X

Глобализация и пророчество будущего

Сегодня, когда Запад сгнил почти до основания, а либеральные ценности оказались нежизнеспособными для самого Запада, необходимо остерегаться западничества, его вестернизации, арабоязычной риторики, ортодоксальной религии фундаменталистов. И как все это отражается на нашей стране, на Дагестане? На эту тему мы беседуем с доктором философии, профессором Мустафой БИЛАЛОВЫМ.

— Многое происходящее в мире, – говорит Мустафа Исаевич, – стоит воспринимать с точки зрения цивилизационных тенденций, когда Восток заимствовал у Запада ценности, что произошло после распада Османской империи, в свою очередь и варвары Запада заимствовали у Востока ценности. И это продолжалось до конца средних веков. Цивилизация пришла в Европу с Востока. Но Запад, Европа расцвели благодаря техническому прогрессу индустриализации, развитию новых технологий. Все это обратило взоры Востока уже на Запад, но ведь так было всегда, когда страны и континенты черпали друг у друга опыт и так развивались.

Интернационализация способствовала становлению, коллективному формированию дагестанских этносов (дагестанской нации) как единственно возможная. Коллективизация была обоснована особой формой выживаемости, географической устроенностью суровой природы. И термин «коллективная субъектность», как мне кажется, наиболее точно выражает спиралевидное развитие региональной идентичности.

Так что происходит? 70 лет и 30 лет, на фоне столетия со дня образования Дагестана. В 1920 году фактическое образование Дагестана было завершено, а официально закреплено в начале 1921 года. А уже новейшая история Дагестана исчисляется тридцатью годами существования. Что же мы имеем в остатке в результате наступающей на пятки глобализации, в условиях крайне разбросанного информационного общества, субинтернет-продукта, жесточайшего экономического, кадрового кризиса, управленческого бессилия 90-х, когда начались межнациональные войны между бывшими союзными республиками? Все это явилось благодатной почвой для роста терроризма, экстремизма. Гигантский гордиев узел возник в результате объективных и субъективных факторов, способствовавших разлому нашей страны и установлению нового американского миропорядка в мире.

– Тогда же и произошел всплеск терроризма и экстремизма? На все это наложился однополярный мир, поскольку сдерживающего фактора просто не существовало.

– Действительно, тогда США начали наводить «демократический» правопорядок, вспыхивали одна за другой арабские войны, став по сути зеркальным фоном терроризма, экстремизма, создав предпосылки для полной свободы США, чем они и воспользовались, насадив по миру удобные для себя режимы, набив руку на цветных революциях. Всплеск терроризма нанес нашей пограничной республике жесточайший удар. В необъявленной войне мы потеряли множество молодых жизней, пережив события 99-го. И многое пришлось изменить в своем сознании. И ныне дагестанцам предстоит пересмотреть в своем мировоззрении, чтобы двигаться вперед, изменив в ближайшие десятилетия облик республики, чтобы устоять перед потерей идентичности. Мы должны понимать, что в ближайшие 20-30 лет Россия и Китай, США и Европа, исламский мир в лице Турции, Ирана, Саудовской Аравии если объединятся, смогут создать каркас безопасности. И речь идет не только о развитии новейшей истории по линейному пути, а движению истории к единым для ­каждого целям.

Можно сказать, что благополучный Запад живет в этих условиях по определенным параметрам, в реалиях гражданского общества капиталистического мира. Но в целом гражданское общество в мире должно рассматриваться не столько как негосударственная сфера жизни общества, а как определенный цивилизационный этап развития человечества. Но гражданское общество не может быть универсальным, всеобщим, хотя философ Кант, говоря о глобальном гражданском обществе, имел в виду, что его инициативы должны носить международный характер, например экологическая и ряд других акций.

Вместе с тем разнополюсовые государства все-таки формируются под заметным доминированием специфических культурных ценностей. И культура, другие надстроечные элементы, религиозные, общественные, ментальные в современную эпоху становятся фактором многополярности. Постсоветское пространство со времен Российской империи имеет сквозные евразийские культурные ценности в этом полюсе многополярного мира. Этому региональному, хотя и глобальному по масштабам, евразийскому гражданскому обществу близки культивируемый веками здесь ислам, буддизм, православие.

Православие своей толерантностью выгодно отличается от западного католического христианства, веками складывался его диалог с евразийским исламом. Но православие опасается ваххабитского ислама, несмотря на то, что на евразийском пространстве доминирует суфийский ислам. И борьба с экстремизмом, терроризмом, охватившим смертоносными щупальцами страну, республику, должна приобретать системный характер. Необходимо бороться всем миром с проблемой не дагестанской, но всеобщей, говорить о семейных, традиционных ценностях. В этом, с моей точки зрения, кроется спасение от жесточайших проявлений терроризма, экстремизма в мире.

Должен сказать, что евразийский ислам – он толерантный, и мы должны объединить усилия против терроризма. Я верю, что в Дагестане можно сузить причины и факторы, порождающие эти явления. Для этого требуется прибегать к альтернативе глобализации – глокализации, что может сомкнуть ограниченную сферу, найти методологии, чтобы выстоять в противостоянии вредоносным интернет-технологиям. Одним словом, повести себя умно, чтобы сохранить на ближайшие десятилетия ценности, в основе которых лежит идентичность, своеобразие культуры.

– Но как сохранить дагестанскую нацию, не нарушив ее главные заповеди?

– Нужно искать первопричины, связанные с пониманием проблем человеческой свободы, достоинства личности, семейных ценностей. В чем они заключаются, какие исторические факторы нас объединяют? Историческая память – основополагающий фактор, связывающий дагестанскую идентичность. Необходимо крепко задуматься о моральной стороне общества, избавляться от корыстолюбия, хищнического, потребительского отношения к окружающему миру, идти к просвещенному исламу. Находить в этом реперные, то есть опорные точки. В этом соль спасения этногенеза от всеобщей беды. Процесс этот длительный, террор, экстремизм – это ведь глобальные явления. И они доступны любому человеку технически, информационно. Мы ведь имеем дело не с социальными группами, а с номадами, а зачастую – неофитами, людьми, закодированными на насилие, жестокость под личиной ислама, связанного с разложением личности, его утилизацией, деградацией семейных ценностей. Все это должно быть контролируемо и находиться в сфере государственных интересов.

Статьи из «Антитеррор»

Мир сам собой не воцарится

5
Трансформировавшись в некую адскую машину по уничтожению человечества, современный терроризм приобретает все большее влияние в мире, промышляя как мелкими...

Мир без прикрас

45
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Волки в овечьих шкурах

34
После периода относительного затишья Дагестан вновь сталкивается с реальной...

Жалюзи на «окно Овертона»

16
Эксперты констатируют, что особую тревогу в цифровую эпоху вызывает переход террористических угроз в онлайн пространство, создавая опасность увеличения числа...

Волновые эффекты

18
Можно ли проводить параллель между международным терроризмом прошлого и терроризмом периода СВО? Ведь они разительно отличаются не только локальными схемами, но...

Мир, построенный на согласии

28
Прошло 153 года с момента смерти лидера освободительного движения Дагестана и Чечни легендарного имама Шамиля. Но интерес к его личности не уменьшается. Люди по сей...

Насилие не бывает добрым

26
Террористическая группировка иудеев «кинжальщиков» появилась в первом веке нашей эры и стала родоначальницей терроризма в мире. Это были жестокие люди, которые...

Тезисы экстремистов и их опровержение

127
Известные сегодня экстремистские группы и их представители, выступающие против России, придерживаются определённых...

Дербент – символ толерантности

35
Приход ислама в VII веке стал поворотной точкой в истории...

Главное оружие – наше единство

40
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Эксперты выработают новые предложения

25
Ни один здравомыслящий человек не станет...