Купить PDF-версию
02:32 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Мои предки

Татьяна Петенина / г. Махачкала
38

Пока учёные спорят о возможности создания машины времени, художники молча путешествуют во времени. 23 марта музей «Дагестанский аул» представил выставку дагестанских художников «Мои предки»

«Разнообразие красок Кавказа», «Мой аул», «Дети гор», «Музыкальные инструменты народов Дагестана» и вот теперь «Мои предки» – такова эстафета художественно-этнографического проекта музея «Дагестанский аул». Практически каждый год музей открывает в Выставочном зале Союза художников большую ретроспективную выставку ведущих дагестанских художников, отражающих традиционную культуру Дагестана во всем её разнообразии и многоцветии.
И если «Мой аул» преимущественно представлял пейзажный жанр, «Дети гор» – портретный, «Музыкальные инструменты» – жанровую живопись, то выставка «Мои предки» соединяет все жанры, но в едином духовно-историческом контексте. Само название выставки как бы предполагает приоритет портрета, ведь наши предки – это конкретные люди, поколение за поколением жившие на этой земле, возделывавшие её, они растили сады, создавали прекрасные произведения материальной и духовной культуры, передавали свой профессиональный и жизненный опыт детям и внукам. И потому нам, их потомкам в третьем, четвертом и т. д. поколениях, интересно знать, какими они были, как выглядели, как одевались, каких обычаев придерживались; нас волнует их сущность, мировоззрение, ментальность, то, что мы смогли унаследовать от них, что сохранили, а что растеряли на путях-перепутьях истории.


В этом контексте интересна одноименная серия Ибрагима Супьянова, созданная в 1987 году и давшая название всему проекту. Пять портретов простых горцев из рода художника, каждый под собственным именем: Нурулагь, Исхак, АлихIажи, Маххулав, Шанаваз звучат как набат. Конечно, они писались не с натуры и не по фотографии, и даже не по памяти – ведь художник никого из них не видел. Эти образы пришли из глубины веков, из подсознания автора, это его художественная интерпретация, воссозданная через генетическую память, семейные предания, внешний облик потомков которых ещё застал Ибрагим. В них нет ни малейшей идеализации, но в их неказистости, простонародности есть удивительная правда жизни. Живописная манера автора отличается особой экспрессией, свободой, каждый образ глубоко индивидуален, при этом в них присутствует та доля художественного обобщения, что делает их выразителями кода души нации, когда начинает казаться, что это и твои предки.
Серия предков Хайруллы Курбанова совсем иная. Это портреты исторических деятелей Лакии XVIII-XIX веков: Сурхай-хан Казикумухский, его сын Магомед-хан, Магомед Мирза-хан Казикумухский, ученый-арабист Магомед Убринский, шейх Сайпулла-кадий Ницовкринский. Портреты создавались в 1995 году как иллюстрации к книге Х.Ильясова «Казикумухские ханы», но самостоятельно серия выставляется впервые. Они выполнены в реалистическом стиле в технике акварели, но тоже с большой долей авторской свободы, ведь для их создания автор пользовался только исторической литературой. Все герои Х.Курбанова отмечены физической и духовной красотой, их лица мужественны и благородны. Это действительно цвет нации.
Вообще, тема национального героя проходит лейтмотивом выставки, будь то имам Шамиль, Хаджи Мурат и другие наибы Шамиля, георгиевский кавалер русско-японской войны Г.-М. Гаджи-Магомедов (дед художника Амирхана Магомедова), участник Великой Отечественной войны, скромный учитель из Кумуха А.И. Амирханов, государственный деятель А. Д. Даниялов, директор колхоза, новатор Магомед Чартаев. Но много в экспозиции и простых горцев: это близкие авторам люди, их отцы и матери, деды и прадеды, ведь родственные связи в Дагестане очень тесны, что происходит еще от культа предков, а позднее переросло в уважение к старости, почти сакральное почитание отца и матери. Как красивы горские старики! Какие прекрасные, благородные, мудрые лица глядят на нас с портретов наших художников. Это их первые учителя, наставники, проводники в сложный мир самостоятельной жизни, и портреты их талантливых внуков Абдул-Загира Мусаева, Зулькарная Рабаданова, Хасбулата Юсупова, Амирхана Магомедова, Мухтара Камбулатова, Абдула Магомедова – дань благодарности и любви.


