Купить PDF-версию
18:09 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

536 имён. Как всё собиралось

Джамиля Дагирова, автор и составитель / г. Махачкала
90

Сегодня тревожный и волнительный день... презентация энциклопедии. Работа сделана! Создать данную книгу меня никто не просил. Как профессионал я понимала, что такой свод нужен в первую очередь мне самой – для работы.

История энциклопедии и работы над книгой начинается с 2000 года. Но сбор материалов о художниках Дагестана – газетно-журнальные вырезки, буклеты, афиши и прочего начался как профессиональный интерес ещё с 1990 года (начало работы в музее изо). Характер у меня такой, люблю всё собирать и иметь при себе.
Побудителем к созданию сводной энциклопедии-указателя стала работа в Первой галерее над многочисленными выставками, знакомство с художниками и осознание, что художники есть, их много и они очень разные – а сведений, структурированной, внятной информации о них нет (либо их полная разбросанность и неточность). Нет даже реестра.
Главным посылом стало – собрать всех в одну обложку и систематизировать. В основу будущей книги лёг обобщённый опыт советских изданий – энциклопедий, справочников, указателей и т. д.
Информация формировалась по трём блокам – общие сведения, литература о художнике и хроника выставочной деятельности.
Как всё собиралось?
Собиралось с трудом, исходя из основного качества творческого человека – неорганизованности и забывчивости. По сути копать и выкапывать про 300 художников (первая книга) пришлось практически в одиночку.
В 2001 я подготовила простую анкету и раздала более 100 художникам, но обратно получила единицы. Из всех персоналий, собранных для первой книги, лишь 3 автора потрудились и сдали полноценные сведения. Все остальные, оказалось, знают о себе меньше, чем автор-составитель.
Вся полученная масса собиралась, распределялась и выписывалась мною по каждому автору из огромного количества самых разных, доступных и не очень источников – буклеты и проспекты выставок, газетные и журнальные заметки, статьи в сборниках, справочники, личные воспоминания, личное интервьюирование. Кому одно слово, кому одна дата, ещё одна выставка, так по слову копились многостраничные порой биографии. Такая же сложная и детективная история происходила с поиском фотографий работ и личных фото. Порой семья ушедшего художника предоставляла фото из паспорта, а картинки в большинстве своем сканировались из буклетов и каталогов. Практически все фотографии классиков в первой книге были из фондов ДМИИ.
Первая книга была написана и составлена в рукописи буквально на коленях (в отпуске по уходу за новорожденным ребенком) в 2002–2004 годах. Несколько лет занял процесс набора текстов (компьютера у автора тогда не было), вёрстки и множественных редакций. Первую книгу набирали и верстали наши друзья – Мурад и Галина Мурадхановы. Пару лет искали деньги на издание. В 2007 году книга вышла, в ней было 300 авторов и называлась она «Художники Дагестана. Изобразительное искусство Дагестана. 1917-2007».
Но уже вскоре стали вылезать неточности, ошибки, дополнения. Это и понятно, ведь между сбором и версткой книги прошло почти 7 лет. Книга была издана тысячным тиражом и раздавалась галереей везде, где можно было рассказать о дагестанском изобразительном искусстве.
Тогда же у меня появилось твёрдое понимание, что книгу надо дорабатывать и переиздавать. Но конкретных сроков вплоть до 2017 года не было. Все эти годы я продолжала по привычке и личной страсти к архивированию собирать материалы и информацию о творчестве художников, бумажный архив здорово пополнился, появился и рос электронный архив текстов и иллюстраций.
В 2017 году я предприняла попытку переиздать книгу, к тому моменту мой список пополнился множеством авторов, найденных в результате исследований, а также вырос большой отряд новых и интересных авторов. Я вновь разослала, благо появились Интернет и соц.сети, электронная почта, бланки обновленной анкеты и требований по репродукциям (предлагалось сдать до 6 фото работ на личное усмотрение). Откликнулись многие, но не все, да и качество ответов требовало кропотливой редакции. Хотелось издать новую энциклопедию к юбилею галереи (2018), но не случилось. Да и средств не было. Многократные попытки обращений к государственным и бизнес-структурам, заявки на гранты не дали результата.
Но летом 2019 очередная заявка оказалась счастливой, и галерея выиграла грант Президента РФ (Фонда президентских грантов) на издание новой книги. Средства по гранту предназначались на 2 статьи расходов – редакция/корректура, вёрстка и типографское производство книги. И с июня 2019 по июль 2020 кипела работа: мы работали над книгой день и ночь, практически 24/7. Я как автор-составитель собирала и вплоть до момента включения типографского станка подбрасывала редактору сведения (мы постоянно находили или вспоминали тех, кто не вошёл). Добиваясь получения информации, часто преодолевали мощный эмоциональный стресс. Весь этот массив без остановки конвейером передавался нашему главному редактору Екатерине Дидковской, которая 24/7 не просто исправляла ошибки и структурировала разбросанные тексты, но и сверяла и выверяла каждое слово, дату, название и соответствие месту, названию и дате выставки, издания.
«Причесать» и сделать вменяемо читаемым 536 персоналий и 1250 подписей к картинкам – это подвиг не редакторский, это подвиг человеческий!
А по ходу, ежечасно, я подкидывала Екатерине всё новые и новые персоналии, дополнения к текстам, литературе и прочее. Про многочисленные проверки и сверки мы умолчим.
Иллюстрации. В первой книге было от 1 до 4 чёрно-белых иллюстраций. В новой первоначально я вообще отказалась от иллюстраций – ибо сложно собрать и очень дорого в издании, потом остановились на том, что это будет электронное PDF приложение с 6 иллюстрациями от каждого автора. Собрав более 60 процентов иллюстраций, я стала понимать, что без «картинок» книга будет не полной, не серьёзной. И хотя в конечном итоге картинки набрались лишь на половину вошедших в издание авторов, и не у всех по 6 репродукций, как было заявлено, а порой еле-еле, с огромным трудом находила одну или две. В результате сформировалось приличное приложение с 1215-ю иллюстрациями, которое вошло в книгу отдельным блоком «Иллюстрации». Каждая картинка подписана. Конечно не обошлось без жертв ради этого – мы пожертвовали собственными дополнительными финансовыми средствами.
Чтобы рассказать о презентуемой книге, позволю повторить свою официальную аннотацию к книге:
Энциклопедический словарь-указатель «Изобразительное искусство Дагестана. XX-XXI вв.» (издание ДРОО «Первая Галерея») представляет собой новый опыт систематизации истории и практики дагестанского изобразительного искусства в именах, творческих биографиях, иллюстрациях. В книгу включено 536 персоналий дагестанских художников и специалистов, работавших или работающих в Дагестане и за его пределами в области живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и монументального искусства, художественной фотографии, видео, перформативной культуры, педагогики и искусствоведения, кураторской и музейной практики. В раздел «Репродукции» включено 1215 работ художников.
Хронологические рамки – ХХ-ХХI в. – от первых художников и становления профессионального изобразительного искусства республики по настоящее время (2020 г.).
Книга предназначена для художников, музейных специалистов, кураторов, исследователей и историков искусства, коллекционеров и всех интересующихся дагестанским изобразительным искусством.
Автор-составитель Джамиля Дагирова, редактор Екатерина Дидковская. Оформление, верстка – ИЦ «Мастер» – Станислав Дидковский, Ольга Шамаева. Отпечатано в типографии «Laky Pack», Ростов-на-Дону.

Издание осуществлено на средства Фонда президентских грантов за 2019 г. Генеральный партнер – Дагестанский филиал ПАО «РусГидро».

Весь тираж безвозмездно поступит в библиотеки, государственные и частные галереи, музей и другие подразделения культуры России. Каждый из персоналий, чьи имена вошли в энциклопедию, получит свой экземпляр. За тех, кого уже нет в живых, получат родственники.
И, конечно, важно – данная книга не вердикт, не гос.реестр. Возможно, мы кого-то не знали, не вспомнили, упустили. Не специально. И, конечно, уже завтра, после презентации, появятся и будут дальше появляться новые авторы. По сути обе книги заложили основу широкой и бесконечной популяризации изобразительного искусства Дагестана, дальше всё зависит от нас всех. С благодарностью за понимание, поддержку и внимание ко всем.

Статьи из «Газета «Горцы»»

Аслан и Тарас

7
Уже четвертый месяц Аслан участвовал в специальной военной операции на Украине. Он очень хорошо теперь знал о зверствах бандеровцев, об их целях, о ненависти ко...

Новое дыхание Академии поэзии

3
На днях исполняется 20 лет Северо-Кавказскому филиалу Академии поэзии Российской Федерации. В связи с этим событием хочу рассказать об эпизоде её создания.

Память рода

5
За последние три года я с женой приезжал в Дагестан три раза. Понравилось очень, именно...

Погибший на Курской дуге

9
Завершив в школе последний урок, Али поспешил домой, чтобы переодеться и успеть на колхозную...

Лестница в небыль

7
В №1 2024 журнала «Аврора» напечатаны произведения дагестанских авторов. Главы повести и...

Салихат – белая луна. Аварская сказка

55
Давным-давно в горном ущелье в одном ауле жили муж с женой. Ахмед был чабаном, а Зулейха ткала ковры. Всё у них было – любовь,...

Большого снега не увидели, но благодать ощутили сполна

18
VII международный фестиваль поэзии...