18:40 | 22 мая, Вт

Махачкала

22.05.2018
1EUR73.3321Руб+0.1552
1USD62.5327Руб+0.5919

Коммунальные мытарства

A- A+

Побывав несколько месяцев назад в Избербаше, написал по итогам поездки статью. Как и рассчитывал, она не осталась без реакции горожан. В редакцию стали поступать жалобы от жителей, возмущенных действиями компаний поставщиков коммунальных услуг. Две такие жалобы редакция решила проверить на месте, в связи с чем я вновь выехал в Избербаш.

Первым моим собеседником стал житель Избербаша, автор одной из жалоб, инвалид второй группы Мирзамагомед Лукманов, из пенсии которого по решению суда производятся удержания в счет погашения крупного долга перед газовиками. По утверждению М. Лукманова, он аккуратно платит за все коммунальные услуги, однако пять лет назад стал получать уведомления о наличии у него задолженности за потребленный природный газ.

— Такие уведомления приходят почти всем. Многие мои знакомые ходили в горгаз разбираться. Им отвечают: «Не беспокойтесь, это недоразумение. У вас долгов нет, храните квитанции, а уведомления о долге просто порвите». То же самое и в газетах писали. Вот я и не беспокоился, а просто платил, — рассказывает Мирзамагомед, показывая свои документы и квитанции об оплате.

Однако год назад ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» подало на него иск в суд о взыскании «задолженности по оплате полученного природного газа с 01.01.2007 года по 31.03.2014 года в размере 24662 рублей, а также госпошлины в размере 940 рублей».

— Я был в Ставрополе и в суд пойти не мог. Но не беспокоился, потому что у меня были все квитанции об оплате с 2012 года. Кроме того, у меня есть справка из горгаза, что по состоянию на сентябрь 2012 года задолженности у меня не было. Невестка понесла все эти бумаги в суд, но там ее никто слушать не стал, а адвоката у меня тогда не было, — сетует инвалид.

В итоге мировой суд Избербаша 6 июня 2014 года заочно удовлетворил иск газовиков, о чем М. Лукманов узнал от судебного пристава, когда решение уже вступило в законную силу.

— Я приставу тоже сказал, что никаких долгов у меня нет и платить я ничего не собираюсь. А потом мне урезали пенсию почти в два раза. У меня сахарный диабет, денег и так не хватает, все уходят на лекарства. Но дело не только в деньгах, трудно смириться с беззаконием и несправедливостью. Пошел в прокуратуру, там сказали, что берут с меня деньги незаконно, но раз есть решение суда, то они ничем мне помочь не в силах, — поясняет Мирзамагомед.

Позднее он обратился к адвокату, написал апелляционную жалобу. Однако суд отказал в восстановлении процессуального срока и жалобу не принял.

— Насколько мне известно, каждую неделю в суд поступают 2-3 аналогичных иска. Очень плохо, что горгаз не ведет учет оплаты должным образом и тем самым создает проблемы своим абонентам. Потребитель платит, деньги идут на счет поставляющей компании, но Пятигорск этих денег не видит. Куда они уходят — неизвестно, считаю, правоохранительные органы должны с этим разобраться, — говорит Лукманов.

За день до беседы с ним мне довелось присутствовать на совещании в Дагестанском филиале ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Позиция, озвученная на совещании директором компании Аркадием Деревянко, была предельно ясна. По его словам, жители республики буквально поголовно устанавливают так называемые «заряженные» счетчики, позволяющие занижать цифры реального расхода газа. Следуя его логике, получается, что все дагестанцы априори должны газовикам.

Дабы убедиться, что это — позиция не только руководителя компании, но и ее последовательная политика в общении со своими абонентами, мы с Лукмановым посетили абонентский пункт компании в Избербаше, желая получить объяснения, на основании чего был определен долг за период с 2007 по 2014 годы, если, согласно их же справке, на сентябрь 2012 года долгов у Лукманова не было, а за последующий период, согласно имеющимся на руках квитанциям, им все оплачено.

Бывалый читатель не удивится, но получить какую-либо информацию у газовиков не удалось. Оператор абонентского отдела просто отказалась показать нам внесенные в базу начисления, сославшись на строжайший запрет «сверху». Следующий наш собеседник, оказавшийся мастером абонентского отдела, объяснил, что любые сведения предоставляются исключительно после письменного запроса в виде письменного ответа.

Поясним прелесть подобного взаимодействия газовиков со своими абонентами: письменный ответ составляет живой человек, который далеко не всегда может быть объективен, а вот увидеть воочию показания беспристрастного компьютера не сможет никто. Равно как и проверить соответствие данных, указанных в письменном ответе компании, с реальными показаниями в ее компьютерной базе. Для чего это необходимо, можно только догадываться.

