Купить PDF-версию
19:19 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Попрошу ти-ши-ны

В фойе художественного училища нарастает напряжение. Студенты отделения живописи нервозно переговариваются, ожидая начала защиты. Кто по стенкам, кто по лавкам, а аттестационная комиссия – за покрытыми скатертями столами с фруктами и цветами. Момент волнующий и, конечно, торжественный. Последняя ступенька к диплому художника-живописца-педагога. Лето рвётся в раскрытые окна и обещает свои подарки.

21 июня, на часах 11:00. Директор училища Мухтар Гаджиевич Камбулатов призвал собравшихся к тишине:

– Уважаемые преподаватели и студенты, сегодня мы проводим защиту дипломов на отделении живописи. Поздравляю выпускников с этим важным днём в их жизни! В этом году это достаточно большая группа учащихся – 14 студентов. Руководители групп – Татьяна Борисовна Весёлова и Мухтар Гаджиевич Камбулатов. Рецензент – завуч Махачкалинской художественной школы Галина Александровна Беликова. 

Директор представил присутствующим членов комиссии и предоставил слово её председателю, профессору Исмаилу Раджабову, который дал добро на начало защиты.

Исмаил Раджабов, председатель комиссии: 

– Уважаемые коллеги, дорогие друзья, хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня собрались здесь, разделяете нашу радость и в какой-то степени волнение. Мне знакома эта публика, так как я здесь не в первый раз и знаю почти всех. Хочу отметить, что обычно в Дагестанском художественном училище защита проходит интересно, качественно и связанно с тем потенциалом, который здесь имеется. Защита дипломной работы, которую сейчас принято называть ВКР (высококвалификационной работой), – это специальная форма квалификационного характера учебно-творческих произведений, подготовленных для защиты.

Мадина2.jpg

Как проходит защита? 

Преподаватель по живописи представляет своего подопечного, даёт профессиональную оценку его дипломной работе. Студент представляет на обозрение присутствующим живописные полотна и эскизы, написанные к ним. Кстати, после того как выскажется рецензент, а следом – члены комиссии, слово может взять любой студент и преподаватель. Поэтому всю эту процедуру в полной мере можно считать открытой.

Дипломник1.jpg

«Подзащитные»

Первым в этот день защищался Амир Саидов. Выставив работы на мольберты, он отошёл к окну и замер, молча слушая преподавателей. В этот момент он очень напоминал скульптуру Давида. Потом, спустя пятнадцать минут, когда Амир уже уносил свои пейзажи, я подумал: «Хорошо бы по свежим следам пару вопросов парню задать». Оказалось, что это просто невозможно – из-за немоты Амира. Потом до меня дошло, почему Мухтар Гаджиевич сказал: «Хочу поздравить его с защитой, но мы сейчас не можем дать ему слово». Мне пришлось извиниться за свою бестактность.

– Амир трудолюбив, имеет способности. В его работах есть некоторая фотографичность, что на первых порах не так страшно, – говорил преподаватель. 

Рецензентом в этот день у всех студентов была Галина Беликова. 

Мне показалось, что этот день можно по праву назвать её. Она сама была живописна, импульсивна и доброжелательна ко всем своим «подзащитным». Именно это слово – самое подходящее при защите дипломных работ. А если бы вы видели, как волновались студенты, то безусловно поняли бы, что поддержка им была необходима. 

Да вы можете почувствовать это сами. Я записал несколько характеристик рецензента, мнения преподавателей, впечатления членов жюри и короткие пояснения по своим работам самих студентов. 

Галина Беликова, рецензент: 

– Одна из работ Амира – морской пейзаж. Как сказал Мухтар Гаджиевич, ей свойственна небольшая фотографичность. Этой ошибки очень сложно избежать, особенно сейчас, когда фотографии имеют большое влияние на людей. Как известно, пейзаж считается удачным, когда там всё уравновешено, когда он отвечает композиционным законам. 

В каждой из представленных работ можно найти что-то подобное. Вот, например, изображён городской пейзаж с маяком, который является центром композиции. На втором плане – постройки, которые не совпадают с реальностью. Мы можем быть довольными или недовольными нашим городом, но видеть мы его хотим красивым. Художник расставил свои акценты.