Но концепция выставки намного шире просто изображения близких и родных, ее идея обращается к истокам нашей истории и культуры, к тем ее древнейшим пластам, когда на земле Дагестана еще только начиналось формирование этносов, когда человек через художественную деятельность только начинал осознавать себя в окружающем мире – камня, земли, неба… Показать, как дагестанские художники интерпретируют тему своих корней, истоков, как отражается в молодом дагестанском ИЗО древнейшая материальная и духовная культура наших народов, и было задачей кураторов выставки. В этом контексте особый интерес приобретают работы художников, отвечающих на вызовы сегодняшнего дня опосредованно, через артефакты прошлого, сложную систему знаков и символов, цветовые и орнаментальные ассоциации.
Вот перед нами «археологическая» серия Патимат Гусейновой. Ее «портреты» древней керамики и бронзовых украшений, которым уже несколько тысяч лет, даны крупным планом, увеличены в десятки раз и представляют визитную карточку дагестанской культуры. Долгие века они скрывались под землей, а теперь вернулись из небытия и предстали перед нами в своем сакральном величии, отвечая на один из вечных вопросов: «кто мы, откуда, куда мы идем?». Вот идолы Тагира Гапурова – это ещё более древний пласт дагестанской культуры – архаический, дикий, эстетически ещё не оформленный, но какая сила и мощь в нем! Какая энергия – залог будущих великих свершений народа! Вот откуда истоки монументализма, единства целесообразности и эстетического совершенства дагестанской архитектуры и народного искусства в целом! А вот «кизяки» Апанди Магомедова – как же надо любить свою землю и свой народ, как тонко надо чувствовать главные смыслы жизни, чтобы современным художественным языком и эстетическим вкусом суметь обыграть то посконное, природное, примитивное и одновременно гениальное, на чем веками зижделось жизнеобеспечение твоего народа. А рядом Елена Гапурова, Зайнудин Исаев, ранняя Ирина Гусейнова – и опять истоки, опять монументальные формы и абстрактное мышление. Все они вышли из народной культуры – какая же она древняя, как она самодостаточна, какое чувство формы и стиля было у наших предков! И как мы должны быть благодарны им за то рукотворное чудо, что уже второй век питает наше профессиональное искусство.
На выставке представлены работы художника, которого, к сожалению, уже нет с нами, но его творчество не стало просто фактом истории дагестанского изобразительного искусства, оно как бы расширяется с годами, его картины живут, чрезвычайно востребованы, открывают все новые смыслы. Это акварели Хасбулата Юсупова. Его аулы, его горянки, его знаковые вещи как будто пришли из глубины веков и говорят с нами о чем-то очень важном. Это искусство почти сакральное, настолько оно одухотворенное, настолько связано со всей сложной системой горского мировоззрения и этики.
О каждом художнике можно и нужно говорить отдельно. Все они очень разные и по мироощущению, и по стилистике – Саид Тихилов, Избат Уруджева, Галина Пшеницына, Наталья Савельева, Марат Гаджиев, Тимур Кагиров, но все как-то гармонично уложились в концепцию выставки, не нарушая ее цельности и художественной значимости.
Всего на выставке представлено около 100 произведений 25 художников разных поколений. Некоторые работы уже участвовали в других выставках и знакомы зрителю, но их идейные и эстетические смыслы настолько многослойны, неоднозначны, что эти вещи можно показывать многократно, каждый раз удивляя, восхищая, вызывая новые мысли и ассоциации.

Статьи из «Газета «Горцы»»

Салихат – белая луна. Аварская сказка

46
Давным-давно в горном ущелье в одном ауле жили муж с женой. Ахмед был чабаном, а Зулейха ткала ковры. Всё у них было – любовь,...

Большого снега не увидели, но благодать ощутили сполна

17
VII международный фестиваль поэзии...

Маршрутка

19
Участник Межрегиональной писательской мастерской АСПИР в Пятигорске 2022 г. и Итоговой...

Девушка и южный берег Крыма

18
Алина Осокина родилась в Ульяновске. Окончила исторический факультет УлГПУ им. И. Н....

Всё хорошо

35
Ната нажала на отбой, и нудный голос Клавдии Петровны, учителя рисования, умолк. Телефон...

Дух костра

16
Дагестанское отделение Союза российских писателей и Клуб писателей Кавказа подвели итоги...

«В ладонях любви моей…»

10
Осень семнадцатого года была для Дагестана печальной — ушёл из жизни Поэт, чье имя выбито...