Купить PDF-версию
16:14 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

Идеология насилия. Что противопоставим?

Политическая карта мира пересекается распределительными линиями, разделяющими человечество на противоборствующие страны. И так или иначе у экспертов возникает вопрос: кто в центре внимания мирового сообщества – США, Россия, а может, Китай, который все громче заявляет о своих амбициях? И спор этот только набирает ход. Что же Россия? Не демонстрируя политические приоритеты, она выходит на новый уровень, вокруг нее объединяется костяк мирового сообщества. И не считаться с этим Запад, Евросоюз не могут. Так что может стать стабилизирующим фактором в сложной идеологической войне? И насколько апробирована схема террора, навязанная мировому сообществу в качестве иного, чем прежде, территориального устройства границ? И чем современный террор отличается от века прошлого? И как намерены сосуществовать супердержавы? Наш корреспондент беседует с профессором ДГУ, экспертом Мухтаром ЯХЬЯЕВЫМ.

– Мухтар Яхьяевич, можно ли предугадать, как будет складываться ситуация в более чем агрессивном мире? И сумеет ли наша страна выстоять в условиях санкционных войн, удержаться от втягивания в противостояние с США, к чему подталкивает Запад, развязывающий все новые войны, насаждая террор, экстремизм?

– Какое место будет занимать Россия в этом противостоянии, сложно прогнозировать, но тенденции ее экономического и социально-политического развития, проявившиеся в последние три десятилетия, не дают оснований для оптимистических прогнозов. Если говорить об опасности терроризма для нашей страны, скажу, что для здравомыслящих людей давно уже очевидно, что терроризм играет инструментальную роль в мировой политике. Он используется для продвижения геополитических интересов претендентов на мировое лидерство, целенаправленно провоцируется, подпитывается, направляется ими для ослабления, разрушения, деморализации противника. А возможности современных информационных технологий в полной мере используются в этой войне всеми сторонами идеологического противостояния. Проиграть России в этом противостоянии равнозначно потере своей цивилизационной идентичности, права иметь свои особенные национальные интересы и ценности, отличные от интересов и ценностей современного мирового лидера.

Недавняя попытка «цветной революции» в Беларуси логично вписывается в устремления США и ЕС к сохранению мирового лидерства и ослаблению России

– Дагестан, как приграничный российский регион, остается в поле зрения интернет-технологов, выпускающих стрелы с ядовитым наконечником. Что должно лечь в основу профилактической работы власти? И можно ли сказать, что она обладает необходимым арсеналом средств ведения борьбы в виртуальном пространстве?

– Недавняя попытка «цветной революции» в Беларуси логично вписывается в устремления США и ЕС к сохранению мирового лидерства и ослаблению России. Именно такими путями и средствами Запад загонял Россию в цивилизационный тупик, разрушая ее традиционные связи с бывшими советскими республиками. Только нам необходимо было понимание того, что провоцируемые извне «цветные революции» достигают своих целей не везде, а только там, где складываются внутренние предпосылки для их осуществления. Я имею в виду социальные пороки, порожденные в пресловутые 90-е застойностью национальной экономики, оторванностью коррумпированной власти, обслуживающей интересы компрадорской буржуазии, попранием социальной справедливости, разгулом преступности, утверждением бездуховности. Искра недовольства, привносимая извне, легко вспыхивает в таком социуме, что мы и наблюдаем в странах ближнего зарубежья.

И чтобы избежать подобных ошибок, необходимо лечить общество от накопившихся внутренних социальных язв. И это станет самой эффективной профилактической работой и власти, и гражданского общества. У России сегодня есть все средства для решения этих проблем, но нет понимания у части элит значимости их решения и политической воли для принятия и проведения систематических мер. И региональная власть на местах должна уяснить, что неэффективные экономические механизмы, социальный беспорядок будут только способствовать расширению идеологического пространства, которое может вспыхнуть от подливаемого извне керосина.

– Мы говорим, что нашей стране необходима идеологема, объединяющая общество. Что, по-вашему, должно лечь в основу духовно-нравственных идеалов? Ведь, как оказалось, в борьбе идеологий крайне трудно удержаться от политических перекосов, от того явного и скрытого, что корежит общество изнутри, не находя выхода. Я имею в виду неконтролируемых маргиналов, так или иначе оторванных от привычных социальных групп и позиционирующих себя как реальная мягкая сила.

– К сожалению, сегодня у России нет однозначного идеологического представления цивилизационных интересов, нет идеологии, способной быть силой, объединяющей все социальные слои. Из так или иначе проявляющих себя идеологий я могу выделить идеологию либерально-рыночной экономики, неокоммунистическую идеологию и научные идеологические проекты, разрабатываемые различными независимыми экспертными сообществами. Есть и другие идеологические конструкции, которые я оставляю в стороне по причине их изначальной ориентированности на конкретные социальные группы и потому неспособные сплотить все общество. Имеются в виду консервативная идеология, националистическая идеология, религиозные идеологию и так далее. Ведь сердцевиной каждой из приведенных идеологий является собственный социальный идеал, нацеливающей власть и общество на утверждение определенной социально-экономической и политической системы.

Очевидно, что постперестроечная идеология буржуазного либерализма, представляющая рыночную экономику как наиболее совершенную систему, способную обеспечить процветание России, носит перманентный характер. И текущая динамика российской и всемирной истории показывает, что либеральная идеология и выстроенная на ее характере основы модель развития не защищает интересы основной массы населения. Цивилизационный кризис, куда либеральные псевдореформаторы ввергли Россию на первоначальном этапе рыночных реформ, не дает оснований для оптимистических рассуждений о единых для всего общества духовно-нравственных идеалах. Ну не могут же духовность и нравственность человека, вынужденного выживать, ограничивая себя во всем, быть общими с ценностными ориентациями коррупционной части общества.

Уже само существование в российском обществе значительных маргинализированных слоев, о которых вы говорите как о «реальной мягкой силе», является результатом запущенной идеологами постперестроечной страны порочной версии либеральной идеологии. И чтобы эту «мягкую силу» никто извне не смог использовать в целях дальнейшего ослабления цивилизационного потенциала России и продвижения своих геополитических интересов, нам так важно не откладывать проведение пусть и рыночных, но социально-ориентированных реформ, утверждающих социальную справедливость, устраняющих социальное расслоение, способствующих преодолению отчуждения народа от власти, собственности и гуманистических ценностей.

Статьи из «Антитеррор»

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

1
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

8
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

14
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

37
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Терроризм – путь к разрушению

44
Переросший в глобальную угрозу современный терроризм все...

Портал противодействия

63
Специфический террор, трансформируясь, обретает видоизмененные контуры локальной убойной...

Мы разные. Но мы вместе

72
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку...