По словам Казбека, еще в середине прошлого века фехтование пользовалось среди горцев огромной популярностью. Успехи в вольной борьбе тогда только стали проявляться, а фехтовальщик-саблист Владимир Назлымов к тому времени уже становился победителем Олимпийских игр. Основоположником был Гайк Казарян, благодаря усилиям которого наши спортсмены становились чемпионами Советского Союза и самых представительных международных турниров.
— В юности мы зачитывались книгами Александра Дюма, хотели быть похожими на мушкетеров, – рассказывает Абдурагимов. — У нас в школе урок физкультуры вел Геннадий Борисович Никифоров, именно он и сагитировал меня с друзьями пойти в секцию по фехтованию. Начал заниматься в 1971 году в Махачкале, выезжал на всероссийские соревнования, одерживал победы. После окончания института стал работать тренером по фехтованию в спортивной школе, а в конце 80-х все пришло в упадок, и спорт в том числе. В Дагестане перестало развиваться фехтование, вместе с ним легкая атлетика, гимнастика, акробатика и другие виды спорта. Потихоньку все начало угасать. Кто-то из спортсменов уехал, некоторые начали заниматься бизнесом. Финансирование прекратилось, поэтому и фехтование в республике приказало, как говорится, долго жить.
— Но вы, судя по достижениям, продолжали заниматься любимым делом?
— Да, переехав в столицу, я старался не забрасывать фехтование. Как-то встретил знакомых, с которыми раньше фехтовал, и, узнав, что в Москве есть секция для ветеранов спорта, стал ходить туда, участвовать в соревнованиях, различных ветеранских турнирах.
— Всегда было интересно узнать, что именно служит стимулом для занятий спортом в возрасте, когда тебе уже за 40?
— Для меня спорт – образ жизни, адреналин. Благодаря этому явлению ты как будто находишься на другой планете. Быт заедает, и человеку необходимо заниматься тем, что доставляет ему удовольствие. Во время занятий спортом ты чувствуешь себя молодым. Там дух соперничества, много новых друзей, знакомств, общения… А когда в придачу ко всему еще и побеждаешь, то чувствуешь моральное удовлетворение, гордишься своими успехами.
— Недавно вы вернулись из Швеции…
— Да, в шведском городе Кальмар прошел командный чемпионат Европы по фехтованию среди ветеранов. Соревнования проходили в трех видах оружия – шпаге, сабле и рапире. Я выступал в составе российской шпажной сборной. На предварительном этапе нашей командой были повержены сборные Дании (8:1) и Швеции (6:3). Волею жребия с датчанами и шведами пришлось скрестить шпаги еще по разу на разных этапах. Если сборная Дании была обыграна вторично, то шведов, а в ее составе выступали два чемпиона мира, победить не удалось. В итоге, переиграв в утешительном поединке сборную Финляндии со счетом 5:1, наша сборная заняла 6 место, а по результатам выступлений во всех дисциплинах отечественная дружина стала третьей в общекомандном зачете.
— Как можно охарактеризовать фехтование?
— Это борьба ума, воли и эмоций спортсмена. Фехтование — своего рода шахматы и вместе с тем вид спорта, предъявляющий достаточно высокие требования. Так, фехтовальщик должен обладать хорошей реакцией, чтобы опережать противника, как в атаке, так и в обороне. Мушкетерам в то же время необходимо быть ловкими, что помогает сохранять точность движения и меткость ударов при быстрой смене положений.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы возродить фехтование в Дагестане?
— Думаю, что нужен энтузиаст, какими в свое время были Геннадий Никифоров и Григорий Скляр, но пока никто, к сожалению, не взялся за это сложное занятие. Все дело в том, что фехтование требует финансовых затрат на обмундирование, а чтобы содержать секции, необходимы немалые деньги. Конечно, за эти годы упущено многое, потеряны передовые позиции, однако не все так безнадежно. Если подойти к этому вопросу серьезно, то, не привлекая специалистов со стороны, в Дагестане можно найти с десяток мастеров спорта, бывших тренеров, которые при определенных условиях согласились бы возродить некогда популярный вид спорта. Просто их необходимо стимулировать. Некоторые работают учителями физкультуры, а в прошлом были великолепными фехтовальщиками. Думаю, они не откажутся вновь попробовать свои силы, необходим, повторюсь, определенный толчок. Уверен, что при активной работе в течение 3-5 лет можно будет поднять дагестанское фехтование на должный уровень.