Купить PDF-версию
17:58 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Разум нам дан. Пользоваться будем?

Религия - важная составляющая нашей жизни, поскольку именно она определяет духовные и нравственные ориентиры, которыми мы руководствуемся. Но жизнь показывает, что чрезмерное увлечение религией часто приводит к весьма нежелательным последствиям. Тут речь идет не столько об отдельно человеке, сколько о обществе в целом.

В конце прошлого века, когда рухнули все идеологические стены, некоторая часть  молодёжи не только Дагестана, но и других регионов  Северного Кавказа поехала в чужие страны, чтобы постичь основы ислама. Да и сами охотно принимали арабских проповедников. Думали, что они нас научат жить по-новому. Вот и научили. Научились. От итогов этой «учебы» мы будем избавляться ещё очень долго.

Казалось бы, народы Северного Кавказа имеют богатые и неповторимые культуру, обычаи и нравы. Какая необходимость слепо подражать другим странам – как Восточным,  так и Западным? Зачем нам следовать чужим традициям, тем более зарожденным в далёкие от нас исторические эпохи?

Взять для примера хотя бы хиджаб. Традиции ношения этого элемента одежды никогда прежде не было ни у чеченцев, ни у дагестанцев, ни у кабардинцев – ни у кого из народов Кавказа.  Но почему-то тема хиджаба стала актуальной в последние годы.  Мы часто ломаем копья в спорах по поводу того, носить  ли девочкам хиджаб, можно ли в нем ходить в школу или нет? Вряд ли ношение хиджаба  является прихотью детей, а не родительской установкой. Часто в этот спор приходится вмешиваться органам власти, хотя и среди чиновников нет единства в этом вопросе.

Можно вспомнить не одну историю с директорами школ, которые  запрещали ученицам приходить на занятия в хиджабе. Тут в спор местных боевики, которые стали угрожать директорам школ и учителям. Известны случаи, когда за свою принципиальность директора и учителя платили своими жизнями.

Возникает вопрос: неужели религия допускает кровопролитие по любому – даже по такому незначительному – поводу? Религия – нет. Но некоторые люди,  явно переусердствовав в религиозных поисках, допускают такие варварские методы. Носители этих дозволений – это те самые люди, что были направлены чьей-то заботливой рукой по ложной стезе.

Государство и религия. Что важнее? Социологические исследования, проведённые пару лет назад в Дагестане, показали, что около половины молодежи почитает законы шариата больше, чем законы государства. Не в этом ли главное противоречие? Не это ли говорит  о явном мировоззренческом перекосе, о неправильной расстановке приоритетов?

В этой связи можно вспомнить слова Глава республики Рамазана Абдулатипова: «Какие бы религии и течения мы не исповедовали, всё равно мы остаёмся гражданами единой страны. Мы должны быть не только правоверными мусульманами, но и примерными гражданами своей страны».

Мы должны понимать, что задачей всех  — и мусульман, и христиан, и иудеев — является служение миру и расцвету своей Родины. Но почему тогда отдельные религиозные деятели принижают законы государства, в котором они живут? И ради чего пытаются ослабить мощь своей страны? И нужен ли такой поводырь, который ведет народ не к процветанию? Разве призывы отринуть все земные помыслы и устремления и всецело посвятить жизнь Богу, а то и агитация реконструировать ислам эпохи Пророка, ведут к процветанию?  

Ортодоксальные исламисты  превратили салафизм в экстремистскую религиозную доктрину, хотят установить исламское государство.  Спору нет: Коран не меняется, но с момента его написания меняется окружающий мир. А это означает, что духовная основа с течением времени остаётся незыблемой. Во все времена будут актуальны главные заповеди всех религий – не убий, не укради и другие. Но ведь человеческий разум и творчество требуют постоянного совершенствования, обновления. И в этом нет никакого противоречия.

Многие ортодоксальные исламисты не могут принять новое время, приспособиться к изменившимся условиям жизни. Как можно ездить на современных автомобилях, пользоваться интернетом, носить модные костюмы, но при этом свои мыслительные процессы низводить до уровня средневековья? Как можно отрицать необходимость интеллектуального развития? Как можно заявлять о ненужности науки, которая является основой материального благосостояния?  

Чтобы не быть голословными, приведем небольшую цитату: «Современные знания, благодаря врагам-безбожникам, начали проникать в ислам и смешиваться  с  религиозными  знаниями. Эти  современные знания можно разделить на два вида: первым видом являются бесполезные знания, которые вливаются в шариат и ослабляют его. Шейхулислам ибн Таймия по этому поводу сказал: «Если бесполезные знания, смешиваясь с полезными, ослабляют вторые, то становятся запретными». Второй вид – вредные знания, разрушающие акыду (вероубеждение), к ним относятся, например, знания о вращении Земли вокруг Солнца и другие знания безбожников».

Если бы среди моралистов, выдающих подобные сентенции, были , химики, инженеры, астрономы, физики, то вряд ли подобные опусы увидели свет. Вряд ли  тогда объявлялись ненужными (и даже вредными) все научно-технические и гуманитарные изыскания, признанные прогрессивным мировым сообществом.  У этих духовных менторов умственные способности сводятся лишь к заучиванию отдельных сур Корана. С точки зрения этих религиозных радикалов, мусульманин, не принявший фетву бывшего верховного муфтия Саудовской Аравии (1993-1999 гг.) ибн База о том, что Солнце вращается вокруг Земли, считается неверным и его кровь и имущество становятся дозволенными. Здесь, как говорится, комментарии излишни.

Означает ли все вышесказанное, что ислам и цивилизационный прогресс несовместимы? Нет, не означает. Многие богословы призывали овладевать знаниями, в том числе и светскими. Но при этом даже сугубо светские люди хвалятся тем, сколько медресе открыто,  сколько функционирует исламских вузов.  А надо хвалится тем, насколько благодаря медресе и исламским вузам повысился уровень культуры,  сколько у нас имеется учёных, писателей, научных открытий, новаторских идей в производстве.  Хвалиться надо тем, что, что благодаря религии общество поняло: если оно будет нацелено исключительно на религию, то постепенно скатится в архаику, что отрицание светского образования и благ цивилизации приводит к печальным последствиям.

Сошлемся еще раз на Рамазана Абдулатипова, который в октябре 2013 г. так  определил роль религии в современном мире: «Ислам должен двигаться вместе с обществом, вместе с культурой… исламские деятели не были чужды культуре, наоборот, поэты, писатели, выдающиеся учёные – это, как правило, были религиозные деятели. И если ислам, религия, не соединяются с наукой и культурой, она превращается в фанатизм и невежество».

Действительно, негоже  считать, что дыхание Творца исходит лишь от сур и аятов Священной Книги, что Его постижение возможно только через пост и молитву. Не менее важны знание и труд, наука и творчество В самом Коране сказано, что Господь даровал нам разум. И было бы неплохо хотя бы изредка пользоваться им.

Статьи из «Антитеррор»

Производная войны

8
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

37
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Терроризм – путь к разрушению

42
Переросший в глобальную угрозу современный терроризм все...

Портал противодействия

63
Специфический террор, трансформируясь, обретает видоизмененные контуры локальной убойной...

Мы разные. Но мы вместе

72
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку...

Троянцы. Версия «2023»

99
Теракт в Петербурге, жертвой которого стал военкор Владлен Татарский (на снимке), стал...