Купить PDF-версию
06:52 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Возвращаясь на круги своя

Время перемен, время судьбоносных решений… Согласитесь, многое из того, что мы переживаем сегодня, вызывает тревогу, а еще – желание разобраться в том, что происходит вокруг нас, в мире.

Каждый по-своему воспринимает непростую жизнь, насыщенную политическими событиями, экономическими реалиями, и во многом относится к этому по-философски мудро, не торопясь с выводами. Что ж, терпение, выдержка, трудолюбие всегда отличали горцев – так мы называем народы, проживающие в суровых природных условиях, что и заставляло их во все времена искать дружбы друг с другом, прощая почти всё. А иначе невозможно было выжить.

Так было в стародавние времена. Так происходит и сегодня, в условиях цифровой экономики, современной инфраструктуры городов, скоростных дорог, инновационных производств, невиданной информатизации, мобильной связи. Ибо каждый дагестанец понимает, что, как и прежде, в непростых не только климатических, но и геополитических условиях выжить поодиночке трудно, что необходимо жить и хозяйствовать сообща.

Собственно, и сегодня общинная психология во многом определяет уклад жизни дагестанцев, несмотря на то, что новые стандарты качества жизни скорее способствуют разобщению, чем сближению. И унаследованные вместе с кровью адаты и традиции все еще сохраняют все то, что, казалось бы, в условиях глобализации человеческих отношений должно пойти на убыль, выхолащивая общность корневой основы.

Можно ли быть уверенным, что наш край остается носителем традиционной культуры народов Дагестана?

Вопрос непростой. Инстинктивно выплескивая на поверхность внешнюю атрибутику национального костюма, все чаще наблюдаем, как сдаем позиции, сменяя исконное на привнесенное. И это вопрос уже не духовный, а скорее политический, с чем приходится сталкиваться власти, экспертам, констатирующим перекосы в сложных вопросах национальной идентичности, претерпевающей множество различных трансформаций, переходящих из светской сферы в плоскость религиозных институтов.

Осторожничанье с зыбкой, с неясными контурами проблематикой вызывает немало вопросов и к самой власти, с одной стороны, сохраняющей традиционные институты, ту же национальную обрядовость, с другой – испытывающей определенный дискомфорт в бездиалоговой речевке с радикальными течениями, вроде и не запрещенными, но наносящими точечные удары, сравнимые с болезненными проявлениями затяжного заболевания, исход которого невозможно предугадать.

Давайте разберемся

Во многих случаях мы сталкиваемся с тем, что даже официальные духовные представители в той или иной форме пытаются диктовать свои условия, вмешиваясь в дела светской власти. Да, не везде, но они, как правило, сильны там, где местная власть слаба. И при всем уважении к традиционному исламу, наверное, стоит напомнить власти, что негоже подменять одни духовные ценности другими. Другое дело, что такая необходимость возникает там, где сильны позиции радикального ислама, а молодежь продолжает пополнять, казалось бы, сведенный на нет запрещенный в РФ ИГИЛ, тем самым демонстрируя силу пришлых проповедников.

Да, вопрос этот не простой. И кто бы спорил с тем, что явление это многосложное, а природа современного террора многолика. И насколько глубока подоплека этого явления, распространяющегося по миру со скоростью света и повсеместно вызывающего страх и ужас, а еще – трезвое осознание, что с ним необходимо бороться всем миром, мало кто может прогнозировать.

Используя ресурс медиа, интернет-технологий, «технологи» по обработке сознания все прочнее завоевывают позиции, переходя от риторики к наступательной идеологии террора и насилия.

Что же делать? Да, предлагаемая ныне теоретиками модель идеального молодого государства с развитыми общественными, духовными институтами отнюдь не мифическая мечта. Но она, с точки зрения центристских политологов, экспертов, все же не способна подменить саму национальную идею, на которой и должны основываться принципы государственности, аналогов которым нет в мире. И это то ценное, что сохранилось со времен нашей прежней жизни, отказываться от которой было бы по крайней мере недальновидно.

Проигрываем ли мы ныне виртуальным оппонентам? Было бы неискренне говорить только о наших успехах в тотальной идеологической войне. Здесь не может быть быстрых побед, слишком далеко все зашло.

Но у Дагестана с его опытом в области межнациональных отношений устойчивая позиция в этом вопросе. Он предполагает на качественно новом уровне строить работу с исламскими, православными, другими конфессиональными институтами, создавая единую нацию, соединяющую скрепами огромную страну, способную противостоять современным вызовам в попытке разрушить ее изнутри, интегрируя в мировое сообщество не только на паритетных началах, но с позиции мягкой силы.

Регионами сильна Россия

В условиях мощных разрушительных тектонических политических процессов, происходящих в мире, принципиально важным представляется вопрос усиления позиций крупнейшей на политической карте мира державы, сильной политически, с экономически развитыми регионами. Центр, уверенно решая важнейшие для той же Республики Дагестан вопросы, таким образом прогнозирует модель современного мироустройства развернуто, с той мерой политической зрелости, свойственной выверяющим каждый свой шаг самодостаточным территориям.

При всех ссылках на кадровый голод у нас есть немало управленцев, готовых продуктивно работать в любом качестве, и им по силам то, что иной раз не потянет самый современный европейский менеджер. Ох, уж эти менеджеры! Какая прыть в создании виртуальных производств, псевдорычагов управления! Иной раз диву даешься, слушая региональные отчеты. Ну, думаешь, гений! Но проходит время, и – совсем иная оценка человека, заявившего о себе поначалу как о перспективном, мыслящем современными экономическими реалиями руководителе. Так что сегодня иной раз сложно подобрать даже в команду Путина по-настоящему талантливых федеральных министров. Их вообще можно по пальцам пересчитать… Но сам Путин, кажется, способен взять на себя любую команду.

Статьи из «Власть и общество»