Купить PDF-версию
09:00 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Когда стирается грань вседозволенности

У словные представления, жесткая риторика, навязанные идеологемы борьбы за «чистый» ислам – вот что характеризует современный терроризм, экстремизм, создает искусственные конструкции по обработке сознания, рождающие фантасмагорические видения, словно психотропные препараты, подавляющие психику, следующую управляемым чуждым представлениям, заставляющие в том числе молодое поколение быть исполнителями чужой воли, поклоняться кровожадным языческим богам.

Так в чем же сермяжная правда? Слишком велик разрыв между традиционными религиозными институтами и теми, кто проповедует религию джихада, безжалостно полосуя коранические призывы к добру и справедливости, рождая противоречия в самой умме, противопоставляя традиционному исламу фундаменталистские течения, носящие реакционный характер.

Нельзя сказать, что в яростной идеологической войне мы проигрываем, но и победу пока не одерживаем в попытке снизить градус накала, минимизировать проявления терроризма, экстремизма, перешедших в иную, виртуальную плоскость.

По мнению экспертов, главная трудность заключается в многообразии все новых форм по обработке сознания. И уже никто не сомневается в том, что борьба, носящая перманентный характер, не прекращается, а только, видоизменяясь, приобретает ярко выраженные черты протестного характера, социальной направленности, обретая вполне зримые очертания противодействия власти, не выполняющей обязательств по обеспечению молодежи социальным пакетом, что позволило бы реализовать себя в различных видах деятельности, обрести свое место в жизни.

В большей степени именно молодежь оказывается разочарованной в своем будущем. И так или иначе школьные наставники, вузовские педагоги несут на себе ту часть воспитательных функций, что дает духовную основу молодежи, дабы не оступиться, не совершить непоправимых ошибок.

Разговор на эту тему нашего корреспондента с профессором ДГУ, экспертом, доктором философских наук Омаром ГУСЕЙНОВЫМ оказался обоюдополезным, дав возможность разобраться и понять, в чем заключаются воспитательные перекосы, а в чем мы выигрываем, отрывая молодое поколение от страшных явлений, ставших результатом недостаточного внимания к молодому поколению, за которое развернулась настоящая идеологическая война.

— Омар Меджидович, для вас, зрелого человека, опытного эксперта, должны быть очевидны характерные ошибки в борьбе с терроризмом, экстремизмом, которые, может быть, и не носят явный реакционный характер, но это не означает, что проблемы не существует, слишком глубоки корни сложных процессов, вызывающих опасения своей быстротечностью, необратимостью, грозящих самыми непредсказуемыми последствиями.

— Знаете, о чем бы я хотел сказать. В основе любых проявлений гражданского неповиновения лежат именно социальные вопросы. Это как раз то, о чем вы говорите. С моей точки зрения, нам с трудом даются положительные результаты, потому что главный бич молодежи — безработица, невозможность реализовать себя в том или ином виде профессиональной деятельности. Но вместе с тем не хлебом единым жив человек. И если мы говорим о нравственном прогрессе общества, развитии личности, то он осуществляется в процессе борьбы добра со злом, добродетели с пороком, что мы и наблюдаем в обыденной жизни.

Другое дело, что нравственность исчезает там, где стирается грань между этими понятиями, где их валят в одну кучу, когда человек может позволить себе поступить так, как ему заблагорассудится в той или иной жизненной ситуации, совершенно не считаясь с нормами и правилами, принятыми в обществе. И если люди воспринимают нравственность человека как его непримиримое отношение к пороку, его благородство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию во имя правды и утверждения человеческого достоинства, то безнравственность, не признающая границ между добродетелью и пороком и основанная на принципах моральной вседозволенности, обнаруживает себя прежде всего в потере человеком элементарной чести и совести, забвении своего долга перед обществом, в способности совершать всё и вся ради своих узкокорыстных, эгоистических целей и потребностей.

На почве такой антисоциальной, безрассудной, нечеловеческой морали и психологии могут вырасти не только эгоизм и своеволие человека, его пренебрежительное отношение к интересам других людей, общества в целом, его бескультурье и бездуховность, но и откровенно противоправные аморальные поступки и деяния, к числу которых относятся религиозно-политический экстремизм и терроризм.

— Существуют предпосылки для проявления экстремизма, терроризма в условиях, когда нет четко выраженных духовно-нравственных идеалов и они носят неясный, декларативный характер, что и создает почву для роста негативных проявлений в молодежной среде.

