04:59 | 20 ноября, Пн

Махачкала

20.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Влюбленные в небо

A- A+

Оба в детстве мечтали стать пилотами, но в силу различных причин у них это не получилось. Нельзя сказать, что сейчас они воплощают свои детские мечты в реальность. Авиация для них скорее хобби.

Я никогда не летал на воздушных судах, и мои сегодняшние собеседники – Абдул Омариев и Курбан Курбанов (на снимке) – предоставили на днях мне такую возможность. Хочу признаться, что идея подняться в воздух на самолете времен чуть ли не Второй мировой войны выглядела несколько авантюрной. Но Омариев с Курбановым отлично справились с управлением даже в условиях порывистого ветра. 

– Опасное у вас увлечение. Расскажите, с чего все начиналось. 

К. Курбанов: – В студенческие годы я занимался в аэроклубе, окончил школу ДОСААФ. На этом собственно все и закончилось. Но навыки сохранились.  
 
А. Омариев: – Я хотел поступить в летное училище, но не прошел медкомиссию. Осталась мечта – подняться в небо. Купил старенький самолет, восстановил его и сейчас вот летаю. Ребята помогли, научили. Какого-то особого мастерства в этом деле не достиг, единственное, что хорошо умею, – взлетать и садиться. 
 
– А что еще нужно-то?
 
– Для меня, любителя, этих навыков в принципе достаточно. И летаем мы в паре с Курбаном. 
 
К.Курбанов: – Если делать все согласно требованиям, то особой сложности нет. Но это очень ответственная работа, не все здесь так просто, есть свои нюансы.
 
– Заходил перед тем, как с вами встретиться, на форум авиалюбителей. Правда ли, что каждый самолёт по закону должен быть оборудован специальным пеленговым устройством?
 
– Необходимости в этом нет. У нас имеются навигационные приборы, которые точно показывают положение в пространстве.  
 
– Расскажите о своей «маши­не». ЯК-12М – маневренный са­молет? 


А. Омариев: – Он 1958 года выпуска. Был выпущен по запросу Минобороны и в свое время был самолетом разведки, штабным, а также санитарным в ВВС Советского Союза. Затем эти машины были списаны, а некоторая их часть распродана. Один из таких самолетов через посредников достался мне. Достаточно удачный, с хорошими летными характеристиками. Но сейчас он физически устарел, их осталось немного. Собираюсь в скором времени приобрести более современный аппарат.
 
– И во что обходится собственный самолет? Цена вопроса?
 
– Подержанный самолет можно купить по цене рядового джипа, в пределах 2-3 млн рублей. 
 
– Недешевое удовольствие. 
 
– Есть и более дорогие, но многие не видят смысла в их приобретении, потому как малая авиация в России, в том числе и в нашей республике, находится в зачаточном состоянии. Проблемы малой авиации связаны не только с отсутствием воздушных судов и прочей необходимой инфраструктуры. Основная – отсутствие законодательной базы для существования кластера малой авиации. Поклонники ее надеются, что ситуация изменится, благо, в последнее время есть некоторые тенденции для улучшения. В советские времена наша республика была одной из самых «летучих» в Союзе. Дагестан дал миру известных покорителей неба, достойных летчиков. Все знают Амет-Хана Султана, Юсупа Акаева, Наби Аминтаева, Гасрета Алиева, Мусу Манарова, Магомеда и Тайгиба Толбоевых. Это асы из асов. Года два назад, отдавая дань нашим авиаторам, мы своими силами открыли первый и единственный на Кавказе Махачкалинский авиационный учебный центр, но желающих пройти обучение не нашлось. Технические дисциплины у молодых на заднем плане. Все хотят быть экономистами, юристами и т.д. Тем не менее люди, влюбленные в небо, у нас есть, обидно, что многим из них уже за 50.  
 
– Нам действительно некому передать свой опыт, – соглашается с Омариевым присоединившийся к нашему разговору Муслим Гасанов, мастер спорта международного класса, чемпион Европы и призер мира по высшему пилотажу. – Мы варимся в собственном соку. Все внимание Министерства спорта республики сосредоточено на олимпийских дисциплинах. В советские годы был авиационно-спортивный клуб, ежегодно через него проходило более 1000 молодых людей. Сейчас времена другие. Вроде и аэродром есть, и специалисты. А пользоваться этим не хотят. Ну кто через лет 20 будет приезжать сюда и обучать наших ребят? Кому это нужно? 
 
К. Курбанов: – Никто не уделяет авиации внимания. Нам обидно. Вспоминаю, как в молодые годы мы, студенты, приходили ранним утром в аэроклуб ради десяти минут полета.     
 
А. Омариев: – Мы и сегодня хотим приобщить детей к этому делу с тем, чтобы они в дальнейшем, если даже не будут иметь возможности приобрести самолет, могли поступить в летные училища. Именно с этой целью создали базу, вложили деньги. 
 
М. Гасанов: – Многие летают, что называется, для души. Это, конечно, хорошо, но лично мое состояние души требует того, что необходимо подготовить одного-двух человек. Авиация не дает быстрого результата, требует расходов, но зато воспитывает молодежь в правильном направлении. Здесь формируются характер человека, его нравственные качества. Престиж авиации нужно поднимать. 
 
– Тяжело научиться летать? 


А. Омариев: – За два-три месяца можно обучить человека подняться в небо и благополучно приземлиться. Главное – желание. Мне было 56 лет, когда решил учиться летному делу. До этого с авиацией «не дружил», хотя в нашей семье были пилоты. Молодым, думаю, научиться будет намного проще. 
 
– Пробовали отрабатывать групповой пилотаж?


А. Омариев: – Группами иногда летаем, но типы самолетов разные, с разными характеристиками, и соответственно речь здесь не может идти о настоящем групповом пилотаже.


P.S. Все-таки летать – это здорово! Мне понравилось. А влюбленных в небо стало теперь на одного человека больше.
 
 

Статьи из рубрики «Спорт»

  • «Зимний бархан-2017» 

    Дагестанская Федерация стрельбы из лука «Шёлковый путь» совместно с заповедником «Дагестанский» объявляет...

    13

    5 дней назад

  • Глава республики

    Встреча с Михаилом Мамиашвили 

    Вчера, 13 ноября, врио Главы РД Владимир Васильев провел рабочую встречу с президентом Общероссийской...

    36

    6 дней назад

  • Лёгкая атлетика

    Более 300 участников 

    В минувшие выходные на базе республиканского стадиона имени Елены Исинбаевой прошел чемпионат Дагестана...

    9

    6 дней назад

  • Две победы в двух матчах 

    В рамках очередного тура первенства России высшей лиги «А» ВК «Дагестан» встречался с командой «Прикамье»...

    14

    9:15  09.11.17

  • Футбол

    Игра за 6 очков 

    Еще три-четыре тура назад положение «Анжи» в чемпионате России казалось безнадежным: махачкалинцы замыкали...

    705

    9:05  08.11.17

  • Футбол

    Когда фаворит проигрывает 

    У незабвенных Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях», в самом, пожалуй, популярном плутовском романе...

    17

    9:35  03.11.17