08:00 | 14 декабря, Пт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

В защиту законности

A- A+

В русском языке слово «сутяжник» считается синонимом кляузника и традиционно используется в негативном и пренебрежительном контексте. А еще в какой-то момент сложилось довольно распространенное убеждение, что обращаться за восстановлением своих нарушенных прав в компетентные органы, в том числе в суд, является чем-то унизительным. К чему привела подобная практика, мы хорошо помним из новейшей истории нашей страны, когда за решением всех возникающих проблем люди нередко шли не в милицию и суд, а к криминальным авторитетам.

Сегодня времена изменились, а вместе с ними и судебная практика. Суд стал авторитетным арбитром в рассмотрении спорных вопросов, чьи решения успешно реализуются. Соответственно повернулись к суду лицом и люди, правовое сознание которых сегодня вселяет в них решимость судиться не только с хамовитым соседом по лестничной площадке, но и с органами государственной власти. Как это сделал махачкалинец Ахма Саидбегов, оспоривший одно из правительственных постановлений.

Исковое заявление о признании недействительным постановление Правительства РД было направлено им в Федеральный суд Советского района Махачкалы. Ответчиком соответственно стало Правительство РД, а третьим лицом — администрация г. Махачкалы.

Суть претензий Саидбегова состояла в том, что постановлением Правительства РД от 25 июня 2013 г. № 326 была утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в 2013-2015 годах», приложение № 1 которого содержало перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих ликвидации.

В соответствии с адресной программой «Переселение из аварийного жилищного фонда» аварийными по Республике Дагестан были признаны 337 домов, в том числе многоквартирный дом по адресу г. Махачкала, ул. Нахимова, д. 6.

Саидбегов посчитал, что указанная программа по переселению граждан, а также постановление Правительства РД являются противоречащими действующему жилищному законодательству и нарушающими его законные права и интересы по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г.

№ 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия) на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти, председателем ее назначается должностное лицо этого же органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса и собственник жилого помещения (либо уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или нанимателя либо на основании заключения органов государственного надзора проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает целый ряд обязательных пунктов, несоблюдение которых, естественно, приводит к незаконности дальнейших решений.

Орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ лишь на основании полученного в результате работы комиссии заключения. При этом заключение комиссии должно быть принято большинством голосов членов комиссии.

Однако предусмотренный порядок признания домов ветхими, непригодными для жилья и подлежащими сносу при вынесении оспариваемого Саидбеговым постановления Правительства РД от 25.06.2013 г. соблюден не был.

Собственники квартир многоквартирного дома № 6 по ул. Нахимова г. Махачкалы с заявлением о признании дома аварийным не обращались. Иных оснований для формирования комиссии по оценке фактического состояния жилых помещений также не имелось. Кроме того, указанная комиссия в порядке и составе, предусмотренном Положением, с обязательным участием собственников жилых помещений сформирована не была, никаких проверок многоквартирного дома № 6 по ул. Нахимова г. Махачкалы на выявление признаков его аварийности не проводилось. Заключения соответствующих служб, свидетельствующие об аварийности многоквартирного дома, отсутствуют.

Таким образом, никаких оснований для включения многоквартирного дома № 6 по ул. Нахимова

г. Махачкалы в перечень домов по Республике Дагестан, признанных аварийными, не имелось.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 254 ГПК РФ Саидбегов просил суд признать постановление Правительства РД и утвержденную им республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в 2013-2015 годах» в части, касающейся дома № 6 по ул. Нахимова г. Махачкалы, недействительными.

Суд (пока только в первой инстанции) согласился с его доводами и поддержал его требования.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Правопорядок»