Купить PDF-версию
03:38 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
04:48 11.07.2014

Влюбленные в небо

Оба в детстве мечтали стать пилотами, но в силу различных причин у них это не получилось. Нельзя сказать, что сейчас они воплощают свои детские мечты в реальность. Авиация для них скорее хобби.

Я никогда не летал на воздушных судах, и мои сегодняшние собеседники — Абдул Омариев и Курбан Курбанов (на снимке) – предоставили на днях мне такую возможность. Хочу признаться, что идея подняться в воздух на самолете времен чуть ли не Второй мировой войны выглядела несколько авантюрной. Но Омариев с Курбановым отлично справились с управлением даже в условиях порывистого ветра. 

— Опасное у вас увлечение. Расскажите, с чего все начиналось. 

К. Курбанов: — В студенческие годы я занимался в аэроклубе, окончил школу ДОСААФ. На этом собственно все и закончилось. Но навыки сохранились.  
 
А. Омариев: — Я хотел поступить в летное училище, но не прошел медкомиссию. Осталась мечта – подняться в небо. Купил старенький самолет, восстановил его и сейчас вот летаю. Ребята помогли, научили. Какого-то особого мастерства в этом деле не достиг, единственное, что хорошо умею, – взлетать и садиться. 
 
— А что еще нужно-то?
 
— Для меня, любителя, этих навыков в принципе достаточно. И летаем мы в паре с Курбаном. 
 
К.Курбанов: — Если делать все согласно требованиям, то особой сложности нет. Но это очень ответственная работа, не все здесь так просто, есть свои нюансы.
 
— Заходил перед тем, как с вами встретиться, на форум авиалюбителей. Правда ли, что каждый самолёт по закону должен быть оборудован специальным пеленговым устройством?
 
— Необходимости в этом нет. У нас имеются навигационные приборы, которые точно показывают положение в пространстве.  
 
— Расскажите о своей «маши­не». ЯК-12М – маневренный са­молет? 


А. Омариев: — Он 1958 года выпуска. Был выпущен по запросу Минобороны и в свое время был самолетом разведки, штабным, а также санитарным в ВВС Советского Союза. Затем эти машины были списаны, а некоторая их часть распродана. Один из таких самолетов через посредников достался мне. Достаточно удачный, с хорошими летными характеристиками. Но сейчас он физически устарел, их осталось немного. Собираюсь в скором времени приобрести более современный аппарат.
 
— И во что обходится собственный самолет? Цена вопроса?
 
— Подержанный самолет можно купить по цене рядового джипа, в пределах 2-3 млн рублей. 
 
— Недешевое удовольствие. 
 
— Есть и более дорогие, но многие не видят смысла в их приобретении, потому как малая авиация в России, в том числе и в нашей республике, находится в зачаточном состоянии. Проблемы малой авиации связаны не только с отсутствием воздушных судов и прочей необходимой инфраструктуры. Основная – отсутствие законодательной базы для существования кластера малой авиации. Поклонники ее надеются, что ситуация изменится, благо, в последнее время есть некоторые тенденции для улучшения. В советские времена наша республика была одной из самых «летучих» в Союзе. Дагестан дал миру известных покорителей неба, достойных летчиков. Все знают Амет-Хана Султана, Юсупа Акаева, Наби Аминтаева, Гасрета Алиева, Мусу Манарова, Магомеда и Тайгиба Толбоевых. Это асы из асов. Года два назад, отдавая дань нашим авиаторам, мы своими силами открыли первый и единственный на Кавказе Махачкалинский авиационный учебный центр, но желающих пройти обучение не нашлось. Технические дисциплины у молодых на заднем плане. Все хотят быть экономистами, юристами и т.д. Тем не менее люди, влюбленные в небо, у нас есть, обидно, что многим из них уже за 50.  
 
— Нам действительно некому передать свой опыт, – соглашается с Омариевым присоединившийся к нашему разговору Муслим Гасанов, мастер спорта международного класса, чемпион Европы и призер мира по высшему пилотажу. — Мы варимся в собственном соку. Все внимание Министерства спорта республики сосредоточено на олимпийских дисциплинах. В советские годы был авиационно-спортивный клуб, ежегодно через него проходило более 1000 молодых людей. Сейчас времена другие. Вроде и аэродром есть, и специалисты. А пользоваться этим не хотят. Ну кто через лет 20 будет приезжать сюда и обучать наших ребят? Кому это нужно? 
 
К. Курбанов: — Никто не уделяет авиации внимания. Нам обидно. Вспоминаю, как в молодые годы мы, студенты, приходили ранним утром в аэроклуб ради десяти минут полета.     
 
А. Омариев: — Мы и сегодня хотим приобщить детей к этому делу с тем, чтобы они в дальнейшем, если даже не будут иметь возможности приобрести самолет, могли поступить в летные училища. Именно с этой целью создали базу, вложили деньги. 
 
М. Гасанов: — Многие летают, что называется, для души. Это, конечно, хорошо, но лично мое состояние души требует того, что необходимо подготовить одного-двух человек. Авиация не дает быстрого результата, требует расходов, но зато воспитывает молодежь в правильном направлении. Здесь формируются характер человека, его нравственные качества. Престиж авиации нужно поднимать. 
 
— Тяжело научиться летать? 


А. Омариев: — За два-три месяца можно обучить человека подняться в небо и благополучно приземлиться. Главное — желание. Мне было 56 лет, когда решил учиться летному делу. До этого с авиацией «не дружил», хотя в нашей семье были пилоты. Молодым, думаю, научиться будет намного проще. 
 
— Пробовали отрабатывать групповой пилотаж?


А. Омариев: — Группами иногда летаем, но типы самолетов разные, с разными характеристиками, и соответственно речь здесь не может идти о настоящем групповом пилотаже.


P.S. Все-таки летать – это здорово! Мне понравилось. А влюбленных в небо стало теперь на одного человека больше.
 
 

Статьи из «Спорт»

«Динамо» вышло в лидеры

4
Махачкалинское «Динамо»,­ одержав уверенную победу в Нижнекамске над «Нефтехимиком»,...

Кто победит: Махачев или Царукян?

11
В Лас-Вегасе состоялся долгожданный юбилейный турнир UFC...

С возвращением, Анзур Умамудинович!

15
Дагестанские футбольные команды сыграли успешно в...

Садулаев не теряет надежды

56
Двукратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира Абдулрашид Садулаев...

Мы такое не прощаем

70
МОК и лично Бах не поняли, какое место занимают в жизни малочисленных народов и великой...

Переписали историю

8
Сборная Дагестана по тяжелой атлетике успешно выступила на первенстве России среди юношей и...

Впереди финальный этап

15
Волейбольный клуб «Дагестан» занял первое место на чемпионате России среди команд высшей...

Предпоследний шанс

25
В Баку стартует олимпийский европейский лицензионный турнир по спортивной борьбе. Сегодня, 5...

«Динамо» упустило победу

10
В выездном матче 25-го тура первой лиги «Динамо» сыграло вничью с «Кубанью». Выступающий во...

Резерв в деле

3
Хасмагомед Джаватханов (86 кг) стал победителем международного турнира по боксу «Великий...