Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:00 | 24 ноября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Инструмент в борьбе миров

A- A+

Наша республика как приграничный российский регион оказалась наиболее благодатной почвой для ближневосточных проповедников. «Друзья России», вооружившись технологиями последнего поколения по зомбированию сознания, пытаются ослабить устои российской государственности. Что в этой ситуации должно стать главной, стержневой линией в первую очередь молодежной политики, пока проигрывающей сильному, жестокому врагу? Разговор на эту тему состоялся с доктором экономических наук, профессором Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Абасом Ахмедуевым.

– Абас Шапиевич, обращаясь к природе конфликтогенного ислама, четко осознаешь, что религия, как и прежде, выступает инструментом в борьбе миров. И ничего общего с исламом, призывающим к мирному диалогу, пониманию и всепрощению, не имеет.

– Действительно, нельзя не согласиться с тем, что вместе с активным возрождением ислама и возрастанием роли религии в обществе возникли острые противоречия между различными исламскими течениями в мусульманских государствах, образованных после распада СССР и регионах России с преобладанием мусульманского населения. И поэтому сегодня религиозный фактор нуждается в новом научном осмыслении и адекватных кардинальных мерах по преодолению раскола в социуме. «Религия отвечает на запросы сердца – отсюда ее магическая сила, наука – на запросы ума, отсюда ее неодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, бессильные победить одна другую» (Э. Шюре).

Согласитесь, сильно сказано. И в самом деле от противостояния никто не выигрывает. Мне представляется, что человечество уже «созрело», достигло того уровня развития, когда можно и нужно разрешать, точнее сказать, безболезненно преодолевать это противостояние и устранять из жизнедеятельности человечества его негативные последствия. Война внутри мировой уммы не только уносит человеческие жизни, но и приводит к многовековому отставанию в цивилизационном развитии мусульманских стран и народов. Мы все являемся свидетелями раздора среди мусульман. В свое время религиозные разногласия и конфликты перекинулись и на Россию. Они активно внедрялись и поддерживались извне. Таким образом, мы наблюдаем все более явственно проявляющуюся тенденцию формирования в России религиозных конфессиональных сообществ мусульман-суннитов, салафитов, шиитов. И, как показывает мировой опыт, между этими направлениями ислама неизбежны противоречия, переходящие в открытую вражду.

На мой взгляд, самая большая опасность заключается в том, что общество начинает привыкать к тому, что экстремизм, терроризм проявляют себя все активнее и уносят сотни, тысячи человеческих жизней по всему миру. И каждый из нас надеется на то, что беда его не коснется. Но это самообман. Никто сегодня не застрахован от этой угрозы. И одно то, что в необъявленной войне погибают молодежь, самые лучшие, самые талантливые государственные, общественные и религиозные деятели – это потеря для Дагестана и каждого дагестанца. Я думаю, что нам сегодня необходимо говорить о коллективной ответственности. С моей точки зрения, это тот самый спасительный мост, который поможет дагестанскому обществу перейти вброд опасную бурную реку, в которой погибают наши земляки, молодые люди, оказавшиеся в противостоянии радикальных течений.

– Что сегодня, на ваш взгляд, должно стать главным противодействием в профилактике экстремизма, терроризма?

– Прежде всего системная работа правоохранительных органов, службы участковых инспекторов, которые должны как можно активнее общаться с людьми, стать добрыми друзьями, советчиками тех, кто проживает в подведомственном районе, оперативно реагировать на поступающие сигналы. Необходима точечная работа и на местах, в муниципалитетах, где каждый молодой человек должен быть взят «на карандаш». Поверьте, это не охота на ведьм, а трудная рутинная работа с поколением, идущим на смену. Необходимо в корне менять подходы к молодежной политике, о чем постоянно говорит Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. И работать не только с перспективными, талантливыми ребятами, а со всей дагестанской молодежью, теми, у кого мозги засорены ближневосточной идеологией, кто пытается разрушить привычный мир ценой своей жизни, сгорая во всепожирающем смертоносном огне.

