Сетевое издание «Дагестанская правда»

23:00 | 25 февраля, Чт

Махачкала

Weather Icon

Путеводитель по премии НОС

A- A+

1. Полина Барскова. «Седьмая щелочь»
Одна из главных претенденток на победу. Кажется, что подобные книги специально пишутся для премии «НОС», а премия «НОС» идеально подходит для того, чтобы обнимать подобные тексты своими шорт-листами. «Седьмая щелочь» — заметки на полях биографий нескольких поэтов, описавших Ленинградскую блокаду; филологическая проза, которая разом и эссеистика, и высокохудожественная литература, и которая столь популярна у достойных граждан, вручающих премии и составляющих списки. Главная идея книги спешит на свидание с читателем на странице номер 17: нам предлагают отбросить советскую трактовку блокады, что, дескать, страдания ленинградцев служили общей цели и приближали победу. Давайте признаем, что люди страдали и умирали просто так (УПРОЩЕНИЕ!), и погрузимся в их трагедии вне общегероического контекста. Идея эта мне не близка, данный тип книг мне не близок, я никому и никогда не посоветую почитать эту книгу (кроме врагов и филологов), но это стилистически безупречный текст, нашпигованный без шуток интересными фактами и наблюдениями. Отдельно отметим, что награждение этой книги не будет иметь какой-то пользы для человечества. Полина Барскова крута и так, без всяких премий, а «Щелочь» все, кто хотел, уже прочли или занесли в списки для необходимого чтения.
2. Горбунова Алла. «Конец света, моя любовь»
Основная борьба, как мне кажется, будет разворачиваться между Барсковой и Горбуновой, тем более, что кое-кто из решательниц уже назвал «Конец света» «возможно, главной книгой года». Перед нами текст о взрослении в лихие нулевые; по первым главам нежно разбросаны черты эпохи и душевные страдания. Мир подростка описан так хорошо, что в этом зеркале себя узнает большинство читательниц и значительный процент читателей. Где-то к середине книга от симпатичной автобиографии скатывается в литературу литературовну. И это портит общее впечатление от книги. Кстати, первая (другая?) прозаическая книга Горбуновой «Вещи и ущи» была гораздо лучше.
3. Абдуллаев Шамшад. «Другой юг»
Краткий пересказ книги:
Цветет урюк под грохот дней,
Дрожит зарей кишлак.
А средь арыков и аллей
Идет гулять ишак.
Поэзия в прозе, где слова к словам и правда крайне умело прилеплены, а в это время сюжет кто-то зверски убивает за углом. Зато с восточным колоритом, прямо как в приведенном чуть выше гениальном четверостишии О. Бендера. По моим представлениям для таких книг существует премия А. Белого.
4. Бурас Мария. «Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников»
С технической точки зрения это вообще не книга. Ну то есть у нее имеются обложка, переплет, текст, но книгой «Истину» язык назвать не поворачивается, особенно учитывая масштаб деяний А.А. Зализняка. Сама по себе идея «а давайте быстренько соберем с миру по нитке и по сосенке воспоминания о гениальном современнике, добавим кое-что из архивов и вот готово издание» вполне классная. Но включение такого рода изданий в шорт-листы кажется запоздалой попыткой наградить премией самого Андрея Анатольевича Зализняка.
5. Гоголев Андрей. «Свидетельство»
Это клон книги Горбуновой. Тоже про взросление. Кричу, шмель надо мной. Прошу, уберите шмеля. Только написанный короткими фразами. Очень короткими. Вот такими вот. Долго гляжу в бинокль на луну. Свет в комнате выключен. Хочется написать длинное предложение. Но не получается. Натягиваем рыбацкую сеть на чердаке и кидаем веники. Звонко пахнет. Пыльно. Душно. Спасите.
6. Джафаров Рагим. «Сато»
Мой абсолютный фаворит, пожалуй самый интересный текст этого довольно скучного шорт-листа (ИРОНИЯ!) Мама и папа приводят мальчика Костю к ветеринару (зачеркнуто) к мозгоправке Даше; Костя считает, что он — контр-адмирал из карательного галактического корпуса и регулярно устраивает муштру и дедовщину в детском саду; над мозгоправкой Дашей довлеет грозный Филипп Викторович, но не Дзядко; папа и мама расстаются из-за того, что автор очень плохо пишет диалоги между родителями; инопланетный адмирал по Кавказу проезжал и космическую песню вместе с Костей распевал: «тая, тая, тая, вататаята, мака ладжи радарая, цхели пури, хачапури, цицила». Финальный кульбит сюжета предсказуем, но все равно симпатичен. «Сато» был бы отличным рассказом, но автор почему-то решил накачать его жидким вакуумом и довести до размера романа. И это была большая ошибка.
7. Дьячков Алексей. «Хани, БАМ»
Рассказы про БАМ (СПОЙЛЕР!), в которых собственно БАМ, как и сюжет, то появляются, то исчезают. Могло бы быть очень интересно, но нет, совершенно не интересно. Книгу, как я понял, выпустили благодаря Курицыну. Курицын — великий, а «Хани, БАМ» — нет.
8. Некрасова Евгения. «Сестромам. О тех, кто будет маяться»
Евгения Некрасова — прекрасная писательница. В ее романе «Калечина-малечина» хорошо абсолютно все: сюжет, идея, героиня, язык, прием. «Сестромам» — крайне неудачный сборник рассказов, о котором стоит как можно скорее забыть. Чтобы с нетерпением ждать новой книги без шуток прекрасной писательницы Евгении Некрасовой.
9. Терлецкий Виталий. «Собакистан»
В населенную собаками Северную Корею прилетели делегации из других населенных животными стран. Там они узнали, что политрук врет. Конец. В «Собакистане» есть пара любопытных сюжетных находок и есть отличный хамелеон, но книгу губит чудовищный, нечеловеческий пафос: Терлецкий пишет и рисует свой собственный «Архипелаг ГУЛАГ», да так, как будто никакого Солженицына никогда не существовало.
10. Франко Микита. «Дни нашей жизни»
Казус с книгой Микиты Франко показывает всю порочность закона об усилении гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Потому, что если бы этого закона не было, то ни одна живая душа, включая автора, не заметила бы выхода этой сказочно заурядной книги о мальчике, который вырос в семье, в которой у него не было мамы, зато был папа номер один (СПОЙЛЕР!) и папа номер два (СПОЙЛЕР!). Ну собственно, ничего больше в этой книге интересного нет. Господи, уж лучше бы геефицировали «Денискины рассказы» или «Капитана Врунгеля», все лучше бы было.
Добавлю, что лучшая книга лонг-листа в шорт-лист не попала. Это сборник рассказов Татьяны Замировской «Земля случайных чисел». Даже если все книги шорт-листа станут друг на друга и на цыпочки, то все равно до Замировской им будет очень и очень далеко.
2 февраля в онлайн-формате состоялись финальные дебаты и награждение победителей 12-го сезона литературной премии «НОС (Новая словесность)». Гран-при 2020 года получила Алла Горбунова за сборник рассказов «Конец света, моя любовь». Приз Академии критиков присужден книге Полины Барсковой «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов», в читательском голосовании на сайте Фонда Михаила Прохорова победил роман Рагима Джафарова «Сато».

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki