Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 06 марта, Сб

Махачкала

Weather Icon

Путь к очищению, ладу и красоте

Народному поэту Дагестана Арбену Кардашу – 60 лет

Газета «Горцы»
A- A+

11 февраля 2021 года известному лезгинскому поэту, прозаику, литературоведу, драматургу и переводчику Арбену Кардашу (Кардашову Арбену Мехединовичу) исполняется 60 лет.

Народный поэт Дагестана, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, лауреат Государственной премии РД, премий «Олимп», «Шарвили, «Золотой орёл» Арбен Кардаш является выдающимся современным писателем не только Дагестана, но и всей России, который своим многогранным творчеством создал целый удивительный, самобытный и неповторимый мир, где читатели могут черпать красоту и правду.
Его творчество в свое время было высоко оценено такими великими представителями отечественной литературы, как Семён Липкин, Расул Гамзатов и Лев Ошанин. Лев Иванович, в чьем поэтическом семинаре занимался Арбен Кардаш, будучи студентом Литературного института, порекомендовал его в члены Союза писателей СССР, первым со страниц популярной газеты «Литературная Россия» представил своего ученика всесоюзному читателю.
Арбен Кардаш оправдал все надежды, которые возлагали на него именитые литераторы.
Начав свое творчество в 1977 году (именно в этом году состоялась его первая публикация в Ахтынской районной газете «Новый мир» с напутственным словом поэта и учителя Шихнесира Кафланова), Арбен Кардаш успешно реализовал свой талант почти во всех литературных жанрах – в поэзии, прозе, драматургии, литературоведении, переводческом деле.
Его поэтическое творчество богато и разнообразно, в ней малые формы (двустишия, четверостишия) плавно переходят в большие поэмы. Европейские сонеты соседствуют с восточными газелями. Старые формы умело и гармонично наполнены современным содержанием.
Здесь уместны слова из статьи известного ученого, доктора философских наук, члена Союза писателей России Омара Меджидовича Гусейнова: «Поистине Арбен Кардаш – поэт мысли, неожиданных, но чрезвычайно нуждающихся в ответах вопросов. Мысли и чувства поэта выливаются в серьезные и достойные стихи, которые по своим смелым и неожиданным художественным изысканиям, несомненно, возвышаются над многими известными «вершинами», многократно, а порою даже и незаслуженно восхваленными. И я не побоюсь сказать, что Арбен Кардаш – сегодня лидер в современной дагестанской поэзии, и его творчество открывает новую в ней главу. Здесь непременно приходится вспомнить слова: «Арбен Кардаш не только новый поэт, но и новое явление в нашей литературе», сказанные Расулом Гамзатовым. Сегодня, когда с нами уже нет великого сына Гамзата, эти слова обретают более глубокий и символический смысл».
Поэтом написано пятнадцать поэм, каждая из которых – отдельный самостоятельный мир, в каждой автор решает особые художественные задачи и преследует высокие этические цели. Из них две написаны в драматургической форме. Есть среди поэм одна – «Исповедь, или Поэма души», написанная в форме венка сонетов и газелей. Критики единогласно отмечают, что это чрезвычайно сложная с точки зрения рифмовки поэтическая форма. Неслучайно, что благодаря именно этой поэме, известный лезгинский поэт Ибрагим Гусейнов (1836 – 2014) написал, что в лезгинской литературе после Етима Эмина равным ему по таланту является лишь Арбен Кардаш. Это очень высокая оценка со стороны очень строгого к собратьям поэта, тонкого ценителя поэзии.
Прозу Арбена Кардаша исследователи называют «прозой поэта». В ней автор также шел вперед по восходящей. Он, как прозаик, начинал с маленьких миниатюр «Угольки», затем перешел к глубоким философским рассказам, а написав повесть «Пастух и орёл», заставил о себе заговорить всероссийских критиков. Повесть неоднократно переиздавалась в Москве и Дагестане.
Писатель издал около двух десятков книг в Дагестане и Москве, его произведения вошли в престижные крупные антологии, переведены на разные языки России, Ближнего и Дальнего зарубежья, включены в республиканские школьные и вузовские программы, а некоторые стихи стали популярными в народе песнями.
К своему 60-летию Арбен Кардаш завершил многолетнюю работу над большим романом. Известно пока его название – «Сыны Ваче». Литературный журнал «Самур» обещает публиковать его с первого номера этого года. Прочитавшие это произведение в рукописи коллеги прочат ему широкую известность. Коллеги рассказывают, что автор через одного героя соединяет разные исторические эпохи и события, в то же время отражает современную действительность.
В драматургии Арбен Кардаш также отклоняется от проторенных легких путей. У него своя драматургическая печать, свое видение историзма и психологизма героев. Из четырех его драматических произведений два поставлены на сцене Лезгинского государственного музыкально-драматического театра. Оставшиеся ждут своего прочтения, осмысления. Их нужно открывать и читателям, и зрителям. Их герои – реальные исторические лица: Магомед Ярагский, Мирза-Али Ахтынский, Етим Эмин. О каждом автор говорит по-своему, не списывает устоявшие в сознании людей образы, а раскрывает их, что называется, живьём, в реальной истории. Иногда и легенде придает достоверность и убедительность.
Неоценим вклад Арбена Кардаша и в литературоведение. Его статьи о Низами Гянджеви, Етиме Эмине, Сулеймане Стальском и других авторах – беспристрастное и тонкое исследование материала. Статьи о главном лезгинском поэте вылились в конечном итоге в замечательную книгу «Размышления о Етиме Эмине». Эссе «Лермонтов на Лезгинской линии» и «Приближение к потустороннему» о великом русском поэте претендуют на открытие неизведанных до сих пор страниц его биографии, связанных с Дагестаном. А другая – «Очарованный пленник Кавказа» повествует о латышском писателе Э. Т. Бирзниеке-Упите, в конце ХIХ и в начале ХХ вв. работавшем учителем словесности в селении Ахты. Автор открывает для нас не только творчество писателя, но и некоторые неизвестные нам страницы истории своего родного края.
Арбен Кардаш в своем творчестве – прежде всего открыватель. Он открывает читателю духовные миры и описывает их живым словом.
Такими же открытиями можно называть его переводы на лезгинский язык из Низами Гянджеви, Гёте, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Ошанина, Евтушенко и других авторов. Он перевел на русский язык стихи Етима Эмина, Сулеймана Стальского, Омарла Батырая, Расула Гамзатова и других дагестанских поэтов.
Трудно в небольшой юбилейной статье говорить о всех сторонах творчества талантливого поэта.
Всю значимость его вклада в многонациональную дагестанскую и российскую литературу можно целиком представить, прочитав две книги, посвященные творчеству юбиляра: «Арбен Кардаш. Творческая личность на рубеже столетий» (автор-составитель Сейфедин Бедирханов, 2011 г.) и «Высь поэта» (автор-составитель Азиз Мирзабеков, 2021 г.). В этих книгах собрано большое количество материалов, статей, рецензий, суждений о многогранном творчестве писателя. Восхищает в этих книгах и большое количество поэтических посвящений Арбену со стороны собратьев по перу, что свидетельствует о творческих и личностных, высоких человеческих качествах адресата этих стихов.
Еще одна ипостась деятельности Арбена Кардаша – это его работа старшим редактором старейшего во всей стране издательства – Дагестанского книжного издательства. Здесь его трудовой стаж достигает 35 лет и заслуживает отдельной высокой оценки со стороны соответствующих ведомств.
Размышляя над творчеством Арбена Кардаша, вспоминаются его же прекрасные слова из статьи «Бессмертье слова»: «Художественное слово превращает душу человека в храм и доказывает её причастность к космическому порядку, доказывает, что в Слове присутствует высшая реальность, приводящая земную жизнь человека к очищению, ладу и красоте».
Эти слова полностью относятся к самому Арбену Кардашу. Именно в этом ключе он работает в сфере литературы и покоряет вершины, которыми мы, его читатели, можем гордиться.
Наши лучшие пожелания юбиляру!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki