Купить PDF-версию
12:57 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Некоторые причины радикализации массового сознания молодежи

Мухтар Яхьяев, зав. кафедрой философии и социологии ДГУ, доктор философских наук
236

Радикализация массового сознания, особенно верующей части молодежи, стала одной из особенностей современного общества, которая превратилась в препятствие позитивного развития России. Это объясняется тем, что религиозно-политические пристрастия радикально настроенной молодежи сегодня реализуются не столько в традиционной форме религиозного ожидания, сколько в социально деструктивных усилиях по преобразованию общества в соответствии с иллюзорными религиозно-утопическими проектами, навязываемыми вождями-вдохновителями радикальных идеологий, избравшими для их воплощения в жизнь террористические методы и средства.

Опасность радикальных религиозных идеологий состоит в том, что они стремятся не столько к утверждению высокой духовности и нравственности, сколько к разрушению светских устоев общества и клерикализации жизни. И, что еще печальнее, молодежь, охваченная радикальными идеями, теряет способность задуматься над тем, что она стала объектом политических манипуляций со стороны различных деструктивных сил, которые имеют цели и амбиции далекие как от злободневных проблем и интересов верующих, так и от подлинных ценностей исламской религии.
Уровень радикализации массового сознания молодежи в регионе требует объединения усилий органов власти и институтов гражданского общества в направлении борьбы с радикалами-экстремистами и профилактики дальнейших возможных радикалистских метаморфоз массового сознания. Но одним только упованием на силовые методы и увлеченностью мероприятиями воспитательного или просветительского характера проблему радикализации сознания не решить. И как бы мы ни открещивались от диалектико-материалистической методологии социального познания, мы никуда ней уйдем от того, что общественное сознание, в конечном счете, не может быть ничем иным кроме как осознанным общественным бытием. Поэтому и радикализация массового сознания имеет своими истоками и причинами комплекс проблем, среди которых социально-экономические проблемы являются определяющими.
А из этого вытекает необходимость решения накопившихся проблем социально-экономического плана. Но, к сожалению, социально ориентированные экономические преобразования в российском обществе больше декларируются, чем реально осуществляются. Потому и социальная база радикализма не сужается, и место одних уничтоженных радикалов-экстремистов занимают другие. И в этом молохе противостояния с обеих сторон гибнут наши соотечественники, большая часть которых — молодые люди.
Молодежи как наиболее пассионарной части общества характерен максимализм, она хочет всевозможных благ здесь и сейчас, а не в отдаленном будущем. К тому же мировоззренчески неокрепшая молодежь клюет на романтику, она ощущает себя этаким Робингудом, защищающим интересы обиженных и обездоленных. А вожди-вдохновители радикальной идеологии методично внушают ей чувства богоизбранности, обещают райские блага в вечной жизни, но используют молодых людей преимущественно в качестве пушечного мяса для достижения собственных эгоистических интересов и целей. Объяснять молодежи это и является задачей всех образовательных, воспитательных, пропагандистских институтов общества.
Но и здесь нас подстерегает одна ловушка, которая часто используется вождями-вдохновителями радикализма. Она заключается в том, что в качестве панацеи от радикализации сознания все чаще предлагается религиозное образование и просвещение, повышение уровня воспитательного воздействия религии на подрастающее поколение. Как результат — религиозных культовых, образовательных, воспитательных, просветительских учреждений становится все больше и больше. В частности, в Дагестане уже их уже больше чем общеобразовательных школ, а верующими называют себя почти все жители республики. Только духовности и нравственности, не говоря уже о порядке и законности, от этого не становится больше. Скорее наоборот.
Неопровержимым фактом является то, что с ростом количества религиозных учреждений, повышением уровня религиозности населения за последние десятилетия произошла духовно-нравственная деградация как общества в целом, так и отдельной личности. А это означает, что проблема заключается не в нехватке религиозного образования и воспитания, а в дефиците качества образования. И не столько религиозного, сколько светского общего и профессионального образования.
Можно сколько угодно много говорить о необходимости религиозного образования, забывая при этом, что процветание общества и благополучие личности мало зависят от умения молиться и поститься, или регулярности выполнения иных ритуальных действий. Но нельзя забывать, что состояние общества определяется, прежде всего, развитием его экономики, внедрением современных наукоемких технологий в производство, повышением производительности труда и пр. Да и успешно противостоять манипулятивным действиям проводников радикальных идей могут только личности, вобравшие в себя лучшие достижения мировой культуры, и в которых сформировано гуманистическое научное мировоззрение. Потому действенным средством дерадикализиции сознания молодежи представляется светское образование и формирование научного мировоззрения, воспитание подрастающего поколения в духе гуманизма и веротерпимости, культивирование идей толерантности, патриотизма, коллективизма, интернационализма и пр.
Стратегия российского государства, направленная на преодоление радикализма в ее нынешнем виде, представляется малоэффективной по той причине, что она не имеет своей целью кардинальное изменение социально-экономической и политической ситуации, которая вызывает такие протестные явления как радикализм и экстремизм. Суть государственной стратегии заключается, во-первых, в увеличении количества просветительских и пропагандистских мероприятий; во-вторых, в усилении силовой составляющей противодействия радикализму; в-третьих, в оказании помощи религиозным лидерам, поддерживающим политику властей. Экономические, социальные, политические аспекты преодоления радикализма в ней отодвинуты на второй план.
В заключение повторюсь, что профилактика радикализма, имеющая целью его реальное предупреждение – это, прежде всего, гуманистическое реформирование общества, подлинно демократическое преобразование всех его укладов, утверждение и целенаправленное культивирование гуманистической идеологии и морали. Радикализм изживается только в таком обществе, где нет места многообразным формам отчуждения человека от власти, собственности, культуры и пр. Он тем меньше проявляется в обществе, чем больше в нем реализована социальная справедливость и чем выше действительное социальное, а не формально-юридическое равенство граждан, чем эффективнее там обеспечены (а не просто продекларированы) реальные базовые права человека всем гражданам, а не избранным группам. Поэтому и акценты в государственной стратегии противодействия радикализму необходимо перенести на проведение социально-ориентированных экономических реформ, единственно способствующих преодолению той социальной поляризации общества, которая углубляет разрыв между различными слоями общества, ведет к маргинализации как отдельной личности, так и общества в целом.

Статьи из «Антитеррор»

Производная войны

8
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

37
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Терроризм – путь к разрушению

42
Переросший в глобальную угрозу современный терроризм все...

Портал противодействия

63
Специфический террор, трансформируясь, обретает видоизмененные контуры локальной убойной...

Мы разные. Но мы вместе

72
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку...

Троянцы. Версия «2023»

99
Теракт в Петербурге, жертвой которого стал военкор Владлен Татарский (на снимке), стал...