) для всех должностных лиц местного самоуправления.
Законопроект только внесён в Госдуму, его даже в первом чтении пока не обсуждали. Но он уже обсуждается на уровне экспертов, а это говорит о том, насколько значим подобный закон. Конечно же, своё веское слово должны сказать и регионы. По всей вероятности, будут внесены какие-то изменения, уточнения. Но эксперты надеются, что основные положения документа сохранятся и войдут в закон, что с его принятием сформируется единая система публичной власти и все эти проблемы, связанные с разграничением полномочий между региональными и муниципальными ветвями власти, будут решены. Одноуровневая система местного самоуправления делает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую. Жители населённых пунктов будут чётко знать, с кого что спрашивать. Больше не будет дублирования функций, больше не будет «ничьих» дорог или территорий.
Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 января 2023 года. Отдельные главы (их 7, в том числе общие положения законопроекта) вступят в силу со дня его официального опубликования. При этом до 1 января 2028 года устанавливается период, в течение которого осуществляется плавный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.