Купить PDF-версию
13:21 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

«Каспийский монстр» Ростислава Алексеева

Предисловие: В предыдущем номере «Горцы» рассказывали о книжной выставке «Нон-фикшн». Пять дней литературной жизни дают энергию на долгое время. И следуя закону сохранения энергии, я рассчитываю, что посыл этого номера передастся вам, дорогой читатель. Держать в себе накопленный заряд нерационально, надо делиться своими маленькими открытиями. Вот и эту беседу можно принять как посыл в будущее. Нельзя всё время наступать на грабли. Центральное место в ней занимает рассказ о наших соотечественниках, изменивших плавное течение времени. Печально, что их дела были не завершены и похоронены. Как будто это самое время и поглотило их. Эту несправедливость хотелось бы исправить. Страна должна помнить своих героев. Ольга Ивановна Наумова, с которой мы бок о бок работали на выставке, – главный редактор издательства «Кварц» из Нижнего Новгорода. Ольге Ивановне 75 лет, но энергии её можно позавидовать. Она настоящий путеводитель в мире литературы. В один из дней, за полчаса до открытия, пока шум ЦДХ не набрал своего максимума, она рассказала о двух замечательных книгах своего издательства. Надо заметить, что биографические труды набирают популярность среди читателей. А книги, о которых пойдёт речь ниже, как раз из этой серии. Ольга Ивановна знает о делах этих замечательных людей, она долгие годы дружит с их наследниками. И, может быть, из её рассказа читателям «Горцев» откроется что-то новое.

Фотоаппарат
от Валерия Чкалова

Ольга Наумова:
– Мы – единственное издательство в России, которое регулярно издаёт книги, посвящённые Ростиславу Алексееву. И это неудивительно, потому что в нашем городе он состоялся как создатель удивительных, абсолютно новых типов яхт. Как создатель судов на подводных крыльях и как создатель экранопланов. Среди них был и знаменитый «Каспийский монстр».
Часть жизни конструктора Алексеева была связана с Каспийском.
Книга, которую я вам рекомендую, называется «От замысла к воплощению». Она проиллюстрирована фотографиями, чертежами и набросками Алексеева. Начну с первых его изобретений. Он создал новый тип яхт. В СССР был очень развит спорт, связанный с яхтами. У нас в Нижнем на набережной было 7 станций для яхт. Сейчас ничего подобного нет.
Ростиславу Евгеньевичу Алексееву было пятнадцать лет, когда он приехал в Горький и увидел, что здесь занимаются яхтами.
Он стал тоже делать их своими руками. Первая была не очень удачная. Под это дело он пытался приспособить обычную «моторку». Вторую яхту он конструировал на чердаке своего дома. Правда, денег на цельный парус не хватило, и команда сшила его из лоскутков, покрашенных в чёрный цвет. Яхту назвали «Чёрный Феррари». В результате она заняла первое место в российской регате, и сам Валерий Чкалов вручил Ростиславу фотоаппарат.
Алексеев стал известен как спортсмен, поскольку побеждал и побеждал в последующих соревнованиях. Потом о нём заговорили как об изобретателе, поскольку он представил новые типы яхт. Это было до войны в 30-х годах XX века.

Кража в Политехе

Во время войны он начал работать на «Красное Сормово». Испытывал танки, параллельно учился в Политехническом институте. Темой его дипломной работы стал торпедный катер на подводных крыльях. В нашей книге «От замысла к воплощению» вы можете увидеть, как он сделан. Он замечательно вычерчен, и из этого катера потом родились другие идеи, в том числе экраноплан.
Алексеев перепроектировал свой торпедный катер под военный. В 1943 году он создал свой первый крылатый катер А-4 и… сам же признал его бесперспективным. Конструкция крыльев требовала изменения угла их атаки в зависимости от скорости, что усложняло и конструкцию корабля, и управление им.
Интересный случай произошёл с его дипломной. Она после защиты хранилась в архиве Политехнического института и на руки автору уже не выдавалась. А ему хотелось иметь эти чертежи для работы. И вот произошла целая детективная история. Девушка одного из его друзей залезла в форточку, вытащила дипломные чертежи. Ростислав быстро их все сфотографировал. Эти самые фотографии мы поместили в книгу, они ему очень пригодились в дальнейших разработках.

Директор завода оценил способности молодого работника и выделяет конструктору новое помещение, позволяет увеличить штат. Это был государственный подход. Руководство завода понимало, что в условиях военного времени надо поддерживать подобные проекты, Советскому Союзу требовалось новое вооружение. Было организовано конструкторское бюро, которое спустя время стало называться ЦКБ по СПК.

Карт-бланш от Хрущёва

В 1945-м проводятся испытания катера А-5. На этом катере Алексеев дошёл своим ходом до Москвы, чем привлёк внимание военных чинов, и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил. За модернизированный катер А-7 в 1951 году он получил Сталинскую премию.
В 1957 году открывался Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Москва была закрыта для въезда транспорта, но Алексеев пошёл на нарушение и ранним утром лично встал за штурвал «Ракеты» и пригнал её из Горького в Москву за пятнадцать часов. Обычный теплоход преодолевал такое расстояние за три дня. Летящий над волнами теплоход вызвал у гостей столицы восторженное удивление. Хрущёв, прокатившийся на «Ракете», сказал: «Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру — современную скорость!». Конструктора не наказали, а дали разрешение на серийное производство.

Тайны острова Чечень

Разработка экранопланов была чрезвычайно засекреченным направлением. Когда искали безлюдное и труднодоступное место, где открыть филиал Центрального конструкторского бюро по СПК, выбрали остров Чечень и город Каспийск. Большие части экранопланов перевозили в Каспийск по ночам сначала по Волге, а затем морем.

«Горцы»:
Любопытно, что Ольга Ивановна, называя остров Чечень, делает ударение на первый слог. По её словам, именно так произносили это название специалисты из конструкторского бюро.
Думаю, она не вникала в этимологию этого слова, а ведь о происхождении этого названия спорят до сих пор. Если вы наберёте его в «Википедии», то там это слово с ударением на второй слог и ссылки на путешественников, которые считали, что название произошло от чеченских поселений. В советское время в научной среде было принято считать, что Чечень происходит от названия плетёного садка для рыбы.

– В 1965 году на острове Чечень образовалась испытательная база, где работали молодые, энергичные и замечательные люди. Сначала они были вообще одни, так как остров был засекречен. Электричества не было. Учёные шутили, что единственным освещением у них была Луна. На острове было довольно трудно и скучно жить. Потом всё же разрешили привезти жён, и там образовалось своеобразное семейное поселение. Спустя время появился первый экраноплан КМ-1. Во время испытаний на Каспии его сфотографировал американский спутник. Это вызвало большой шум в мире, и американцы окрестили судно «Каспийским монстром».

Справка:
В середине 17-го столетия в это уединённое место прибыли киржачи-старообрядцы, гонимые из губерний Российской империи. Эта группа и основала первое поселение. Занимались они в основном рыбной ловлей.
Местом ссылки каторжан остров стал с середины XIX века. А через какое-то время в селе был создан лепрозорий, где за больными присматривали местные старообрядцы. Действующий на острове Чечень и на сегодня маяк был возведён в 1863 году англичанами по заказу царя. Село к началу 20-го столетия представляло собой богатый населённый пункт. Занимались здесь в основном рыбной ловлей и её торговлей. Водились здесь в те времена в больших количествах осетры. Рыболовецкий колхоз «Память Чапаева», впоследствии ставший передовым хозяйством в районе, был организован ещё при советской власти.
fb.ru/article/331083/ostrov-chechen-v-dagestane-opisanie-foto
Операция «Турист»

Незадолго до этой истории в Лондоне проводили международную выставку водного транспорта и демонстрировали суда на воздушных подушках.
А у нас в Советском Союзе на уровне правительства принималось решение, развивать ли суда на подводных крыльях или всё-таки подумать о том, чтобы создавать суда на воздушной подушке. И решили в Англию послать Алексеева, потому что никто лучше него не мог разобраться в достоинствах и недостатках этих конструкций.
В другой книге «Крылатые мгновения» его дочь рассказывает, как Алексеев умудрялся фотографировать в Лондоне суда на воздушной подушке. Татьяна Алексеева, кстати, училась у отца и до сих пор работает в ЦКБ по СПК, который он создал.
Когда он увидел суда на воздушной подушке, ему ужасно захотелось поводить их, а он был там как простой турист. Но, тем не менее, он подошёл к водителю этого судна и спросил, нельзя ли ему поводить. Моряк сказал, что он не имеет права. Тогда упрямый турист попросил разрешения положить свои руки на его руки, и тот разрешил.
Он положил свои руки на руки рулевого, чтобы почувствовать, как идёт это судно на воздушной подушке. У Алексеева были просто огромные руки. Это был удивительный человек, который умел водить всё: мотоцикл, машину, танк, самолёт.
Но надо сказать, что эти «подушки» его не восхитили. Ему хотелось, чтобы у нас в стране развивались суда на подводных крыльях.
Впоследствии СКБ собирала теплоходы на экспорт. Для той же Британии было построено несколько «Ракет» по отдельному проекту 340Т. Теплоходы назывались «Raketa Greenwich», «Raketa Westminster», «Raketa Thames» и обслуживали пригородные линии в Лондоне два или три года, начиная с 1974-го.

Наследие Алексеева

Смерть его была внезапна. Практически сразу всё созданное им разрушилось. Созданное им ЦКБ и направление по разработкам новых типов судов – всё это держалось на нём. У него, конечно, были соратники, экранопланы достраивались и даже были модернизированы, но всё равно масштабы уменьшились.
Осталось много черновиков и задумок, реализовать которые никто не смог. Многие записи были изъяты и уничтожены спецслужбами. Это была другая страна, и был страх, что эти бумаги попадут за рубеж к другим специалистам.

Статьи из «Газета «Горцы»»

Аслан и Тарас

7
Уже четвертый месяц Аслан участвовал в специальной военной операции на Украине. Он очень хорошо теперь знал о зверствах бандеровцев, об их целях, о ненависти ко...

Новое дыхание Академии поэзии

3
На днях исполняется 20 лет Северо-Кавказскому филиалу Академии поэзии Российской Федерации. В связи с этим событием хочу рассказать об эпизоде её создания.

Память рода

5
За последние три года я с женой приезжал в Дагестан три раза. Понравилось очень, именно...

Погибший на Курской дуге

5
Завершив в школе последний урок, Али поспешил домой, чтобы переодеться и успеть на колхозную...

Лестница в небыль

7
В №1 2024 журнала «Аврора» напечатаны произведения дагестанских авторов. Главы повести и...

Салихат – белая луна. Аварская сказка

50
Давным-давно в горном ущелье в одном ауле жили муж с женой. Ахмед был чабаном, а Зулейха ткала ковры. Всё у них было – любовь,...

Большого снега не увидели, но благодать ощутили сполна

17
VII международный фестиваль поэзии...