Пли! Но чем?
Завод «Дагдизель» оказался вынужден вернуть средства, выделенные в рамках оборонного заказа, так как заказчик – Министерство обороны – посчитал, что предприятие сорвало договоренности. «Дагдизель» также обязали выплатить крупную неустойку.
Но финансовые потери — не единственная неприятность для крупнейшего дагестанского завода. По итогам прокурорской проверки, проведенной на предприятии, возбуждено уголовное дело.
Контракт между ОАО «Завод «Дагдизель» и Минобороны РФ был заключен в апреле 2011 г. «Дагдизель» обязался изготовить и поставить универсальные самонаводящиеся электрические торпеды (УСЭТ-80). Согласно контракту, до 25 ноября 2011 г. заказчик должен был получить первые 40 торпед, а в 2012-2013гг. еще 80. Общая стоимость трехлетнего контракта составляла 5,18 млрд руб.
Государство выплатило аванс за первые два года в размере 2,7 млрд руб.
Но, как заявили в военном ведомстве, торпеды так и не были поставлены. Минобороны и прокуратура обратились в Арбитражный суд РФ, требуя от «Дагдизеля» возврата аванса, расторжения контракта, а также выплаты неустойки в размере 526 млн руб.
В суде представители завода свою вину в срыве контракта не признали. По их мнению, ответственность за это лежит скорее на заказчике. Дело в том, объяснили они, что, согласно контракту, при изготовлении торпед допускалось использование только новых комплектующих. Поэтому завод столкнулся с необходимостью заменить устаревший двигатель. Но, не имея возможности сделать это самостоятельно, предприятие обратилось в Минобороны с просьбой сообщить, какая организация выпускает указанные двигатели. Однако, по словам ответчиков, Минобороны затянуло с решением этого вопроса и назвало поставщика лишь в августе 2012 года.
Но Арбитражный суд объяснения заводчан не удовлетворили. Было принято решение взыскать с завода неустойку в сумме 222 млн руб. Контракт между «Дагдизелем» и Минобороны был расторгнут в досудебном порядке, 2,7 млрд рублей, выданных в качестве аванса, завод возвратил государству.
Между тем, как утверждает Главная военная прокуратура, полученные в качестве аванса средства были размещены на депозитах в банках и пущены на хозяйственные нужды. Кроме того, по данным прокуратуры, при сборке новых торпед на предприятии планировали использовать старые комплектующие с истекшими сроками хранения, некоторые из них неизвестного происхождения.
Материалы проверки были переданы в следственные органы. По ее результатам возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Дело расследуется военным следственным управлением СКР по Южному федеральному округу.
По мнению экспертов, дагестанское предприятие оказалось заложником чужой нерасторопности. Так, в одной из центральных российских газет приводится мнение источника в военно-промышленном комплексе, который сказал, что, «заключая в апреле 2011 года контракт, Минобороны само создало ситуацию, в которой завод никак не мог выполнить его условия. Первую партию торпед «Дагдизель» должен был поставить уже до конца ноября 2011 года, однако документации по двигателю ДП-31У был дан ход лишь летом прошлого года. А ведь хозяином документации является именно Минобороны, и если бы в ведомстве не волокитили этот вопрос, заводу не пришлось бы сейчас возвращать деньги и платить неустойку. «Дагдизель» и так все эти годы борется за выживаемость, поскольку существует только на оборонные заказы, а тут такой удар, да еще со стороны единственного заказчика».
Как говорится, без комментариев. Будем надеяться, что случившееся – наследие «мебельщика» Сердюкова, а новый министр обороны РФ Шойгу взялся за дело всерьез.