Важным дополнением визита в избербашский абонентский пункт стал мой телефонный диалог с представителем пресс-службы компании, где мне подтвердили, что работники компании не имеют права давать кому-либо доступ для ознакомления с абонентской базой и комментировать свои действия в СМИ. За нарушение этого распоряжения руководства компании предусмотрены жесткие меры дисциплинарной  ответственности, вплоть до увольнения.

В итоге, как мы видим, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» сегодня представляет собой «неприступную крепость», обоснованность претензий которой к потребителям газа проверить невозможно. Но при этом она выколачивает из населения деньги за якобы существующие долги. Между тем в ходе упомянутого совещания в Дагестанском филиале компании Аркадий Деревянко практически обвинил всех жителей республики в хищении газа, но ни словом не упомянул о многочисленных жалобах со стороны потребителей по фактам «накрутки» несуществующих долгов за газ. Такая вот однобокая позиция получается.

В тот день я встретился еще с одним жителем Избербаша, который также столкнулся с требованием об уплате крупного долга за коммунальные услуги. Магомедгаджи Халимбеков недавно получил извещение из городского «Водоканала» о необходимости погасить долг в сумме 37900 рублей. Для пенсионера эта сумма неподъемная, да и с требованиями работников «Водоканала» он не согласен.

— У нас в квартале, где я живу, никогда воды не было, хотя и был водопровод. Об этой проблеме известно всем. А сегодня меня заставляют платить за то, чего я в глаза не видел. Мы настолько привыкли жить без воды за эти годы, что научились обходиться уже без услуг «Водоканала». Посмотрите сами: поливную воду я беру из колодца, ее качает насос. А питьевую привожу в баклажках из района, куда регулярно езжу по делам в родной аул. Мне «водоканаловская» вода и не нужна. Даже счетчик снят и задвижка закрыта, как видите. Так откуда у меня долги? – возмущается пенсионер, гордо показывая, как из шланга начинает бежать вода, подаваемая насосом из колодца.

Возмущение М.Халимбекова понятно, и, чтобы выслушать его оппонентов, я отправляюсь в городской «Водоканал».

— Проблему этого человека я знаю. Беседовать с ним мы пытались неоднократно. Но он не желает ничего слушать, апеллируя к теме застарелых проблем с поставкой воды. Безусловно, эта проблема в городе была до этого года, и прежнее руководство компании, очевидно, закрывало глаза на проблему неплатежей. Но с этого года все изменилось, вода в кране есть, и в этом вы сами могли убедиться, а пойти она смогла только благодаря нашей работе по взысканию платежей. На сегодняшний день долги нашей компании перед энергетиками составляют 18 миллионов рублей, ведь для подачи воды требуется электричество, и закрывать в одностороннем порядке долги мы просто не вправе. Почему кто-то должен платить, а кто-то пытается решить свои проблемы напором и нахрапом? — резонно отвечает начальник абонентского отдела «Водоканала», приглашая воочию убедиться в показаниях компьютера. – Что мы, собственно, должны сделать, если по компьютерной базе у этого человека только долги? Ни одной квитанции об оплате у него нет, и даже с заявлениями о перерасчете платежей ввиду отсутствия воды он ни разу не обращался.

От приглашения к компьютеру на этот раз я отказываюсь сам, ведь людям, которые готовы на открытый диалог, заведомо хочется верить и идти навстречу. Сказав о том, что правовой нигилизм населения — это во многом результат халатного отношения работников самой компании (а вернее, ее прежнего руководства), в то же время вынужден был про себя отметить существенную разницу в работе «Водоканала» и газовиков. И эта разница, на мой взгляд, явно не в пользу вторых.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Правопорядок»

  • Сила, скорость, выносливость 

    На базе Управления Росгвардии по Республике Дагестан прошли соревнования по военно-прикладному спорту...

    5

    10 часов назад

  • Получили по заслугам 

    Жителю Дагестана Т. Исрапилову были предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений: бандитизм,...

    10

    4 дня назад

  • МВД о вреде коррупции 

    Каждая страна стремится успешно решать социально-экономические и политические задачи, обеспечивать...

    16

    4 дня назад

  • Хочешь служить – пройди отбор 

    В Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения. Согласно принятому 7 марта...

    21

    4 дня назад

  • Сага об ОСАГО в Дагестане  

    Автостраховщики отказываются работать в Дагестане из-за высокой убыточности и отсутствия бланков договоров...

    31

    4 дня назад

  • Забота с первых лет жизни 

    Как известно, в Дагестане нет демографических проблем. Но высокая рождаемость влечет за собой необходимость...

    4

    4 дня назад