Купить PDF-версию
13:06 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Директор на все времена

Когда в кругу педагогов произносишь имя Чакар Меджидовой (на снимке в центре), в ответ люди улыбаются, глаза у них теплеют. «Редкий человек», – так отзываются о педагоге, для которого окружающий мир – улыбка ребенка. За ее внешней простотой угадывается глубокая личность, обладающая немалым житейским, профессиональным опытом, а еще необходимыми во все времена человеческими качествами – состраданием, безмерной добротой, сердцем, распахнутым для каждого из её учеников, которых не счесть.

Экспериментальная Ленинкентская школа №35, которой Чакар Меджидовна Меджидова руководит более 30 лет, необычная. Здесь во всем царит поэзия. И в коридорах, и в классах цитируют классиков литературы, передавая их мысли, словно эстафету, от учителя к ученику. Здесь есть чему поучиться. И не только любви к слову. Много лет вместе со своими питомцами директор занимается святым делом: разыскивает погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне дагестанцев. «Никто не забыт!» – вот девиз отряда следопытов ТОКСа. Здесь воспитывают на живых примерах, героике прошлого, настоящего, пробуждая в молодом поколении истинный патриотизм. Чакар Меджидовна улыбается:

– Всегда мечтала о такой школе, которая бы мало чем отличалась от семьи – той, в которой жила я сама.

Она вспоминает детство, суровую природу, родителей, трудившихся на земле. Чуть свет – и все одиннадцать детей уже на ногах, успевали и по дому работать, и хорошо учиться.

– Мы не имели права получать тройки, пропускать занятия. Отец работал директором школы, преподавал историю. И требовал дисциплины и успеваемости в первую очередь от нас, – рассказывает Чакар Меджидовна.

Энтузиаст, человек энциклопедических знаний, ее отец Меджид был знатоком местного фольклора, литературы, обычаев и традиций горного края; прекрасно знал историю Дагестана, уникальные исторические факты, свидетельствующие о деятельности Шамиля и его роли в Кавказской войне. Романтикой далеких времен Меджид увлекал и своих воспитанников, которые жадно впитывали каждое слово учителя и стайками ходили за ним. Он был человеком чести и совести, достоинства и гордости, наставником и путеводителем своих учеников. Могла ли Чакар быть иной? Она участвовала во всех экспедициях отца по родным местам и так же страстно, как и он, старалась познавать историю Дагестана. Олимпиады, конкурсы, смотры художественной самодеятельности, пионерские и комсомольские вечера – во всем участвовала Чакар. А её фотография не сходила с районной Доски почёта. Бойкая, сметливая горская девчушка умела сплотить своих ровесников, с ней считались педагоги, а мальчишки уважали её больше, чем неформальных вожаков.

– Я входила в Совет девушек, был тогда такой, – вспоминает Чакар Меджидова. – На нем мы обсуждали, какой должна быть современная горянка, говорили о пользе учебы, рассказывали о первых девушках-горянках, вошедших в руководящие органы, активно участвовавших во всех сферах жизни молодой республики.

В Буйнакском педучилище русский язык и литературу преподавала Клара Ильяшевич, которая стала для девушки из высокогорного Ахвахского района наставником, образцом любви и преданности профессии. Бесценным источником знаний она считает и учителя родного языка М. Абдуллаева. Еще в студенческие годы на Чакар Меджидовну обратил внимание 3. Курбанов, автор учебников, изданных в НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи. Однажды он поручил ей выступить в качестве эксперта по аварской азбуке. И не пожалел. Первый научный опыт оказался удачным, и будущий педагог стала сотрудничать с институтом. Тогда же появились её первые публикации – рецензии на учебники. Позже она выступала как соавтор учебно-методических пособий.

Распределили молодого специалиста после училища в Ленинкентскую школу №35 г. Махачкалы. На этом настояли старшие коллеги из Института им. А. Тахо-Годи. К тому времени она была уже замужем. В семье подрастали четверо детей.

– Ахмед стал для меня не только мужем, но и соратником, педагогом, другом, помощником. Я справлялась только потому, что чувствовала его поддержку, особое отношение к моей работе, – делится Чакар Меджидовна.

В школе она сразу заявила о себе как целеустремленный, серьезный педагог. Её полюбили коллеги. И не только за педагогический талант, но и за отзывчивость, открытость души. Она сразу влилась в дружную учительскую семью. Тогда же поступила на филфак ДГУ. А в 1986 году ее назначили завучем по воспитательной работе. Ей тогда очень помог директор школы М. Насруллаев, разглядевший в ней творческую, инициативную натуру. «Да как же она успевает везде!» – удивлялись коллеги. А она просто не могла иначе. С первых же дней с головой окунулась в общественную работу, ее выбрали секретарем учительской комсомольской организации.

Со своими учениками она обошла все окрестности Ленинкента, изучала природу, проводила экскурсии, из которых её подопечные приносили интересные находки, бывало, что и ценные.

– Мы составляли альбомы и систематизировали их, – вспоминает Чакар Меджидовна. – География экскурсий расширялась, альбомов становилось все больше и больше, и я, почувствовав интерес учащихся, стала организовывать поездки по Дагестану.

Ценность экспедиций заключалось в том, что ребята не только изучали историю родного края, но и получали обширные географические знания, знакомились с интересными людьми, открывавшими для них непознанный, заповедный Дагестан с его удивительной природой.

Уже тогда у Чакар Меджидовны возникла мысль о создании музея, и, недолго думая, она пришла к директору с этой идеей. Получив «добро», взялась за дело. Поначалу музей состоял из одной экспозиции: «Аулы Дагестана»; позже возникли «Растительный мир Ленинкента», «Школьная малая Третьяковка» и другие. Тогда же Чакар Меджидовна задумалась об исследовании истории поселка Ленинкент, его жителей, особенно судеб фронтовиков, о которых на тот момент было очень мало сведений.

Много лет прошло с тех пор. И сегодня практически все педагоги школы – бывшие ученики Чакар Меджидовны. «Школа – живой организм, который должен постоянно меняться, совершенствовать формы и методы работы», – таково мнение директора. И она не считает зазорным учиться у коллег, сама щедро делится богатым опытом.

В 1996 году Чакар Меджидовна выехала в Подольск, где в архиве Минобороны начала поиск ленинкентцев, погибших и пропавших без вести в Великой
Отечественной войне. Постепенно привлекала к этой работе ребят, организовала школьный поисковый отряд, который собирал сведения не только о фронтовиках-ленинкентцах, но и о других защитниках Родины. Так образовался знаменитый Телевизионный отряд красных следопытов под руководством Салама Хавчаева, много лет ТОКСом руководил генерал О. Муртазалиев.

– Яркой страницей истории Великой Отечественной войны стал наш земляк Магомед-Загид Абдулманапов. Для нас было делом чести открытие 13 апреля 2017 г. в Махачкале памятника самому молодому Герою Советского Союза, – с гордостью рассказывает учитель-энтузиаст. – Ведь это результат нашей деятельности, ТОКСовцев гимназии №35. И мы уверены, что имя дагестанца Магомед-Загида Абдулманапова, погибшего в 19 лет при защите Крыма, всегда будут помнить и чтить как пример мужества, стойкости и беспредельной любви к Родине.

Ленинкентская гимназия стала центром краеведения, экспериментальной площадкой Министерства образования республики по этнокультурному компоненту. Сюда часто приезжают педагоги из разных мест Дагестана. Директор строит учебный процесс, органично сочетая инновационные методики с экспериментальными программами по фольклору, краеведению, искусству.

Чакар Меджидова – составитель книг для внеклассного чтения на аварском языке, целого ряда учебно-методических пособий. Ленинкентская гимназия не зря считается одной из лучших в республике. Здесь создана и первая детская общественная организация «Наследники», которая вносит несомненный вклад в дело нравственного воспитания учеников.

Чакар Меджидовна вспоминает, как в горячем 1999-м поселок Ленинкент опекал бойцов танковой колонны, которая должна была защитить столицу в случае нападения бандформирований. Тогда каждый житель приносил бойцам, совсем еще мальчишкам, продукты, специально для них пекли домашний хлеб, готовили домашние обеды. И ныне визитная карточка школы – эксклюзивный музей, где всегда много посетителей, гостей, приехавших изделека. Здесь любят принимать кунаков.

В свое время учащиеся, педагоги с удовольствием встречали участников Международного фестиваля народного творчества «Каспий – берега дружбы» из Калмыкии. Побывала в гимназии в рамках Международного фестиваля «Горцы» и делегация из Индии. В книге пожеланий в школьном музее гости оставили самые добрые отзывы об организаторах мероприятия. И все: учителя, учащиеся – единомышленники, объединены общими целями. Может, поэтому среди учеников не было случаев правонарушений, ухода в ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка).

А еще Чакар Меджидовна уверена: каким будет молодое поколение, какой путь оно изберет, за какие идеалы будет бороться и чьи интересы будет защищать, во многом зависит судьба каждого из нас, судьба государства.

Рабочий день директора расписан по минутам, но в кабинет к ней может зайти каждый. Чакар Меджидовна готова выслушать и первоклассника с его проблемами, и старшеклассника с очередной идеей, и молодого педагога, пришедшего за советом. Она никогда никого не «воспитывает» и во всем советуется с коллегами, учениками: «А как ты думаешь, если этот вопрос мы решим так?». В этом мудрость горской женщины – немногословной, тактичной, сдержанной.

– Когда я вижу, как что-то не получается у молодого учителя, стараюсь помочь ему незаметно, чтобы не обидеть. Но не прощаю непрофессионализма, случайным людям сразу говорю – уходите! Такое происходит не часто, но бывает, – делится Чакар Меджидовна.– Дети ведь не терпят равнодушия и моментально ощущают незаинтересованность педагога, а это чревато ответным равнодушием детей к учебному процессу.

Жизнь Чакар Меджидовны наполнена делами школы, но она активно занимается и общественной деятельностью: она член Союза краеведов РФ, член штаба ТОКСа, руководитель городского ТОКСовского движения; входит в состав Антикоррупционного комитета при Главе республики; член Союза женщин Махачкалы, глава Союза женщин Ленинкента. Она уверена, что новому составу женсоветов республики необходимо активизировать работу на местах, доходить до каждого городского, районного, поселенческого женсовета в муниципалитетах.

– Как когда-то наши матери, мы должны нести свет мира и добра, тепла и сострадания. Это главное, что должно стать движущей силой матерей Дагестана, – убеждена Чакар Меджидова.

К андидат педагогических наук, отличник образования, заслуженный учитель России и РД, обладатель медали «Лучшие люди России», памятной медали «Патриот России», Почетной грамоты Госсовета республики, лауреат Всероссийского проекта «Профессиональная команда страны», Чакар Меджидовна Меджидова не любит оглядываться на прошлое – ее деятельность связана с будущим. И в этом она видит смысл жизни, к этому стремится, этому учит своих учеников. Не в этом ли счастье человеческое?!

Статьи из «К 100-летию ДАССР»