12:00 | 22 марта, Пт

Махачкала

Заслон небытию

Газета «Горцы»
A- A+

В конце каждого года я задаю себе несколько вопросов, среди которых и такой: какие две из недавно прочитанных книг стали для меня самыми важными за этот год? Главный критерий – их влияние на меня, способность изменить мой взгляд на себя и на мир. Так случилось, что в конце 2016-го и 2017 годов я неожиданно для себя подумала не о двух, а о трех книгах, и среди избранных оба раза оказались соответственно первый и второй выпуски серии «Кавказский экспресс».

Итак, литературно-художественный альманах «Кавказский экспресс-2016» («КЭ-16») (редакторы: Марат Гаджиев, Юлия Зачёсова, Саид Ниналалов) и «КЭ-2017» (редакторы: те же и Татьяна Петенина). Национальная библиотека Республики Дагестан им. Расула Гамзатова, Махачкала, «КЭ-2017» – по «Комплексной программе противодействия идеологии терроризма в РД за 2017 г.». Обе книги отпечатаны Издательским домом «Дагестан».
Знакомство с этими прекрасными изданиями началось… с любования – сначала обложкой (в первой книге это репродукции давно полюбившихся – еще с выставки в Московском Доме национальностей) завораживающих работ Марата Гаджиева – здесь легко заблудиться в собственных и авторских фантазиях и, как во сне, ничему не удивляться. А обложка второй книги знакомит с двумя картинами с философским подтекстом художника Натальи Савельевой. Оформление обложек будит мысль о «пункте назначения» Экспресса – с их помощью выражена мечта о мире без проливания невинной крови, без терроризма, без насилия, о мире, защищенном от зла. Цель подтверждается содержимым «Экспресса», какой бы необъятной ни была география пунктов, из которых попадают авторы на этот маршрут (тысячи километров!). Неудивительно, что «альманах странствий» (по удачному выражению Саида Ниналалова) так много вместил – ведь «весь мир – не больше слова и не просторнее холста» (Белла Ахмадулина). Все пассажиры Экспресса не просто мечтают, но и строят чаемые ими мир и будущее. Каким образом?
Недавно в статье Мартина Хайдеггера о творчестве Гёльдерлина я встретила замечательные слова: «Для того дана речь, опаснейшее из имуществ, человеку… чтобы он свидетельствовал о том, что он есть… мы суть – разговор. И можем слушать друг о друге». Да, слушать друг о друге, друг друга, вновь и вновь пытаться понять человека рядом. Слушать прошлое. Пытаться в гуле различить голоса будущего. Особенно важна связь старшего поколения и молодежи: мудрости – и энергии юности, духовной зрелости – и беззащитного детства, которые должны быть в диалоге. Иначе будущему грозит исчезновение. Сегодня это особенно ясно: каждый день под натиском активного зла будущее претерпевает невосполнимые потери, поэтому как никогда значимым стало рождение серии книг «Кавказского экспресса», пространство которых получилось многомерным и потому столь емким..
Еще до чтения – желание долго рассматривать иллюстрации. Работы фотохудожников – высший пилотаж! Хотелось бы перечислить всех, хотя бы из благодарности за радость открытий красоты людей – такие лица! – и царственной природы или очарования тихих уголков старинных селений: Амин Чутуев, Марат Гаджиев, Арчил Кикодзе, Патимат Гусейнова, Нина Тер-Семёнова, Камиль Чутуев… пусть простят меня остальные – полные перечисления здесь и далее невозможны из-за ограничения объема. Во втором выпуске альманаха – не оторваться от репродукций графики и живописи. Неисчерпаема фантазия художников: Хаджимурада Алиханова, Эдуарда Путерброта, Юсупа Ханмагомедова, Андрея Гончара, Фатимы Алиевой-Саидовой, Закарьи Закарьяева, Марата Гаджиева… и снова это лишь часть списка.
В книгах «КЭ» нет ни одной публикации, которую можно было бы пролистать, не задержавшись ни мыслью, ни взглядом. Всё – от молодых авторов (у каждого – искры дарования) до таких маститых мастеров, как Евгения Брешко-Брешковская (очерк о Магомеде Эфендиеве, спасенном Львом Толстым от русской полиции) – всё в картину мира. Какова же она? В ней много радости и много боли, драматизм и свет, фарс и трагедия, наивность и вероломство, доброта и агрессия. В ней – мы.
Марату Гаджиеву принадлежат горькие слова: «Мы живем в окружении границ. Преграды для общения, физического перемещения по Кавказу на каждом шагу». Но именно благодаря преодолению им границ и возникла идея альманаха – в Тбилиси, где в 2012 году открылась выставка художников Дагестана под таким же названием, выразившим мечту о возможности проехать на поезде вокруг Кавказских гор.
А пока можно лишь присоединиться к пассажирам Кавказского экспресса в его перемещениях в пространстве и времени, узнать много нового, разделить вместе с проводниками и авторами боль и тревогу за судьбу сегодняшнего кавказского региона, его прекрасных людей, проникнуться надеждой на торжество добра. И я рада, что мне это удалось. Не буду пытаться назвать все важные и яркие произведения, ибо их много. Поэтому снова выборка, без уточнения, из какой именно книги серии.
Рассказ Расула Кадиева «Вторжение в забытый мир». Слезы старушки, передающей через космонавтов США, гостей Дагестана, наивный и трогательный гостинец сыновьям, уехавшим в Америку, чтобы спастись от гибели. Горе – дети не вернулись, но и утешение – спаслись. Нельзя не сопереживать.
Истории уникального аула мастеров (Саид Ниналалов) – Устарчи. Здесь ВСЕ мастера. Свои обычаи, свой мир. Удастся ли не утратить, сберечь эту уникальность как великую драгоценность?
Отрывок из неопубликованной повести Константина Курбанова «Там, где воля…». Слова, ушедшие из современного русского, но все равно понятные («дальше жила нет»). Самобытный язык («Слава богу, по мысли поела»), горькая жизнь, страшноватая правда.
Очерк Александра Торопцева «Дагестан-71». Время стройотрядов, свойские отношения с местными. Главная примета – «Договор – дороже денег!». Сделано в срок и добротно – заслуженное вознаграждение. Нет – никаких отговорок, никаких денег. Все просто и все сложно. Так было везде, по всей стране. Помню рассказы брата – будучи студентом Физтеха, он ездил строить что-то за Уралом. Суровая правда.
Мастерский рассказ Арчила Кикодзе «Кахетинский поезд» – таинственная, жутковатая правда новейшей истории.
Баадур Чхатарашвили, «Война»… И в самом деле «солнцу нет до нас дела, а у луны одна сторона черная – дабы не видеть, что мы тут творим».
Ирина Анастасиади, «Когда я стану генералом». Слова отца – «Всю жизнь я учился делать вещи, которые другие делать не умели. Так и добился успеха» – афоризм для всех. Встреча с прошлым – с безумной подругой бабушки, и благополучная судьба следователя, в упор расстрелявшего когда-то ее мужа, – мучительная иллюстрация слов о «неподходящих людях»…
Еще событие – впервые в жизни я увидела вживую строки Бродского и Мандельштама на аварском!
Стихи Миясат Муслимовой (Мариян Шейховой), в которых в последнее время столько горечи и боли. Ее строки украсили далеко не слабый раздел поэзии, спасибо ей.
Открыла для себя Виктора Хатеновского:

