Я не одобряю их выбор
Основатель всемирно известной халимбекаульской школы «Пять сторон света» Гусейн Магомаев известен тем, что с его именем связано появление восточных единоборств в Дагестане. А еще этот специалист подготовил немало выдающихся спортсменов современности, в их числе и мой сегодняшний собеседник - один из первых чемпионов СССР по карате и России по ушу-саньда Расул Чотанов.
Выступления на татами он успешно совмещал с тренерской деятельностью, азы которой постигал у того же Гусейна Магомаева. Тандем Магомаев-Чотанов продолжал успешно функционировать и после того, как карате в стране запретили, а секции по восточным единоборствам стали закрываться. Среди воспитанников Расула Джалаковича спортсмены с громкими именами и титулами. В карате это чемпионы СССР Гусейн Гамзатов и Багдасар Омариев, в ушу-саньда — чемпионы Европы Мурад Расулов, Магомедгасан Умаханов, Назим Абасов, победители и призеры чемпионатов мира Шамиль Магомедов, Омар Тагиров и многие другие. Тренирует он и сегодня. Хотя признается: занимающихся боевыми искусствами не так много, как раньше.
— Дети неохотно идут в наш зал, – рассказывает Чотанов. — Ушу-саньда, карате, кунг-фу и другие виды единоборств, не имеющих олимпийского статуса, по-прежнему финансируются по остаточному принципу. В лучшем случае выделяются средства для участия в чемпионате России, да и то это касается первых номеров. Остальные же ребята продвигаются сами, заняты поиском спонсоров. Это, конечно, никуда не годится.
— Можно ли выправить эту ситуацию? Все-таки основная задача спортсмена – подготовка к соревнованиям. Он не должен думать о том, где и каким образом добыть деньги на поездки.
— Все это так, но, как видите, ничего не меняется. Многое в этом вопросе зависит от воли нашего руководства, от Министерства спорта республики. Если бы к нам повернулись лицом и обеспечили финансирование, показатели, уверяю вас, были бы просто феноменальными. Хотя и сейчас при всех очевидных проблемах мы на передовых позициях в стране и в мире.
— Выходит, не все так плохо?
— Это только на первый взгляд. При таком отношении и конкуренции удерживать эту планку будет непросто. В карате, например, свои позиции мы потеряли. Тех же азербайджанцев в свое время мы вообще не брали в расчет, а сегодгня они задают тон на мировой арене. Где есть финансирование – есть и результат. В нынешних реалиях вырастить хорошего, высококлассного спортсмена становится все тяжелее. А еще труднее удержать его. Достигнув 18-летнего возраста, многие ребята идут в смешанные единоборства. Любительский спорт для них на втором месте.
— Согласитесь, их трудно обвинить в этом?
— Они идут туда, где им платят деньги. К примеру, в миксфайте представлено много наших ребят.
— Туда же перебрался, кстати, и «Король кунг-фу» Муслим Салихов, выигравший в любительской карьере все, что только возможно.
— Что поделать, других вариантов трудоустройства у него и у остальных наших спортсменов нет. Сам я не одобряю их выбор. Это очень жесткий (а временами и жестокий), травмоопасный вид спорта. То и дело приходится слышать, что кто-то получил серьезную травму или вовсе стал калекой.
— Но ведь вы и сами занимались карате, когда еще этот вид не имел четко регламентированных правил. И были одним из лучших каратистов своего времени.
— Правил как таковых тогда не было, однако лежачего в наше время никто не бил. Современное ММА напоминает мне гладиаторские бои.