Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 26 октября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Эра вульгарного капитализма, или Антиэкстремистское айкидо

Антитеррор
A- A+

Борьбе с экстремизмом посвящено в Дагестане немало конференций, материалов в прессе, круглых столов и передач. Когда есть явление, причем деструктивное, необходимо как минимум об этом начать говорить, осмысливать его и всем своим существом показать, что это явление тебе неприятно, да еще и смертельно опасно.

Истории религиозного экстремизма (речь о нем) в Дагестане больше чем истории борьбы с ним. Для начала определимся, с чем, собственно, предлагается бороться и чему необходимо противодействовать. Именно слово «противодействие» и принято за основу как правовое понятие, используемое в сочетании с понятием «экстремизм». А часто на круглых столах и конференциях, в публикациях особо не разделяют экстремизм и терроризм. Тогда как именно категориальное и понятийное непонимание и заводит нас в тупик. Надо бы уяснить что, как и почему!

Может быть так, что вроде собирались противодействовать экстремизму, а ведем себя так, как будто перед нами готовый террорист. Может, мы своими неумелыми действиями и приводим к тому, что экстремист лайт-версии через какой-то внешний общественный агрессивный натиск почувствует психологический надлом и уверится в том, что с этим обществом именно так (с помощью тротила) и нужно бороться!?

В Дагестане до сих пор не проделана тонкая, филигранная работа по определению типов экстремистов; способов перехода экстремиста лайт версии к экстремисту хэви-металл-версии. Салафиты, и всё? Я знаю салафитов, с которыми приятно попить чай, поговорить за жизнь и политику, даже о женщинах. Тем более что многоженство стало модным трендом в определенных конфессиональных молодежных средах.

Трудности перевода начинаются, когда разговор вступает на каноническую плоскость и тему единобожия и заворачивает, так сказать, в сферу государственно-конфессиональных отношений. Так все ли салафиты – экстремисты или все ли экстремисты – салафиты? Вопросы тонкие, я бы сказал даже философские. И, конечно, они не для полиции, которые выполняют приказ. Им сказали: проводить профилактические мероприятия возле такой-то мечети, они и проводят. Нет смысла на них обижаться или взывать к праву. Правозащитники здесь могут лишь медвежью услугу оказать. Почему? Да потому, что правозащитники из различных фондов, как правило сосущих (простите за эвфемизм) гранты западных дядь (вспоминается карикатурный Дядя Сэм в черном котелке), не братья нам. Почему, объяснять не буду. Это тема отдельной статьи.

В проблеме противодействия экстремизму есть как минимум две стороны. Экстремизм как недуг. Общественно-политический и этно-конфессиональный. С точки зрения государства и с точки зрения официальной религии, к примеру, ортодоксального шафиитского толка, который достаточно консервативен и строг.

Если нам приводят аяты Корана, то на каждый «агрессивный» аят можно найти десяток «добрых и милосердных». Какой нужно применить сейчас, а какой оставить на потом?

Начнем с новейшей истории. Очень хорошо помню, как все начиналось. А начиналось все с багаудиновских выступлений, тиражируемых на видео-кассетах формата VHS. Был такой дядя – Багаудин Мухаммад с косматой бородой, который в начале 90-х ХХ века на ломаном горном акценте по-русски убеждал своих слушателей, что тарикат – это бидгIа, то есть ересь, и для исламского возрождения зло. Пока он собирал толпы приверженцев и оттачивал акъиду – убеждения, правительственные мужи были заняты переделом собственности и осмыслением нагрянувших политических трансформаций. Началась эра вульгарного капитализма, как я его обычно называю. Мы резко из одного политического измерения (или формации) вошли в другое. Ну и ну, вот это была турбулентность!

Что нам навязывали: с одной стороны, капиталистический потребительский зуд, с другой – всех накрывало новое информационное общество, которое характеризовалось появлением соцсетей и медийных войн. Поэтому ваххабизм дагестанского розлива оказался таким агрессивным (медиа, литература, Интернет) и развратным. Разборки между главарями псевдорелигиозных террористических банд из-за денег и контроля над финансовыми потоками, «эксы» и налеты на магазины, рэкет в отношении винно-водочных магазинов; представителей предпринимательского сектора и шоу-бизнеса. Причем коварство проявляли под благовидными, а вернее, надуманными предлогами – борьба за чистоту ислама и нравственность. После уплаты «налога», как правило, «харамщики» как бы очищались и продолжали заниматься своим делом.

Но это был самый настоящий разврат. Лицемерие и время симулякров – псевдоидей и псевдодел – главный мазок времени. В этом фальшивом полотне жизни глупых и наивных искателей истин находят фальшивомонетчики. Их монеты – обман, подлог и бесцельность. Сатана там правит бал. Он ведь обещал Господу миров – Аллаху, что собьет всех потомков Адама, своего личного врага, из-за которого был отрешен от Царствия Божьего.

В этом фальшивом полотне жизни глупых и наивных искателей истин находят фальшивомонетчики. Их монеты – обман, подлог и бесцельность. Сатана там правит бал

Наука научила меня задавать четкие вопросы и по крайней мере начать находить ответы на них: для чего, в чем цель? Каковы задачи под эту цель (цели)? А есть ли иные пути для достижения этой цели? Так ли безупречны задачи и оправдывают ли средства цель? Говорит ли Бог устами экстремистов и террористов? Что говорит мне Бог? Мне лично? Можно ли кровью построить справедливое общество? Зачем, если жизнь коротка и все мы скоро умрем, так «выстегиваться» (жаргонизм — признаю) из-за этого бренного мира? Объявлять кому-то джихад, жить в блиндажах, убивать и взрываться? Почему Мухаммад не жил в блиндажах, а нас заставляют жить те, кто едва получил среднее образование? Мухаммад был милосерден, а боевики запрещенных в нашей стране ИГИЛ, джабхату-нусра, дагестанские и прочие террористы злы и не жалеют ни гражданских, ни силовиков. Пророк ислама прощал Абу Суфияна – шерифа Мекки, подарив ему свой плащ, даже когда был при власти и силе, а нам ваххабиты предлагают уничтожать всех, кто не согласен с их версией ислама, джихада. Кстати, есть в Сети моя статья «Коран, джихад и исламский экстремизм», прочтите ее. Джихад – это вовсе не то, что нам предлагают малообразованные умы и ожесточенные сердца. Джихад – усилие для достижения истины. Подробности в статье.

Философия, на которую набрасываются всякие неумные салафиты (встречал, было дело, спорил), прочистила мне сознание и начала наводить в нем порядок. Но главное – уяснить цели и задачи, средства, и то, говорит ли Аллах устами лесных. Если нет или вы не уверены, то и говорить не о чем. Если нам приводят аяты Корана, то на каждый «агрессивный» аят можно найти десяток «добрых и милосердных». Какой нужно применить сейчас, а какой оставить на потом? А если приложить к этому дела пророков, божьих людей, алимов – и их сотни, то что получится, сколько людей, столько мнений?! Авторитетов больше, чем страниц в Коране. Можно окончательно запутаться. Опять же включаем интеллектуальную интуицию – без нее никуда. Включаем режим «здесь и сейчас». Есть еще режим «сравнительной истории». Оба режима доступны неглупым людям.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Антитеррор»