Ах, как сладко пахло Время
В предвкушении добра!

А вот Юлия Зачёсова о целительном снеге:

Босиком по осколкам – путь горек, неблизок и труден.
Снег очистит сердца и прильнет к пожелтевшей траве.
Отменен Страшный суд. Мир, ты слышишь?
Потопа не будет.
Гладит Божья ладонь по вихрастой земной голове.

Многие хороши: Андрей Фамицкий, например:

…пока добры, безумны, влюблены
и быть свободным позволяет смета,
попробуем еще и без войны –
а вдруг у нас получится и это.

Далее, увы, совсем редким пунктиром: известные писатели и поэты, такие как Андрей Василевский, Денис Драгунский, Полина Жеребцова; забавные истории Владимира Рабиновича, зарисовки Михаила Бару, в которых так много воздуха – и еще многие знакомства с новыми людьми, встречи разных пониманий мира или даже разных миров. Все эти встречи – заслон небытию, и таких заслонов в книгах немало!

Вот я и подошла к самому главному. Дело в том, что сегодня есть от чего впасть в отчаяние, это точно выразила Татьяна Петенина:
«Порой кажется, что темные силы собираются дать человечеству последний бой… Зло становится все более изощренным, нажимая на самые болевые точки человека. В ответ безотказно срабатывают древние инстинкты. Чужой – свой. Порой трудно разобрать, кто есть кто. Ясно только одно – чужой, значит плохой».
Но в то же время в обеих книгах, при всей драматичности происходящего, – много света, любви, надежды. Одни персонажи-дети чего стоят! Много веры в добро, неравнодушия и очарованности жизнью. Слава богу, все это еще передается от человека к человеку!
«Не бойтесь врагов: самое большее, что они могут вам сделать, это убить вас. Не бойтесь друзей: самое худшее, что они могут сделать, это предать вас. Бойтесь равнодушных. Это с их молчаливого согласия творятся все убийства и предательства на свете». Это слова польского писателя и поэта Бруно Ясенского (в романе «Заговор равнодушных»). Все участники «Кавказского экспресса» – неравнодушные люди, это и делает его уникальным и значимым – для меня, для Дагестана, для России. Эти книги оказались способны изменить взгляд человека на мир и возродить надежду.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Газета «Горцы»»