— Экстремизм, терроризм могут обнаружить себя во множестве обличий. Как одна из острейших форм его проявлений выступает воинствующий ислам, являющийся составной частью более широкого идеологического течения – салафизма, получившего наибольшее распространение в республиках Северного Кавказа. Представители радикальных течений открыто выступают против сторонников традиционного понимания ислама, обвиняя их в искажении истинной веры. При этом врагами ислама они объявляют не только традиционалистов, но и всех тех, кто не разделяет их экстремистские взгляды.

«Правоту» свою радикалы пытаются отстаивать исключительно силовыми методами, прибегая к экстремизму, терроризму, что ведет к разрушению не только исламского веро­учения, его морали, но и всех существующих в обществе общепринятых элементарных требований культуры и нравственности. А ведь, как известно, любые формы проявления экстремизма дестабилизируют общество, разрушают его мораль, выступая серьезной помехой на пути его социально-экономического, духовно-нравственного развития. И если иметь в виду, что он лежит в основе такого опасного явления как терроризм, то становится понятным, что современный экстремизм – серьезный вызов всему человечеству, с которым оно должно бороться объединенными усилиями.

— Главные поведенческие мотивировки этих опасных явлений для общества изначально носят вполне благие намерения и цели, что и является западнёй для молодежи с обостренным чувством справедливости, готовой защищать свои права, проповедуя открытую форму противостояния, не задумываясь над тем, что она является инструментом идеологической борьбы и подталкивается всевозможными запрещенными в нашей стране экстремистскими организациями, преследующими свои далеко идущие цели по завладению чужими территориями, подтачивающими устои той или иной страны.

— Как особый способ поведения экстремизм, терроризм характеризуются тем, что представляют собой мотивированные определенными экстремистскими целями агрессивные, насильственные действия, направленные на разрушение неугодного, неправильного, с точки зрения экстремиста, существующего общества, а следовательно, уничтожение людей, институтов, их олицетворяющих, для создания соответствующего его идеалам «правильного», «праведного» общества.

Основным мотивом, рождающим такое поведение экстремиста, служит его разочарование обществом, где он не может реализовать свои преступные, аморальные социальные потребности. И поскольку эта «неправильная», «несправедливая», по мнению экстремиста, общественная среда не может исправиться сама по себе, то она, по его убеждению, должна быть перестроена насильственным, агрессивным путем, вплоть до использования самых крайних форм терроризма в отношении всех тех, кто не разделяет его аморальные, антигуманные взгляды.

По меткому определению политолога, ученого М. Яхьяева, в самой идеологии экстремизма, терроризма заложено убеждение, что социальная среда может быть преобразована только насильственными действиями, что она без этого не может самоисправиться. На самом деле сами экстремисты не брезгуют никакими средствами, не останавливаются ни перед чем в достижении своих целей, включая убийства, пытки, захват заложников, использование смертников, морально-психологическое воздействие на противоборствующую сторону.

Это откровенные антиподы общественной и личной морали, которые воспринимаются сегодня цивилизованным человечеством как пережитки эпохи дикости и варварства, прямые инструменты насилия и уничтожения всего того ценного, положительного, что создано людьми за всю многовековую историю. Вне всяких сомнений, все формы экстремизма, терроризма – политический, этнонациональный, уголовный и особенно псевдорелигиозный, основанный на исламском фундаментализме, – представляют особую опасность прежде всего в связи с тем, что в современную эпоху как никогда ранее расширились масштабы и границы их распространения в мире, что не может не вызывать острое неприятие у всех здравомыслящих людей.

С такой идеологией не может сегодня мириться человечество, остро нуждающее в креативном, созидательном потенциале в своем движении вперед.

Это необходимо понимать и доводить до сознания молодежи – главного стратегического ресурса, создавая противовес чуждым представлениям, ксенофобии, межнациональной розни и давая решительный отпор, демонстрируя приверженность идеалам своей страны.

Статьи из «Антитеррор»

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

1
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

8
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

14
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

37
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Терроризм – путь к разрушению

44
Переросший в глобальную угрозу современный терроризм все...

Портал противодействия

63
Специфический террор, трансформируясь, обретает видоизмененные контуры локальной убойной...

Мы разные. Но мы вместе

72
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку...