Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:00 | 01 декабря, Вт

Махачкала

Weather Icon

Великий просветитель

180 лет со дня рождения Магомед-Эфенди Османова

A- A+

С именем Магомед-Эфенди Османова связана целая эпоха развития отечественной тюркологии, в частности с 1866 по 1881 годы, когда он преподавал на восточном факультете императорского Петербургского университета. С 1871 года благодаря ему был введен в учебную программу университета курс «Мусульманское законоведение».

Студент университета Сорбонны (Париж) князь Рашитхан Капланов в Бахчисарайской газете крымско-татарского общественного деятеля Исмаил-бея Гаспринского «Тарджиман» – «Переводчик» (1 июня 1904 г. №44) опубликовал некролог по случаю кончины Магомед-Эфенди Османова, выдержки из которого представляю вниманию читателей «Горцев»: «Недавно в Аксае скончался Магомед-Эфенди Османов. Покойный принадлежал к числу немногих среди нас действительно учёных улемов и отличался трезвым развитым умом и светлою личностью. Родился он в 1840 году и получил образование у лучших в то время мусульманских ученых Терской и Дагестанской областей.
По окончании войны покойный был назначен муллой в Конвой Его Величества и несколько позже был приглашён в университет лектором татарского языка и его наречий. Общение со своими учёными- коллегами, профессорами в университете оказало на Магомед-Эфенди благотворное влияние. Он начинает собирать сказания о горских и татарских героях. Университет оценил эти труды и потом не раз посылал его на юг России и на Кавказ для отыскания по народным сказаниям следов того или другого исторического события. Так, им в 1871 году были исследованы пути бегства Тохтамыша от Тамерлана. Его же труды, сказания об Адиль Султане Крымском, о его походе на персов, о Мамае, о взятии Казани и других нашли исторические подтверждения.
Составленный Магомед-Эфенди сборник хотя и небольшой, включает в себя эпические произведения, пословицы и поговорки тюркского народа, однако представляет весьма важный историко-литературный источник, благодаря которому наш народ начнёт понимать значение языка и народной литературы…
Не выдерживая климата Петербурга, в 1881 году больной Магомед-Эфенди должен был вернуться к себе в Аксай, где, несмотря на свои страдания, все же продолжал собирать материал и писать…».
Магомед-Эфенди Османов, как и евразийцы, создавая свои литературные произведения, постоянно пытается применить некоторые идеи и подходы, используемые ими при исследовании историософских проблем. Так, например, в «Адатах кумыков» через всё повествование проходит мысль о том, что при выходе из кризисных ситуаций народу и стране не следует опираться на достижения и выводы ближайшего периода истории. Главное и наилучшее средство национального излечения должно сочетать в себе устремлённость к поиску новых, будущих форм мироустройства, ростки которых уже заметны в настоящем, и обращение к опыту отдалённых, даже древних периодов истории, особенно тех, что отмечены серьёзными религиозно-духовными достижениями.
Общенациональную задачу М.-Э. Османов усматривает в классификации эпических сказаний и песен кумыков, казахов, ногайцев и других народов тюркского мира. Чтобы основательно исследовать эту проблему, он в 1872–1874 годы добивается у руководства Петербургского университета организации научных экспедиций на Кавказ, Северный Кавказ и Крым с целью поиска произведений народного творчества, повествующих об истории и духовных исканиях предков кумыков, ногайцев, татар, балкарцев, карачаевцев и др.
Османовым была составлена «Кумыкско-ногайская хрестоматия», которая представляла читателю богатейший фольклор кумыков и ногайцев, впервые знакомила тюркоязычного читателя с творчеством Ирчи Казака и самого составителя.
Издание Османова положило начало возрождению поэзии как живого литературного и культурного наследия национального прошлого.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki