Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 13 июня, Вс

Махачкала

Weather Icon

Мирный суд, который нужен Дагестану

A- A+

Даже идеальные законы, детально регулирующие реализацию прав, свобод и интересов граждан, могут оставаться лишь бесполезным набором букв, если их исполнение не обеспечивается судами. А одним из основных условий доступности правосудия принято считать скорость судопроизводства.

Предыстория 

В целом по России и, в частности, в Дагестане длительность судебных процессов и неисполнение их решений являются серьезной проблемой. Первое постановление Европейского суда в отношении России, вынесенное в мае 2002 года по делу чернобыльца Бурдова, относилось к неисполнению судебного решения, вынесенного в его пользу. Следом за ним постановление по делу Калашникова вскрыло проблему чрезмерной длительности судопроизводства. После этого число жалоб в Страсбургский суд резко увеличилось и через некоторое время измерялось тысячами.

Вскоре Страсбург выразил обеспокоенность подобным положением вещей, а российские власти адекватно отреагировали на этот сигнал и признали наличие системных проблем российского судопроизводства. Авторы же федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России 2002–2006 годы» указали на задержки в отправлении правосудия как одну из основных проблем, требующих решения. В качестве способа борьбы с судебной волокитой программа предусматривала увеличение материально-технического обеспечения судов и укрепление кадрового состава судебной системы. Но, как показало время, для нормального судопроизводства этого недостаточно.

Выход есть

Какой же? Частично разгрузить судебную систему может развитие третейских судов. Причем для нашей республики это более актуально, чем для многих других субъектов РФ. Ни для кого не секрет, что чаще всего длительные судебные тяжбы в Дагестане ведутся по земельным, жилищным и другим экономическим спорам, которые подпадают под юрисдикцию альтернативного суда. перспективность такого судопроизводства подтверждает приезд в Махачкалу в конце прошлого года бывшего генерального прокурора России, а ныне председателя Национального совета третейских арбитров и судей Юрия Скуратова. С ним столицу также посетили Игорь Шемякин — заместитель председателя Совета и Хансултан Кагерманов — руководитель его аппарата. В столичной администрации председатель третейских судей встретился с мэром Махачкалы Саидом Амировым. Поводом для приезда стала возможность активного внедрения в Дагестане этой системы суда.

Немного позже на семинаре, который прошел в администрации Махачкалы, был избран председатель Палаты третейских судов РД. Им стал первый секретарь городского комитета КПРФ Махачкалы Сапиюлла Бамматов. Новая организация создана как первое региональное отделение Национальной ассоциации саморегулируемых организаций и отраслевых объединений по третейскому разбирательству «Федерация арбитражно-третейского судопроизводства» (РАСО ФАТС). На семинаре Игорь Шемякин привел некоторые данные зарубежной статистики: на Украине 90% гражданских споров рассматриваются в третейском суде. В Европе это практически 100%. В России таким способом решается всего 0,5% всех дел.

Председатель Арбитражного суда РД Кайбулла Абдуллаев, который также принимал участие в семинаре, заявил, что судьи уже не могут в таком большом объёме решать задачи, которые возлагались на мировых судей по разрешению мелких споров.

— В 1996 году, когда зарождалась система (а с 2000-го года, вот уже более десяти лет, она применяется на практике), оказалось, что эта десятилетняя практика навалила столько споров, что система мировых судей – мировая юрисдикция – уже захлебнулась этим объёмом. Из-за большого количества дел судьи зачастую допускают грубые ошибки, — сказал К.Абдуллаев.

Вроде, на первый взгляд, в республике есть все предпосылки для процветания третейских разбирательств: обилие дел и загруженность судов. Но не все так радужно. Загвоздка — в нашем менталитете.

— Многие граждане не хотят подчиняться решению суда и после вынесения вердикта. Практически единицы исполняют решение суда добровольно, затем снова обращаются в суд, подают кассационные жалобы, и дела пересматривают в высшей инстанции, – посетовал председатель АС РД. – В таких условиях судебной системе необходимо постоянно увеличивать штат судей, что влечёт дополнительную нагрузку на налогоплательщиков. 

Разумеется, власть понимает, что судебной системе необходимо внедрение и развитие альтернативных процедур рассмотрения споров и примирений. Именно поэтому в 2002 году Госдумой был принят Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации». Но до осени прошлого года, пока из Москвы не прибыла внушительная делегация высших руководителей третейского правосудия, он практически не использовался. Не прошло и года после этого визита, а результаты налицо.

— В Бабаюртовском, Кизлярском, Хасавюртовском и в районах Махачкалы в июне этого года должны заработать отделения третейских судов,- говорит председатель региональной Палаты третейских судов РД Сапиюлла Бамматов. — Кроме того, администрация Махачкалы выделила Палате землю под строительство главного офиса.

Непосредственно третейский

Третейский суд — институт самоурегулирования гражданского общества, работой которого является разрешение гражданско-правовых споров на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). То есть если между двумя сторонами возникает указанный выше спор, они могут выбрать третью сторону (которой доверяют все участники спора) для разрешения конфликта, соглашаясь при этом добровольно исполнить решение арбитра. В случае разбирательства дела одним третейским судьей последний должен иметь высшее юридическое образование. Если же спор разрешается коллегиально, возможно участие любого желающего при условии, что председателем состава третейского суда будет юрист.

Размер гонорара третейских судей определяется на основе договорённости сторон и судьи с учётом цены иска, сложности, затраченного времени и других обстоятельств (указывается в третейском соглашении).

Плюсы и минусы

У каждой медали, как известно, две стороны. Третейское правосудие не стало исключением из этого правила. К плюсам этого типа решения споров можно отнести скорость, конфиденциальность, простоту. По сути своей третейский суд – очень демократичная форма разрешения спора, потому что, обращаясь к человеку, которому доверяют обе стороны, они договариваются о том, что его решение они примут и исполнят добровольно. Государственный же суд проходит в строгой привязке к вашей прописке.

Большим минусом можно считать вероятность «своего» судопроизводства, когда некая организация создает свой корпоративный суд. Уберечься от этого проще простого. Надо лишь внимательно читать документы, на которых собираешься поставить подпись, и выбирать третейского судью с хорошей репутацией.

Положительный опыт

В 2009 году в Дербенте заработал Дербентский межрайонный третейский суд. Как рассказал нам председатель суда Фарид Рамазанов, работу строили по примеру досудебного разбирательства в Москве, где делали ставку не на суммы исков, а на их количество. В основном в сфере ЖКХ. Сейчас же они успешно занимаются банковскими спорами, присвоением права собственности и т.д. По словам Ф.Рамазанова, ставку он делает на как можно большее количество мирных соглашений.

Нам остается только пожелать удачи в начинании, которое сэкономит нервы, деньги и время дагестанцев.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Правопорядок»