Купить PDF-версию
00:06 | 26 апреля, Пт
Махачкала
X

Книжный фестиваль «Красная площадь»

Фестиваль проводится в третий раз, и, судя по тому, как мы провели эти четыре дня на Красной площади, можно представить, что было в прошлом и что ожидает всех нас (книжных людей) в ближайшем будущем.

Организаторы попали в точку, выбрав такую брендовую площадку для праздника книги. В сердце страны, как говорили в нашем детстве, расставили шатры, соорудили сцены и раскинули шезлонги, как на каком-то черноморском курорте. 

Солнечных ванн москвичам явно не хватает, и мы, гости столицы, в полной мере вкусили все прелести московской погоды.

Красная площадь, 2 июня, на кремлёвских курантах – 22:00. Раньше этого часа заносить книги не разрешали. Именно заносить, поскольку очередь для пропуска машин была огромной и занимала весь Васильевский спуск. 

Кстати, о пропусках. Они заказываются загодя, а мои данные не успели отослать. В итоге я весь фестиваль проходил как Барият Гаджиева и старался не запятнать девичьей чести. Когда сама Барият, дочь директора Издательского дома «Дагестан» Умаросмана Гаджиева, появилась с детьми возле книжного отсека Республики Дагестан, я уже освоился и вовсю торговал книжной продукцией. 

Книги уходили, как горячие пирожки. Именно уходили, обещая читателям приятное впечатление о Дагестане. Можете поверить, я очень старался, как говорится, за себя и за ту сестру. Рассказывал о республике, разрушал стереотипы, делился координатами, а для тех, кто очень хочет посетить наши места, давал ссылки на маленькие турагентства Шамиля Шангереева и Расула Куртаева. 

А таких, кто хочет приехать к нам, было множество. На Дагестан, скажу вам, настоящий интеллектуальный голод. Останавливают их несколько моментов. Безусловно, люди думают о безопасности поездки и маршруте. Вот здесь явно видна недоработка турфирм и издателей. В ассортименте книг, представленных Издательским домом «Дагестан», как путеводители представлены «Дорогами и тропами горного Дагестана» В. Морковина, журнал «Добро пожаловать в Дагестан», «Дагестан. По дорогам времени» и «Башни» К. Чутуева, «Дербент» Р. Абдулатипова, «Темир-Хан-Шура» Б. Гаджиева и моя собственная книга с этнографическими зарисовками «Соль» (1-я часть). Живой интерес вызвала кулинария: книга «Кулинарное путешествие по Дагестану» Н. Баратова оказалась наиболее востребованной. Но были пожелания покупателей представить поскорее рецепты национальной кухни. Отсутствие их в красочно иллюстрированной книге сейчас исправляется, в издательстве готовится приложение в авторском написании Николая Баратова.

Уже первый день, 3 июня, подарил мне всю полноту ощущений кремлёвской брусчатки и рубиновых звёзд. Ловил себя на мысли, что никогда не носил таких больших часов, как на Спасской башне. Они были в моей власти, и куранты гремели по мою душу. 

Несколько недостатков, которые напрягали. Первый – погода. Ливень, который менял своё направление и в один из дней грозил затопить деревянный подиум, на котором стояли наши коробки с книгами. Я по мальчишескому упрямству приехал налегке, решил попижонить… В итоге на второй день забрал у брата пуховик и просидел в нём оставшиеся три дня с 10:00 до 23:00 – такова была наша рабочая смена.

Второй момент. Не знаю, можно ли считать недостатком, что шатёр региональных издательств располагался возле Мавзолея Ленина, и больше того, стоять напротив входа в него. 

Мы были как бы припёрты к кремлёвской стене и смотрели на бюсты тех, кто замурован в ней. Кладбищенский дух прямо-таки. 

В советское время охрану Мавзолея называли «Пост №1», возле него зимой и летом стояли неподвижные часовые и была километровая очередь. Давным-давно мы с мамой стояли и так не достояли в этой очереди.

И сегодня в Мавзолей идут туристы. Китайские цепочки с флажками у ведущего проносятся мимо нашего отсека. Бабушки и дедушки, пережившие «культурную революцию», с неизменными улыбками на лице осаждают полицейского возле входа к дедушке Ленину.

IMG_7377.jpg

Но о вечном и смерти некогда было думать, и сидеть времени тоже не хватало. Так и простоял все эти дни и на свой стул усаживал уставших посетителей или клал их тяжёлые сумки, набитые купленными книгами. Москва читающая во всей красе! Это надо видеть всем, кто говорит о москвичах как о безразличных и неэмоциональных людях. Чтобы оценить это, приходите на Красную площадь именно в начале июня. 

IMG_7600.jpg

Спрашивают всё, и даже то, что в Дагестане лежит на полках годами и не продаётся. Словари на языках народов Дагестана, этнографию, литературу на национальных языках, сказки, календари, брелки, искусство: современное и традиционное. Спрашивали урбеч и коньяк, но я принял это как шутку. От Дагестана давно ждут не мохнатых папах, а интеллектуальной энергии. 

За четыре дня фестиваля была масса встреч и событий, о которых хотелось бы рассказать. Приходили наши дагестанцы, живущие в столице, и другие приехавшие погулять. Были и случайные. 

В самый дождь и ветер, когда я не успевал прятать книги от воды, остановился пожилой человек профессорского вида и стал спрашивать, нет ли у нас книг по фольклору. Интересно, что «профессор» оказался автором множества книг по этой интересной науке, хотя по специальности геолог и занимался геомагнетизмом. Интересный разговор о сущности «времени» завязался у нас. Он стоял возле прилавка – в спину хлестал дождь – и говорил о том, что есть физическое определение «времени», но не больше того. 

Мои добрые соседки из Кабардино-Балкарии, представляющие одно из издательств, Мария и Анна Котляровы даже забеспокоились за старика, просили зайти за прилавок и спокойно поговорить. Но Алексей Викторович (не успел записать имя-отчество и пишу по памяти. – М. Г.), как оказалось, марафонец с 25-летним стажем.

Теперь о встречах, на которых я был как фотокорреспондент и слушатель. Другой степени участия у меня просто не могло быть. Приходилось носиться по площади, как пёс Шарик из известного мультфильма, и за десять минут отснять событие и вернуться в свой шатёр, к своим книгам и покупателям.

3 июня. 11:50. Мимо нашего ряда прошагали вице-премьер РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин и советник Президента РФ по культуре и искусству Владимир Ильич Толстой. Шли в окружении журналистов, живо беседуя. Наверно, думал я, о литературе и кризисе в полиграфии (!). 

Хотелось крикнуть им: «Уважаемые, не торопитесь, заходите, книги посмотрите, купите!» 

Через некоторое время со стороны Главной сцены (расположенной ближе к собору Василия Блаженного. – М. Г.) зазвучал приветственный голос теле- и радиоведущего и музыкального критика Артёма Варгафтика.

Он предоставил слово Сергею Нарышкину, а следом – главе Книжного союза Сергею Вадимовичу Степашину. После положенных по протоколу речей они вместе поприветствовали Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и его дирижёра Юрия Башмета. Было холодно, музыканты сидели в куртках и пальто. Юрий Абрамович появился в неизменном чёрном одеянии. Потирая кисти рук, он вышел к дирижёрскому пульту – и понеслась музыка Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии». Мне хорошо было видно в видоискатель, как от музыкантов шёл пар. Особенно колоритно на фоне храма смотрелись духовики и виолончелисты. 

В тот же день с 14.15 до 15.00 в так называемом «Лектории» прошла встреча с издателем и публицистом, автором популярного в сети проекта Gorky.media Борисом Куприяновым. Разговор был на тему «Каким должен быть сайт про литературу». Стоит сказать, что Борис Куприянов приедет в сентябре Махачкалу в качестве председателя жюри Дагестанской книжной ярмарки «Тарки-Тау».

С 14.00 до 17.00 состоялся поэтический «слэм». Презентация книги, которую многие дагестанские писатели ждали, – «Антологии поэзии литератур народов России», включающей в себя свыше 700 произведений, написанных на 57 национальных языках, и их переводы на русский язык. Поэты более 20 регионов России приехали в Москву, чтобы прочитать свои произведения. Среди них был председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов и редактор Дагестанского книжного издательства Арбен Кардаш. 

На следующий день, 4 июня, с 19.30 до 20.30 на Главной сцене заслуженный артист России Анатолий Белый представил просветительский и образовательный проект «Кинопоэзия». Вместе с Алисой Гребенщиковой, Игорем Хрипуновым и Сергеем Белоголовцевым они читали стихи поэтов Серебряного века. 

Уже под занавес дня я послушал концерт, посвящённый памяти Беллы Ахмадулиной «Стихотворения чудный театр». В авторской программе пианиста, заслуженного артиста РФ Алексея Гориболя прозвучала музыка Э. Грига, М. Таривердиева, Л. Десятникова, С. Ахунова. Стихотворения Беллы Ахмадулиной читали актрисы «Мастерской П. Фоменко» разных поколений, актриса БДТ им. Товстоногова Александра Куликова. В концерте пела солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая.

5 июня, 16.30–17.30, успел захватить хвост презентации новой книги Ивана Охлобыстина «Созвездие гончих псов». От самой книги он перешёл к фотосессии с поклонницами. 

А теперь о моём личном эмоциональном потрясении. И будь я Барият или Умаросманом, а может быть, как всегда, Маратом, всё едино… этот вечер стоило прожить. В 18.30 началась Музыкально-литературная композиция «Мы уходим – вы остаётесь» по симфоническим произведениям Андрея Эшпая. Поэзию Николая Гумилёва и Анны Ахматовой представила народная артистка РФ Евгения Симонова. За роялем – пианистки Ксения Башмет и Мария Эшпай. 

В этот день дождь был особенно безжалостен. Москвичи говорили, что в отдельных районах Москвы шёл снег. И только в этот самый ночной час небо сжалилось, разведя тучи над Красной площадью.

– Андрей Эшпай. Симфония № 3. Анна Ахматова. «Реквием». 

Знакомый голос Евгении Симоновой. Я повернулся лицом к аудитории. Ряды заполнены поздними зрителями. Они в полупрозрачных накидках, мокрых от дождя, были схожи со светлячками. Иллюминация ГУМа, звёзды Кремля – НЕТ! Взгляды были устремлены на сцену, в свет огромного экрана и действия сцены, с которой летели музыка и поэзия.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Как написала потом в «Российской газете» Наталья Лебедева, «показалось, что вся площадь замерла. Даже те, кто перекусывал на расположившемся недалеко от сцены фудкорте, перестали жевать и слушали».

У меня схожие впечатления с Натальей, поэтому я не буду пересказывать то, о чём уже многие написали. Для меня важно получить опыт и перенести его на нашу площадку «Тарки-Тау», организацией которой я несколько лет занимаюсь… 

Дальше под симфонию № 2 «Хвала Свету» зазвучали строки Николая Гумилева:

Солнце свирепое,

солнце грозящее,

Бога, в пространствах идущего,

Лицо сумасшедшее,

Солнце, сожги настоящее

Во имя грядущего,

Но помилуй прошедшее!

Очень жалко, что мне не удалось всласть полазить по книжным рядам и посетить презентации известных писателей. Один из них, мой знакомый Александр Снегирёв, участвовал в «Лектории». Схватил кусочек встречи с Сталиком Ханкишиевым, который с печалью в голосе размышлял об исчезновении исконной русской кухни. 

К сожалению, не попал на презентации книг для детей, а это как раз то, что нашим дагестанским издательствам необходимо уметь делать. Что сейчас читают дети и как оформлены эти книги? 

Возле Исторического музея на одной из площадок я видел, как несколько дней подряд играл кадетский духовой оркестр. Медь начищена, пуговицы блестят. Бравурные звуки, литавры… Маршируют, разворачиваются в такт. Туристы радуются, фотографируют. Дети, красные от мороза, в скором времени прошли мимо нас, уставшие. «Надежды маленький оркестрик / Под управлением любви». Фуражки набекрень, из-под застёгнутых кителей вздыбились белые форменные шарфы. Огромные барабаны, трубы – попробуйте потаскайте их целый день!

Последний день фестиваля. Мария Котлярова всё поглядывает на часы. На Кремлёвских – 23:00. День прожит. Московский день от рассвета до заката. Это были четыре тяжёлых, спрессованных на события дня. 

Меня многие встречали в Махачкале словами «как погулял в Москве?», как будто мне 20 лет и я ищу повода попасть в историю!

История, дорогие мои, сама найдёт меня. Спасибо моим коллегам из Чечни, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Якутии, Саратова, Минска, моим землякам из Ульяновской области, издателям из Республики Марий Эл за поддержку и сопричастность к книжной болезни, с возрастом переходящей в хроническую форму! Всем региональным издательствам я выдал приглашения на сентябрь в Махачкалу. Будем готовы к книжному празднику!

P.S. Совсем забыл про Мавзолей, в который я так и не попал. Моё любопытство было вознаграждено сполна. Часовой у входа сообщил мне, что Пост №1 возле Мавзолея В. И. Ленина был снят после событий 3—4 октября 1993 года, когда стихли выстрелы у Дома Советов России. 12 декабря 1997 года в День Конституции России Пост № 1 был установлен  у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду. Караульную службу несут военнослужащие Президентского полка.

Статьи из «Газета «Горцы»»

Аслан и Тарас

7
Уже четвертый месяц Аслан участвовал в специальной военной операции на Украине. Он очень хорошо теперь знал о зверствах бандеровцев, об их целях, о ненависти ко...

Новое дыхание Академии поэзии

3
На днях исполняется 20 лет Северо-Кавказскому филиалу Академии поэзии Российской Федерации. В связи с этим событием хочу рассказать об эпизоде её создания.

Память рода

5
За последние три года я с женой приезжал в Дагестан три раза. Понравилось очень, именно...

Погибший на Курской дуге

10
Завершив в школе последний урок, Али поспешил домой, чтобы переодеться и успеть на колхозную...

Лестница в небыль

7
В №1 2024 журнала «Аврора» напечатаны произведения дагестанских авторов. Главы повести и...

Салихат – белая луна. Аварская сказка

56
Давным-давно в горном ущелье в одном ауле жили муж с женой. Ахмед был чабаном, а Зулейха ткала ковры. Всё у них было – любовь,...

Большого снега не увидели, но благодать ощутили сполна

18
VII международный фестиваль поэзии...