Прошло время, когда терроризм, экстремизм были абстрактными понятиями. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что под влияние джихадистов попадают наши близкие, родственники. И удержать от опрометчивого шага, остановить тех, кто оказался в тенетах сил зла, – задача каждого из нас. Еще о чем бы хотел сказать, так это о роли джамаатов, женсоветов. Помнится, в прежние времена эти общественные объединения были реальной силой в жизни села, района, города. Тогда общественники при поддержке органов власти могли изменить неблагоприятную среду, взять под контроль неблагополучную семью, подростка. Сегодня их деятельность носит скорее формальный характер. Хотя, согласитесь, от них во многом зависит подконтрольность семей, нуждающихся в конкретной помощи. В противном случае молодой человек окажется вне той жизни, в которой он может состояться как член общества, перспективный специалист в своей области. Это серьезный повод задуматься каждой семье, где закладывается основа воспитания ребенка, будущего члена общества.

Стоит сказать и о школе, светскость которой подвергается явному нажиму извне. Достаточно напомнить о том, насколько отличается внешний облик современного учителя от педагога прежних времен. А ведь учитель во все времена оставался личностью с высокими идеалами, пропагандирующей гражданственность, патриотизм в своих учениках, призывающей их к добру, справедливости, чистоте помыслов. Но не каждый педагог сегодня осознает, что он – ключевая фигура в воспитании подрастающего поколения. И от него зависит, каким человеком войдет во взрослую жизнь его ученик. Здесь у нас немало пробелов и упущений. И это должно стать предметным разговором с местной властью, иной раз по-своему распоряжающейся педагогическим ресурсом, занимающейся фактической подменой духовных и светских ценностей.

– Здесь стоит сказать о необходимости пропаганды культурных ценностей, традиций и обычаев многонацио­нального Дагестана…

– К этому неустанно призывает Глава республики Рамазан Абдулатипов. Обращение к истокам, культурному наследию предков должно стать стержневой линией в деятельности органов госвласти. Это тот ресурс, который и должен стать объединяющим фактором в развитии дагестанского общества. А центры традиционной культуры народов России – преемниками многовековой истории культур народов, населяющих нашу страну, следующих традициям настоящего, исконно народного искусства, что лежало в основе воспитания и становления горца, дагестанца. Мог ли народный умелец создать великолепные образцы народного искусства, оторвавшись от корней своих, став выразителем чуждых представлений и взглядов? Не мог! И сегодня, пропагандируя народное искусство, молодое поколение отождествляет себя не с идеями экстремизма, терроризма, а с будущим горного края, развитием народных ремесел, туризма – всего того, что позволит стать нам самодостаточным регионом с молодыми управленцами, готовыми дать Дагестану новую жизнь.

– Каким вам видится дальнейшее взаимодействие различных религиозных организаций, чтобы исключить или по крайней мере минимизировать радикальный ислам, пропагандирующий джихад?

– Целесообразным представляется создание Международного исламского клуба (МИК) или иного рода общественного научного и организационного центра для проведения масштабных исследований с привлечением современных авторитетных мыслителей и ученых по исламоведению, теологов и богословов, религиозных лидеров, а также заинтересованных государственных и общественных деятелей. Первоочередной задачей такого клуба должна стать организация глубоких научных исследований, раскрытие истинных причин раскола мусульманской уммы, поиск основных путей преодоления разногласий, обоснование единого согласования толкования Корана и его требований, приемлемого и обязательного для всех мусульман.

Считаю, что необходимо и в нашей республике создать такой клуб и развернуть исследовательскую, организационную и разъяснительную работу среди населения по единению мусульман. Крайне важно объединиться всем здравомыслящим людям, чтобы остановить процесс радикализации общественных отношений. С моей точки зрения, нет сегодня задачи более важной.

(Материал подготовлен в рамках реализации государственной программы РД «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2016 год»).

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Антитеррор»