Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:00 | 22 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Духовная сила предков поможет нам возродиться

Антитеррор
A- A+

Что сегодня должно стать определяющим вектором в противодействии экстремизму, терроризму, пустившему в глубь общества смертоносные корни и прорастающему безумцами, уничтожающими все живое - Родину, мать, отца, близких друзей? Как избежать всепожирающего огня, губящего все то, что составляет корневую основу? Что должно стать мощным водоразделом на пути очищения от скверны молодого поколения, оказавшегося в идеологическом вакууме? Разговор на эту непростую тему мы решили продолжить с представителем дагестанской интеллигенции, доктором филологических наук Магомедом Магомедовым.

— Магомед Ибрагимович, что, с вашей точки зрения, должно стать главной идеей в противодействии масштабному международному экстремизму, выступающему под эгидой джихада и взявшему в плотное идеологическое кольцо молодое поколение?

— Надо понимать, что в этой войне задействованы крупные западные и ближневосточные государства со своим огромным ресурсом, прежде всего информационным, поскольку сегодня многие войны ведутся в интернет-пространстве. И боевые действия осуществляются по классическим канонам военной тактики, выработанной в натовских штаб-квартирах и успешно апробированной на многих странах, в том числе и европейских. Но это не снимает ответственности с нас, в том числе и с дагестанской интеллигенции.

Прежде всего хочу акцентировать внимание на том, что в мировом сообществе сформировался некий враждебный, агрессивный образ ислама, которому необходимо противостоять. И если попытаться проанализировать природу такого явления, как ИГИЛ (запрещено в России и некоторых других странах), то невольно приходишь к выводу, что искусственно созданный образ кровожадного первобытного существа — еще одна страшилка для европейского мира. На самом деле создатели «исламским джихадом» убивают двух зайцев: одного — в борьбе с исламом, другого — в войне за вожделенные природные ресурсы, истощающиеся на нашей планете.

Теперь что касается дагестанской молодежи, пополняющей ряды террористических группировок в разных концах света. Да, это горькая правда, заставляющая учащенно биться сердце, мучительно задумываться о путях выхода из тупиковой ситуации. Может, я не буду оригинален, но хочу напомнить читателям слова Главы республики Рамазана Абдулатипова, призывающего дагестанцев вернуться к традиционным ценностям, устоям горцев, мудрецов, обладающих обостренным самосознанием и никогда не идущих на поводу у разного рода миссионеров, пытающихся насадить здесь свою идеологию, свой правопорядок. Так почему мы должны быть менее устойчивы, чем предки, передававшие из поколения в поколение заповеди, добытые ценой собственной крови?

С моей точки зрения, необходимо неустанно говорить с молодым поколением о Кодексе чести горцев, рассказывать об историческом прошлом горного края. А оно, это прошлое, свидетельствует о силе духа, гордости, самозабвенной любви к своей родине. Я уверен, что по-настоящему верующий человек – это опора государства, и он не несет в себе агрессию. Ведь на самом деле ислам – миролюбивая религия, в ней нет принуждения, она не приемлет насилия, призывая к миру, всепрощению, не навязывая, а создавая условия для диалога. Если же обратиться к опыту дагестанского ислама, то можно убедиться в том, что здесь, например, нет четкого разграничения между светским и религиозным обучением. В медресе на протяжении веков учили точным наукам, философии, астрономии, то есть светским дисциплинам, не находя здесь противоречий. И сегодня не должно быть противостояния ни в обучении, ни в воспитании. Не навязывать, а органично сосуществовать с тем, что происходит в светской жизни.

Еще о чем хотел бы сказать. На мой взгляд, во многом наши беды, уход молодого поколения в террористические организации происходят из-за всеобщего невежества. Согласитесь, должна быть общая культура образования, профессионального подхода к обучению в светских, религиозных образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы молодежь не только читала Коран, но знала тысячелетнюю историю мировых религий, историю своего края, страны. Это и есть та духовная сила, которая поможет человеку возродиться, ощутив себя гражданином своей страны.

— А нет ли здесь противоречий поколений, например, между советским прошлым и тем настоящим, в котором сегодня живет поколение, свободное от идеологических устоев, в свободной стране?

— Человек всегда остается зависимым от той среды, в которой обитает. И если проводить параллель между советским прошлым и настоящим временем, то идеология, построенная на общемировых ценностях, несла в себе позитивное начало.

Да, не все было идеально, но это был не утопизм, а реальность, которая помогла нашей стране выиграть самую кровопролитную войну XX века, восстановить за короткий срок экономику, разрушенные войной города и села. И сегодня, когда заходит речь об общегражданской идентичности, необходимо задуматься о преемственности традиций, создании концепции национальной идеи, объединяющей огромную многонациональную, многоконфессиональную страну, чтобы сохранить ее целостность, все то, что соединяет устойчивыми скрепами государственность самой крупной на политической карте мира страны.

— Мы говорим о противодействии ИГИЛ и, кажется, делаем все, чтобы остановить радикализацию общественных отношений, уход по ту сторону баррикады той части молодежи, что оказалась вне поля зрения государственных институтов, семьи. Но вместе с тем все чаще наблюдаем за тем, как и светская молодежь пытается подражать арабоязычной риторике, чуждым нам ценностям. Что с этим делать?

 — Я знаю, что нет готовых рецептов по отрезвлению горячих голов, попавших в интернет-сети вербовщиков, крепкой команды международного терроризма, пытающейся изнутри сломать привычный мир традиций и обычаев, внешние признаки богатейших культур многонационального Дагестана. Но нужно понимать, что это дело не одного Главы республики, а всех и каждого. Согласитесь, когда общество абстрагируется от навязывания психологии гражданина мира, тогда оно проигрывает свое настоящее, будущее, предает прошлое, что всегда было свято для каждого из нас. Результат плачевный. Посмотрите, как стремительно пустеют дагестанские села. Даже мое родное село Рутлаб Чародинского района сегодня так далеко от прежней жизни, бившей здесь ключом в 70-х, 80-х годах прошлого столетия. Я думаю, нам нужно вернуть жизнь в горы, и только тогда начнется возрождение исконного национального самосознания, что отличало горские вольные общества, наследниками которых мы являемся.

И вновь процитирую Рамазана Абдулатипова, призывающего возродить горы, чтобы к родному очагу вернулась дагестанская семья, крепкая устоями, родовыми отношениями, не позволявшими позорить имя горцев. Горская общность воспитывала дух народа, жившего единой патриархальной семьей, объединенной одной историей, языком, традициями и обычаями. С горечью признаю, что все это уходит из нашей жизни, а институт семьи превращается в формальный союз, что недопустимо в условиях политической, экономической нестабильности, мощных глобализационных процессов, нарастающих как снежный ком.

Противостоять этому трудно, как песчинке в стремнине бурной реки. Но и опускать руки нельзя, находя свою нишу в огромном пространстве без границ. Я, быть может, не буду оригинален. Но считаю, что работа с молодежью должна носить точечный характер, и каждый глава муниципалитета должен знать жителя города, района, поселения в лицо, создавая условия для закрепления, подхватывая молодежные инициативы, прислушиваясь к толковым предложениям, идеям. Другого выхода нет. Мы должны быть впереди, а не позади молодежи. И тогда ИГИЛ окажется бессильным перед нами…

(Материал подготовлен в рамках реализации государственной программы РД «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2016 год»)

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Антитеррор»