Купить PDF-версию
15:19 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X

Творящий в бесконечности гений

Это какое-то наваждение – просыпаться среди ночи, чтобы записать то, что привиделось, когда отчаянная мысль, не дающая покоя, вдруг находит выход, осеняя. Вот оно, изобретение, в которое переродилась головоломка, не дающая покоя.

– И вот так проходит вся жизнь? – спрашиваю? Гамида Халидова (на снимке).

– Так и проходит. А как иначе, если так устроен мозг, рациональный, ведомый рецепторами на уровне подсознания? В этом стоит тоже разобраться. Вот будет открытие века!

Авторское «эго» Халидова

Авторское «эго» Халидова – оно словно закупоренный эмбрион, время которого не пришло, а может прийти вовсе нескоро. Но стоит только расковырять оболочку, и вылупится нечто необыкновенное, вовремя появившееся на свет. Так какой он, изобретатель Халидов? Может, для кого-то вспыльчивый, заносчивый, а для кого-то такая вот шкатулка с секретом, не всем понятная: больно уж замочек заковыристый. На самом же деле, если призадуматься, он человек слова и дела. И смолоду привлекал внимание такой особой ершистостью, нестандартным мышлением, где бы ни работал, старался привнести даже в самый заформализованный вопрос нечто такое, что привлекало, оживляло, заставляло крутиться шарики-ролики. «Таким уродился», – усмехается он.

Так что ж в этом плохого? Он автор более ста запатентованных изобретений, одиннадцати инновационных проектов. Может быть, что-то и упущено в его заслуженных регалиях. Но ведь суть не в этом, а в том, что он перпетуум-мобиле в бесконечном поиске идей, осеняющих его двадцать четыре часа в сутки.

Он сам не считает себя невезучим. Но и везучим его не назовешь. Такова диалектика. «Может, и диалектика, только жизнь – она ведь «миг между прошлым и будущим», – констатирует он. И как всегда прав, считая, что ему все равно повезло в жизни. Замечает, что рано или поздно его проекты будут реализованы, и именно здесь, на родине. Добрым знаком считает межрегиональный форум изобретателей «Внедрение 2.021», на котором обсуждались проблемы инновационного развития в республике. «Ох, как назрело это самое инновационное развитие, – сокрушается он, – а сколько времени упущено». И говорит не о высоком, а земном: о проблемах водоснабжения Махачкалы, Каспийска, Избербаша, мерах по их защите от последствий возможных землетрясений, предлагает, предварительно сделав все необходимые расчеты, поставить насосную станцию и очистные сооружения, подобные тем, что существуют в Новосибирске, лучшие в РФ, у берега Сулакского водохранилища (Буйнакский район), провести две, может, и больше, нитки водовода с рассчитанным диаметром труб до Буйнакского перевала, заодно построив автомобильный тоннель с учетом размеров прокладываемых труб, спустив одну трубу прямо по дороге в Махачкалу, а другую с удобного места развернуть вдоль трассы Ростов – Баку и повести до Южного поста ГАИ и далее для решения вопросов водоснабжения Каспийска и Избербаша. Он подробно рассказывает, как всё должно быть устроено, подтверждая мысль, что все гениальное просто.

А еще интересны его рассуждения о защите построек от удара волны, идущей от эпицентра землетрясения: вокруг здания на рассчитанном расстоянии от него бурятся скважины на необходимую глубину. Диаметр скважин, их количество, сколько кругов скважин вокруг здания, расстояние между кругами на основании расчетов при проектировании. Скважины заполняются, например, галькой – мелкой, средней, крупной фракций. Ударная волна, достигая скважин, теряет свою целостность, дробится и гаснет, сталкиваясь между собой и в итоге ослабевая до безопасного уровня.

Он идет дальше, предлагая защиту городов от ядерных взрывов, по пунктам классифицируя возможное комбинирование способов защиты. Интересуюсь: «А кому пришла в голову мысль обратиться к вам?» Он оживляется: «Совет старейшин столицы и общественный совет организаций «Защитник Отечества». Да, знали что делали, прибегнув к помощи изобретателя, включенного в список выдающихся изобретателей всех времен и народов.

– А что вы делаете здесь, где не предвидится инновационной революции?

– Я верю в это, – улыбается он, завидный оптимист, несломленный, непокоренный.

Пытаюсь вернуть его к истокам, хоть он не любит говорить о прошлом, предпочитая обсуждать будущее. Но иначе невозможно рассказать о личности, мыслящей вселенскими масштабами. Так он устроен. А еще я спросила его, почему в свое время он не уехал в США, «сосканировавшие» часть его идей, воплотившие в жизнь уникальные изобретения. И вообще, если бы он только захотел, то был бы востребован в ведущих странах мира. Но он ведь ортодокс и считает, что где родился, там и сгодился.

Немного о дефиците воды…

В 1997 году, будучи советником министра экономики республики, изобретатель плотно занялся – чем бы вы думали? – проблемой обеспечения водой стран с нехваткой собственных водных ресурсов. Им были выработаны новые научные и инженерные подходы к решению актуальных проблем обеспечения населения Земли пресной талой водой и сохранению невосполнимых ресурсов экосистем, что позволяло решать проблему обеспечения землян пресной водой, доставляя лед из высоких широт земного шара. Удивляюсь его рассказу: откуда подобная всеядность? Смеется: географию с детства хорошо знал, вот и подумал: а почему бы не придумать то, до чего никто до меня не додумался. Диковинный Халидов, прямо-таки поражая коллег, легко рождая один проект за другим, задумывает научное решение ни больше ни меньше в масштабах человечества.

Так было, когда он разработал уникальную конструкцию транспортного тримарана-ледовоза – трехкорпусного скоростного судна с двигателями и рулями во всех трех корпусах, обладающего высокой маневренностью, необходимой для транспортировки льда и не только (на снимке). Конструктор учел все, начиная с добычи, погрузки и разгрузки. Более того, навигационные качества потрясали своими характеристиками. Судно было практически непотопляемое, способное грузить и разгружать тысячетонные мощности способом шлюзования, а также через открывающиеся носовые или кормовые трюмные створки, днища трюма. По этому проекту было вынесено положительное заключение государственной экспертизы Всероссийского Института Арктики и Антарктики. Но невидимое противодействие, бездействие чиновников не дали в свое время реализовать проект, хотя еще в 2000 году бывший премьер М. Касьянов на встрече глав государств и правительств мира в ЮАР заявил о том, что у России существуют технологии, направленные на обеспечение населения мира пресной питьевой водой.

«Транстримы»… Для Америки?

Первыми уникальную технологию транспортного тримарана реализовали США, внимательно наблюдавшие за публикациями дагестанского изобретателя Г. Халидова в интернете. Моментально сориентировавшись, они успешно завершили испытания первых прототипов тримарана для ВМФ США. Тогда же американцы заявили, что тримаран превзошел все их ожидания…

– Что же не запатентовали свою выстраданную научную идею? – интересуюсь я.

– Почему не запатентовал? – отвечает он вопросом на вопрос. – По международным нормам, даже если изобретатель запатентовал изобретение в своей стране, но в течение тридцати месяцев нет подтверждения международного патента, то любая страна имеет право использовать вашу идею. А оплатить международный патент было неподъемным делом для меня, нищего изобретателя.

На первом Всемирном инженерном конгрессе в Ганновере эти суда были названы «судами третьего тысячелетия». Да, идея действительно была стоящая. При загрузке в центральный корпус огромных брусков в 50 тыс. кубов льда изобретатель, чтобы избежать риска, оснастил боковые корпуса тримарана силовыми установками и рулями. Затем точно по форме и размеру «вырезался» кусок айсберга и размещался в центральном корпусе тримарана для дальнейшей транспортировки до места назначения. А чтобы иметь возможность транспортному тримарану перевозить обычный груз, был придуман так называемый «баркон», совмещающий в себе возможности баржи и контейнера. Баркон заранее загружался грузами, и по прибытии тримарана в порт при разгрузке открывались створки центрального корпуса, откуда и выплывал груженный баркон. Это же революция! И пресловутые американцы сразу воспользовались ситуацией и тем, что изобретательская деятельность в нашей стране не пользовалась серьезной поддержкой.

Мне некогда заниматься самобичеванием…

Гамид Халидов признается, что вообще пережил немало ударов в жизни, наблюдая, как его изобретения, не находя спроса у себя на родине, разворовываются удачливыми конкурентами нашей страны. Но не работать он не мог, рассчитывая, что обратят внимание на его бесценные изобретения на родине, которой он никогда не изменял. Но он-то не привык оборачиваться назад. И, обращая взор уже на Арктику, где сосредотачиваются интересы делового мира, супердержав, мечтает о приоритете российской науки, замечая, что Северный морской путь через короткое время, возможно, станет основным торговым коридором, связывающим Европу и Азию. Для этого, считает изобретатель, необходимо учитывать и строительство альтернативного Южного морского пути, то есть построить стратегический канал из Каспийского моря в Персидский залив по территории дружественного России Ирана. Инновация, модернизация, кластеры, судоверфи… Судо– и авиастроение, железнодорожный транспорт, телекоммуникационные, компьютерные технологии – все это спектр научных интересов изобретателя, который удивительным образом применяет знания, достигнутые собственными усилиями.

– Сегодня американцы опережают нас по всем направлениям, кроме ВПК, конечно, – констатирует ученый, – и внедряют в жизнь самые смелые проекты. А создание тех же транспортных тримаранов происходит при участии Пентагона, потому что там понимают, что за тримаранами, конструкция которых универсальна, большое будущее. И первые образцы уже курсируют по Персидскому заливу. Дальше – больше, – говорит изобретатель, – те же грузовые тримараны способны в корне изменить инфраструктуру портов. Идущие на смену тримараны-барконы смогли бы в разы сэкономить площади в той же портовой отрасли.

– Сегодня Россия имеет возможность модернизировать свои порты и вместе с теми же американцами или англичанами участвовать в совместных программах. Этим надо воспользоваться во имя национальных интересов нашей страны, – убежден
Г. Халидов, ссылаясь на возможности нового морского порта в Каспийске.

И напоследок…

Так в чем же секрет личности Халидова? Он не боится опровергать каноны, традиционные научные представления, иначе воспринимая матрицу мира. Например, характеризуя инновационную внедренческую деятельность в нашей республике, он настаивает на создании специальных предприятий при вузах, где планируются теоретические разработки моделировать в готовые образцы.

Г. Халидов замечает, что Дагестан, ставя перед собой амбициозные задачи, должен выходить на новый уровень поддержки инновационного движения, и прежде всего молодежного, создания серьезной внедренческой среды и стимулирования деятельности профильных вузов. Со временем, уверен он, это позволит республике решить многие экономические задачи. Он обращает на это внимание руководства республики. И уверен в том, что мечты сбываются.

Такой он, идеалист Халидов.

Статьи из «К 100-летию ДАССР»