Не оценивая то, что изображает выпускник, хотелось бы сказать, чему он научился за все эти годы, поскольку дипломная работа – результат его работы за четыре года обучения. Студент знаком с законами композиции и умеет выполнять пейзаж. Считаю, что работу нужно оценить на «отлично».

Салих Ахалов, народный художник РД, член комиссии:

– Работы всегда характеризуют художника, показывают его «я». Пейзаж не такой простой жанр. Мне понравились представленные работы «Городской пейзаж», и добавлю, что за такое короткое время сделать пять работ не такая простая задача. Я поздравляю Амира Саидова и, самое главное, советую ему продолжать своё дело.

Исмаил Раджабов, председатель комиссии: 

– Самое главное в пейзаже – состояние природы, и это в работах Амира хорошо передаётся. Думаю, что работы интересны, что они интеллектуально направлены. Я вас поздравляю, вы молодец.

Интересно: пройдёт много лет – и кто из этих ребят останется в профессии художника и достигнет высшего мастерства? Сегодня их работы по-юношески наивны, но в них много свежести и открытости. По большому счёту, рассказ художника о своей картине не так уж важен. Всё, что он хотел сказать, уже сказано на бумаге и холсте. Но не будем забывать, что в училище готовят не просто художников, но и педагогов.

Дипломники все.jpg

Дом, в котором жила моя бабушка

Мухтар Камбулатов, преподаватель: 

– Магомед Сагидаев – очень старательный студент. Окончил юридический факультет и решил поступить к нам в училище. Тема дипломной работы – «Дом моей бабушки». Я предложил ему писать этот сюжет маслом, хотя у него отлично выходят графические работы. Он активно участвует в выставках и в дальнейшем, я так думаю, будет заниматься графикой. Магомед, поздравляю тебя с окончанием училища и желаю удачи!

Магомед Сагидаев, дипломник: 

– Спасибо большое! Хотел бы непосредственно перейти к теме моей работы: на холсте изображён дом, в котором проходило всё детство моей бабушки и который обнаружили совсем недавно. Как только я его увидел, у меня в голове возникла идея взять этот дом как основу композиции, а бабушку сделать её центром. Я изобразил мою бабушку, занимающуюся домашними делами. Я также внёс в сюжет различную живность, изобразил загон, сарай. К сожалению, в Дагестане появилась тенденция покидать сёла и переезжать в города. Остаётся много пустых домов, и я решил нарисовать один из них как память о том времени, чтобы напомнить молодому поколению об их прошлом.

Следом защищались Диана Алиева с «Дагестанским натюрмортом», Ашура Рамазанова с жанровой картиной «Сбор урожая», Хаджэт Кадиева с «Городскими пейзажами», Садижат Курбанова представила «Годекан», Шамиль Ахмедов нарисовал панораму Махачкалы, Барият Джанхуватова – «Село Анчих» и Медина Меджидова изобразила «Горный пейзаж».

Клубничка и законы композиции

Подошла очередь для подопечных Татьяны Весёловой. Она вела этих студентов со второго курса и о каждом может многое рассказать. 

Немного позже, уже по окончании защиты, мы угостились чаем и говорили о студентах. Татьяна Борисовна, подхватив тарелочку с клубникой, вела меня по коридору и говорила об отделении живописи. Любопытная картина, скажу я вам. Но моё любопытство не было случайным. 

Её воспитанники подошли к темам для защиты творчески: Тевриз Кадиева взяла в «Городской сюжет» продуктовый базар, Залина Гаджиева запечатлела «Вечер», Месед Гусейнова исполнила триптих «Старый аул», Даният Маммаева нарисовала детский портрет «Малика», Ашура Омарова запечатлела состояние заката на городском пляже. 

Ещё одну из воспитанниц Татьяны Борисовны стоит послушать. Патимат Омарова думает продолжать учёбу и в будущем стать режиссёром, а пока представила работу «Вечерний рисунок». 

«Пробую минимумом передать максимум»

Татьяна Весёлова, преподаватель: 

– Патимат – товарищ философского плана, очень серьёзно увлечена литературой. Она уделяет много внимания тем знаниям, которые она получила в училище. У неё есть свой стиль, острое и нестандартное ощущение жизни. С учёбой у неё иногда было тяжеловато. Но этот острый взгляд помогал ей решать проблемы в композиции работ.

Патимат Алиева, дипломник: 

– Здравствуйте! Меня волнуют малые сюжеты, и я построила на этом свою дипломную работу. Мне помогло найти сюжет увлечение режиссурой. Здесь я постаралась передать свои чувства к малым сюжетам для зрителей. Хотелось сделать так, чтобы и они вдохновлялись этим. Я специально не загружала картину предметами, чтобы придать ей драматургию. Пробую минимумом передать максимум. 

Однажды, когда мы остались с другом после занятий и сели рисовать, в этом маленьком образе моего друга с мольбертом в этой комнате была драматургия отношений и свет, который так благородно ложился на него! Быстро зафиксировала это, сделав снимок. Потом, через пару лет, я снова обратилась к этой фотографии и поняла, что это меня вдохновляет, мне хочется это написать. В моей работе преобладают вертикали, главные из них – холст и силуэт человека. Я пыталась передать свои внутренние ощущения, получилось или нет – не знаю. 

Галина Беликова, рецензент:

– Картина роскошная, интересная. Правда, вы не упомянули второе название вашей работы –  «Геометрия пространства». 

Галя.jpg

Хочу привнести маленькую предысторию. В доэйнштейновский период жил известный немецкий учёный-математик Герман Минковский. Ему принадлежит термин «геометрия мироздания». В 1909 году, до формулирования теории относительности Эйнштейна, он предположил схему Вселенной в четырёх измерениях. Это всё очень сложно. Но в вашем случае мне понравилось это совпадение терминологии, оно никогда не бывает случайным. Как будто так задумано, что вот эта драматургия, этот диалог культур происходит между тремя точками: торс, голова и художник. И мне пришла очень хорошая и светлая мысль: чтобы изобразить умное и мудрое лицо, необязательно рисовать портрет, достаточно такого окружения. 

На первый взгляд может показаться, что эти плоскости в картине Патимат слишком открытые и незаполненные. Но в них такая говорящая пустота – она какая-то метафизическая, очень насыщенная. Работа красивая. Я была удивлена тем, что вас интересует режиссура, потому что я сама написала в рецензии про работу света на вашей картине. Он работает у вас как створ фотоаппарата. Думаю, что эти совпадения не случайны; очень красивая и мудро задуманная работа и очень интересно сделанная. 

Патимат Алиева, дипломница: 

– Хочу поблагодарить Татьяну Борисовну – это лучший преподаватель в моей жизни. Ещё хочу поблагодарить классного руководителя и своих одногруппников, потому что с ними было очень весело.

* * *

Все дипломные работы защищавшихся в этот день были оценены комиссией на «5» и «4». Можно поздравить училище, преподавателей и, конечно, самих студентов. На следующий день защищались прикладники, после этого – дизайнеры. Насыщенная неделя итогового экзамена пройдена. 

Вот так, год за годом, в большой профессиональный мир выпускаются творцы будущего яркого и позитивного мира – изобразительного искусства Дагестана.

Статьи из «Газета «Горцы»»

Аслан и Тарас

7
Уже четвертый месяц Аслан участвовал в специальной военной операции на Украине. Он очень хорошо теперь знал о зверствах бандеровцев, об их целях, о ненависти ко...

Новое дыхание Академии поэзии

3
На днях исполняется 20 лет Северо-Кавказскому филиалу Академии поэзии Российской Федерации. В связи с этим событием хочу рассказать об эпизоде её создания.

Память рода

5
За последние три года я с женой приезжал в Дагестан три раза. Понравилось очень, именно...

Погибший на Курской дуге

5
Завершив в школе последний урок, Али поспешил домой, чтобы переодеться и успеть на колхозную...

Лестница в небыль

7
В №1 2024 журнала «Аврора» напечатаны произведения дагестанских авторов. Главы повести и...

Салихат – белая луна. Аварская сказка

50
Давным-давно в горном ущелье в одном ауле жили муж с женой. Ахмед был чабаном, а Зулейха ткала ковры. Всё у них было – любовь,...

Большого снега не увидели, но благодать ощутили сполна

17
VII международный фестиваль поэзии...