00:21 | 19 ноября, Вс

Махачкала

19.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму

A- A+

Религиозно - политический экстремизм как одно из проявлений экстремизма приобрел в последнее время особую опасность. Свидетельством этого являются события на Северном Кавказе и в частности в Дагестане в конце XX в.

В постсоветский период ваххабитские идеи укрепляются в Дагестане и Чечне, появляются в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи. Во второй половине 90-х годов XX в. ваххабизм превратился в Дагестане в яркий социокультурный феномен.
Неоваххабизм в северокавказском регионе в его наиболее радикальном направлении через своих сторонников отрицательно относится к существующей власти, считая её незаконной. При этом допускается возможность применения насилия при создании основ исламской государственности и выражается стремление к власти как цели их деятельности. Во имя установления «чистого ислама» радикально настроенные ваххабиты готовы и к вооруженной борьбе с властями.
По мнению политолога Р. Гаджиева, ваххабизм на Северном Кавказе характеризуется следующими основными признаками, имеющими принципиальную общность со своими единоверцами в Аравии: наличие внешнего фактора; стремление к власти; политическая и экстремистская направленность; наличие вооруженных формирований; уверенность, переходящая в фанатизм, в собственной избранности, в истинности избранного пути; строгая внутренняя организованность и иерархия; непримиримость к местному исламскому тарикату, другим религиозным общинам; собственная особая обрядность; собственное специфическое мировоззрение; наличие руководителей – наставников.
События 1999 г. в Дагестане, антитеррористическая кампания в Чечне изменили ситуацию с неоваххабизмом на Северном Кавказе. Принятие практически во всех республиках региона «антиваххабитских законов», по мнению И. Добаева, позволило достаточно огульно, без разбора, оказывать массированное давление на адептов неоваххабизма. Ликвидировав их оплоты – так называемые « ваххабитские анклавы» в Дагестане, Чечне, лишив их мечетей, культурных центров, официальных газет и других средств массовой информации, государство, его структуры способствовали тому, что неоваххабтиское движение реально полностью перешло к радикализму как во взглядах, так и на практике.
Переход адептов ваххабизма в силу недифференцированного подхода к борьбе с экстремизмом к подпольной деятельности и к более радикальным мерам ставит вопрос о пересмотре методов борьбы с ними. В связи с этим заслуживает внимания подход известного специалиста – исламоведа И. Добаева. Он предлагает не ограничиваться вербальными методами борьбы с неоваххабизмом, а проводить комплексную работу. Она должна включать в себя ряд мер – от идеологических и культурно-просветительских до административных и военно-силовых. Основной акцент И. Добаев делает на постепенную локализации ключевых причин и факторов, прежде всего, социально-экономических.
Недостаточно последовательная работа в данном направлении будет лишь усугублять существующую общественно-политическую ситуацию в республиках Северного Кавказа. Здесь необходима разработка программы, объединяющей усилия федерального центра и республиканских органов власти по повышению уровня жизни населения северокавказского региона. И. Добаев считает важным локализацию и внешней подпитки радикалов, что совместно с социально-экономическими факторами обусловило возможность появления и развития на Северном Кавказе идеологии и практики экстремизма под исламским прикрытием.
Блокирование религиозно-политического экстремизма способствует снижению напряженности в обществе и сдерживанию радикальных исламистов в течение периода, необходимого для решения задач по реформированию в стране.

Статьи из рубрики «Антитеррор»